Конкуренция и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы посредством всестороннего изучения представить системный анализ видов и форм конкуренции, механизма и условий его развития в экономике России.
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:
 раскрыть сущность конкуренции;
 выявить виды конкуренции;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 85.32 Кб (Скачать)

     2.2. Механизм рынка  несовершенной конкуренции

     Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

  • рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
  • характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
  • рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

     Так как модель совершенной конкуренции  является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки  в той или иной степени несовершенны.

     Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий.

     Большинство случаев несовершенной конкуренции  можно объяснить двумя основными  причинами. Во-первых, есть тенденция  к уменьшению количества продавцов  в тех отраслях, для которых  характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут  продавать свои продукты по более  низкой цене, чем мелкмие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

     Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего  количество фирм. В других случаях  может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.[9,с 84]

     В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.       

     Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком  диапазоне цен. Наличие диапазона  цен объясняется способностью продавцов  предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая  дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция -  тип отраслевого рынка, на котором  существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой  товара. На рынке монополистической  конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую  долю рыночного спроса на общий тип  товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции  размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

     Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который  характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и  сбыта и конкурирующих друг с  другом. Состоит из небольшого числа  продавцов, весьма чувствительных к  политике ценообразования и маркетинговым  стратегиям друг друга. Каждая фирма  проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит  от конкурентов и вынуждена считаться  с ними. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут  быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов  объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию  и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются  на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист  никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного  результата за счет снижения цен. С  другой стороны, если олигополист повысит  цены, конкуренты могут не последовать  его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры  в пользу конкурентов.

     Существуют  следующие определения монополии:

  • тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции;
  • исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству;
  • капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями - возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне и т.д..

     В зависимости от масштабов охвата рынка существует чистая и абсолютная монополии. Чистая монополия действует в масштабе одной отрасли рыночной деятельности, абсолютная монополия захватывает всю сферу национального хозяйства. Если чистая монополия образуется, как правило, частным лицом, то абсолютная монополия находится в руках государства.[5, с 109]

       По характеру и причинам возникновения монополии подразделяются на естественные, легальные и искусственные.

  • Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).
  • Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
  • Искусственные монополии.

     Естественные  монополии охватывают редкие товары, отрасли и виды производства. Эти  объединения образуются по поводу тех  объектов, относительно которых недопустимо  развивать конкуренцию. Обычно сюда относят железные дороги, оборонный  комплекс страны, некоторые виды транспорта и энергии. Как отмечал Стэнлейк, “конкуренция между предприятиями данных отраслей приведёт лишь к дублированию затрат на дорогостоящее основное оборудование”. Поэтому в этих отраслях необходимо создавать естественные монополии. Ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

     Для естественной монополии характерны:

  • положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;
  • наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;
  • возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;
  • нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;
  • убыточное предельное ценообразование.

       Легальные монополии регулируются  законодательством и защищены  от конкуренции. Участники этих  монополий могут иметь патентные  или авторские права и товарные  знаки. Эти “атрибуты” монополий  позволяют защитить создателя  и производителя какого-либо товара  от недобросовестных лиц, которые  пытаются нажить себе состояние,  используя чужие изобретения.  Нарушение другими лицами этих  прав карается законом.

     Если  главной целью легальных монополий  является защита своих прав, то искусственные  монополии создаются только ради получения денежной выгоды. Производитель  создаёт монополии, скупая и объединяя  под своей властью другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради получения монополистических  выгод.

     Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  1. Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
  2. Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  3. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
  4. Применяют более крупный капитал;
  5. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

        Искусственные монополии образуют  ряд конкретных форм - картель,  синдикат, трест и концерн, т.д. [12,с 147] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Оценка состояния  конкурентной среды  в РФ

     3.1.Конуренция  в условиях рынка  современной России

     Состояние конкуренции оценивается с использованием системы определенных показателей (индикаторов). В такой системе  показателей можно выделить структурные, поведенческие и функциональные признаки наличия конкуренции. К  структурным признакам можно  отнести достаточно большое число  покупателей и продавцов и  отсутствие искусственных барьеров входа на рынок. Среди поведенческих  признаков можно отметить независимость  действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, правильную информацию о рынке, отсутствие дискриминации. В числе функциональных признаков можно выделить отсутствие сверхприбыли, соответствие товаров  требованиям потребителей, инновационное  поведение хозяйствующих субъектов.[8, с 142]

     Рассмотрим состояние  конкуренции в России с помощью  структурных признаков.

