Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, реферат
Одним из важнейших условий повышения эффективности промышленного производства является совершенствование форм его общественной организации - концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.
В результате
этого советская экономика
В базовых
отраслях промышленности "гиганты
индустрии" с каждой пятилеткой становились
все более невосприимчивыми к
научно-техническому прогрессу; в легкой,
обувной промышленности, машиностроении
неуклонно ухудшалось качество продукции,
и не только из-за отсутствия трудностей
с ее реализацией, но и потому, что
каждое предприятие производило
невзаимозаменяемые виды продукции. В
этих условиях не может быть конкуренции,
как и ситуации, при которой
кто-то произведет такую же продукцию
дешевле и более высокого качества.
В результате объективно исчезает потребность
в совершенствовании
Данная
особенность советской
Для проведения
государственной политики по развитию
товарных рынков и конкуренции, ограничению
монополистической деятельности образовано
Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке
Основные задачи, функции, полномочия и ответственность указанного Министерства определены Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К задачам, в частности, отнесено содействие формированию рыночных отношений, развитию предпринимательства и конкуренции. Соответственно поставлена задача предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, а также осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Основным
фактором, под воздействием которого
будет формироваться
перерегистрацию горизонтальных объединений типа концернов, ассоциаций, холдингов и т.п., преобразованных из старых управленческих структур;
формирование
механизма инициативного
учет антимонопольных требований при формировании экспортно-импортной политики;
совершенствование
законодательной базы антимонопольной
политики с внесением в антимонопольное
законодательство существенных изменений
и дополнений или принятием нового
антимонопольного закона, в большей
мере учитывающего специфику отечественного
народного хозяйства и
Первый
сектор - предприятия, конкурентоспособные
либо могущие стать
Второй
сектор - предприятия, которые не выдерживают
конкуренции импортных товаров.
Здесь будет обращаться особое внимание
на противодействие
Третий сектор - естественные монополии. Здесь будут применяться традиционные в мировой практике методы государственного регулирования, в частности, цен и тарифов.
Четвертый сектор - рынки, где иностранная конкуренция не будет оказывать серьезного воздействия вследствие масштабов страны, специфики продукции (быстропортящаяся или труднотранспортируемая) и других факторов. Здесь будут приняты традиционные методы антимонопольного регулирования, включая недопущение злоупотребления доминирующим положением, запрещение антиконкурентных соглашений, контроль за процессами концентрации производства, разрушение административных надстроек над производителем и т.п. Активизируется проблема антимонопольной направленности приватизации и конверсии, поддержки частного капитала. Будет осуществляться принудительное разделение отдельных хозяйственных объектов.
Вместе
с тем ставится в принципе верная
задача по созданию крупных межотраслевых
производственных объединений в
виде различных добровольных ассоциаций,
таких как концерны, холдинговые
компании, финансово-промышленные группы.
Концерн как одна из форм монополистического
объединения характеризуется
Наряду
с концернами в экономике страны
создаются холдинговые
предложение
должно содержать обоснование
сведения об основных видах деятельности, а также доле продукции на федеральном и местном рынках;
проект плана приватизации;
проект устава холдинговой компании.
Создание
холдинговых компаний может осуществляться
только с предварительного согласия
соответствующих органов власти
и управления субъектов Российской
Федерации, на территории которых расположены
предприятия, входящие в холдинговые
компании. Первая компания холдингового
типа была создана в
Холдинговые компании на практике приобретают различные юридические формы: государственные, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, частные фирмы.
Появление объединений холдингового типа в нашей стране связано с необходимостью сохранения управляемости после приватизации крупных предприятий (отраслей, подотраслей). При этом организуются холдинги по отраслевому, межотраслевому, территориальному, программно-целевому, ведомственному признакам.
Создание дочерних субхолдингов в странах СНГ позволяет решить проблему восстановления разрушенных хозяйственных связей.
Главное
преимущество холдингов состоит
в том, что их риск меньше суммы
рисков отдельных предприятий, входящих
в их орбиту. Защита от общего банкротства
становится более надежной. Это особенно
ценно в сложившейся ситуации,
когда многие предприятия стали
убыточными искусственно, являясь в
то же время незаменимыми в общей
технологической цепочке по выпуску
крайне необходимых конечных изделий.
Холдинговые компании способны формировать
структуры целых отраслей, даже не
занимаясь непосредственно
Холдинговые
компании, единственные из всех известных
организационных форм объединений
предприятий, ограничены в своем
распространении. Во "Временном положении
о холдинговых компаниях, создаваемых
при преобразовании государственных
предприятий в акционерные
Практика
создания холдингов (на протяжении последних
трех лет) более обширна в отраслях
топливно-энергетического
Наряду с созданием холдингов на первый план отечественных экономических реформ выходит формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ).
Организационно-правовой основой формирования и функционирования ФПГ в нашей стране является подписанный в декабре 1993 г. президентский Указ "О создании в России финансово-промышленных групп".
ФПГ - это группа предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых осуществляется в целях активизации инвестиций, структурной перестройки, производства конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции, возрождения индустриальной мощи страны, укрепления позиций приоритетных, наукоемких отраслей.
Они аккумулируют не только объединенную мощь промышленного, банковского, страхового, торгового капитала, но и интеллектуальный потенциал наиболее способных, дальновидных и преуспевающих предпринимателей.
Формирование
ФПГ опирается на имеющие объективный
характер интеграционные процессы в
экономике. Либерализация хозяйственной
жизни, функционирование фондового
рынка открыли новые
По состоянию на 1 марта 2002 г. официальный статус получили 88 групп, в том числе 16 межгосударственных и транснациональных ФПГ. В их состав на добровольной основе вошли более 1500 юридических лиц. Общая численность занятых составляет около 3,5 млн человек. Число работающих в каждой из ФПГ колеблется от 1,5 до 300 тыс. человек, количество предприятий, банков, коммерческих и иных фирм от 4 до 60. Совокупный годовой оборот продукции сектора ФПГ составил 15% ВВП.
Из 200 крупнейших банков России в состав ФПГ вошли или сами создали такие группы 48. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Среди наиболее крупных участников ФПГ такие промышленные предприятия, как Орско-Халиловский металлический комбинат, Красноярский алюминиевый завод, "Авто ВАЗ", "КамA3", Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Многие ФПГ имеют экспортную направленность. В некоторых из них в различных формах участвуют иностранные партнеры.
Совокупность
официально зарегистрированных ФПГ
отличается достаточно широкой
Отраслевое распределение ФПГ по основным видам деятельности промышленных участников представлено так: АПК - 16%, оборонная промышленность - 14%, машиностроение - 10%, химическая и нефтехимическая промышленность - 11%, стройиндустрия - 8%, автомобилестроение - 6%, металлургия - 4%, приборостроение - 6%, судостроение - 6%, легкая промышленность - 6%, ювелирная промышленность - 4%, ТЭК - 3%, лесопромышленный комплекс - 2%, добыча и переработка морепродуктов - 2%, прочие - 2%.
Большинство участников ФПГ - приватизированные или частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности.
Среди ФПГ можно назвать "Уральские заводы", "Объединенная горно-металлургическая компания", "Нефтепром", "Нижегородские автомобили", "Интеррос", "Балтийская строительная компания", "Донинвест", "БелРусАВто", "АПЕК", "Аэрофин", "Консорциум", "Русский текстиль".