     Общее количество предприятий и организаций, действующих в экономике России, по состоянию на начало 2010 года составило, по данным Росстата, 4,91 млн. единиц и выросло на 2,8% по сравнению с 2008 годом, продолжив позитивную тенденцию, наблюдавшуюся в предыдущем году (см. таблицу 1).

     Таблица 1.

     Распределение хозяйствующих субъектов по видам  экономической деятельности на 1 января соответствующего года

Виды  экономической деятельности *

(данные  на 1 января)

2006 г.

тыс.,

(%)

2007 г.

тыс., (%)

2008 г.

тыс., (%)

2009 г.

тыс., (%)

2010 г.

тыс.,

(%)

Изменение кол-ва субъектов (2010 к 2009), %
Всего по Российской Федерации 4 767,3 4 506,6 4 674,9 4 771,9 4 907,8 102,85
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство  293,2

(6,2)

261,5

(5,8)

233,6

(5,0)

222,1

(4,7)

207,6

(4,2)

93,47
Обрабатывающие  производства, 478,4

(10,0)

409,7

(9,1)

416,1

(8,9)

411,0

(8,6)

418,6

(8,5)

101,85
в т. ч. производство пищевых продуктов, включая напитки и табак 69,3

(1.5)

61,3

(1.4)

59,5

(1,3)

56,8

(1,2)

56,2

(1,1)

98,94
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфич. деятельность 56,0

(1,2)

52,3

(1,2)

55,0

(1,2)

56,4

(1,2)

58,1

(1,2)

103,01
   производство машин и оборудования  74,2

(1,6)

57,7

(1,3)

54,9

(1,2)

50,5

(1,1)

49,9

(1,0)

98,81
Строительство 371,7

(7,8)

351,8

(7,8)

390,5

(8,4)

462,0

(8,9)

433,7

(8,8)

93,87
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов  личного пользования 1831,4

(38,4)

1724,3

(38,3)

1807,5

(38,7)

1797,6

(37,7)

1 846,3

(37,6)

102,71 
в т. ч. торговля автотрансп. средствами, их тех. обслуживание и ремонт 85,3

(1,8)

95,1

(2,1)

110,8

(2,4)

123,3

(2,6)

132,1

(2,7)

107,14
оптовая торговля, включая торговлю через  агентов, кроме торговли автотранспортными  средствами 1379,9

(28,9)

1259,6

(28,0)

1317,7

(28,2)

1299,0

(27,2)

1329,5

(27,1)

102,35 
розничная торговля, кроме торговли автотрансп. средствами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 366,1

(7,7)

369,6

(8,2)

378,9

(8,1)

375,4

(7,9)

384,7

(7,8)

102,48 
Гостиницы и рестораны  79,7

(1,7)

80,9

(1,8)

84,7

(1,8)

85,9

(1,8)

90,7

(1,8)

105,59
Транспорт и связь 184,5

(3,9)

193,5

(4,3)

214,9

(4,6)

238,0

(5,0)

254,9

(5,2)

107,10
Финансовая  деятельность 102,5

(2,1)

94,2

(2,1)

98,9

(2,1)

101,2

(2,1)

104,1

(2,1)

102,87
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 689,8

(14,5)

659,0

(14,6)

709,5

(15,2)

775,4

(16,3)

834,6

(17,0)

107,63
в т. ч. управление эксплуатацией жилого фонда  47,8

(1,0)

51,3

(1,1)

53,7

(1,1)

70,8

(1,5)

84,4

(1,7)

119,21
государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 93,3

(2,0)

100,5

(2,2)

99,8

(2,1)

103,3

(2,1)

98,5

(2,0)

95,35 
образование 171,9

(3,6)

167,5

(3,7)

166,2

(3,6)

165,2

(3,5)

163,6

(3,3)

99,03
здравоохранение и предоставление социальных услуг 75,8

(1,6)

73,3

(1,6)

75,3

(1,6)

75,0

(1,6)

77,9

(1,6)

103,87
предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг  346,6

(7,3)

338,1

(7,5)

322,3

(6,9)

315,7

(6,6)

315,0

(6,4)

99,78

Информация о работе Конкуренция и ее социально-экономические последствия