Концентрация производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Одним из важнейших условий повышения эффективности промышленного производства является совершенствование форм его общественной организации - концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.

Работа содержит 1 файл

Концентрация производства.docx

— 43.31 Кб (Скачать)

В результате этого советская экономика оказалась  самой монополизированной. По данным Госкомстата СССР за 1988 год, в одном  только машиностроении насчитывалось 166 предприятий - абсолютных монополистов и 180 монопольных производств. Свыше  одной трети ассортимента важнейших  видов продукции производят на одном-единственном предприятии и примерно столько  же - на двух.

В базовых  отраслях промышленности "гиганты  индустрии" с каждой пятилеткой становились  все более невосприимчивыми к  научно-техническому прогрессу; в легкой, обувной промышленности, машиностроении неуклонно ухудшалось качество продукции, и не только из-за отсутствия трудностей с ее реализацией, но и потому, что  каждое предприятие производило  невзаимозаменяемые виды продукции. В  этих условиях не может быть конкуренции, как и ситуации, при которой  кто-то произведет такую же продукцию  дешевле и более высокого качества. В результате объективно исчезает потребность  в совершенствовании производства, в освоении новой техники, выпуске  новых товаров.

Данная  особенность советской индустрии  затрудняет движение к рынку, ибо  без конкуренции нельзя переходить к свободным ценам (хотя в нашей  экономике это оказалось возможным). Это же обстоятельство препятствует приватизации, поскольку превращение  гигантов индустрии с 50-100 тыс. трудящихся в акционерные предприятия или  передача их в коллективную собственность ничего не меняет. Функции и преимущества монополиста все равно остаются такими же, что у субъекта государственной собственности. Необходимы разукрупнение предприятий, создание сети мелких и средних производств с тем, чтобы они составили конкуренцию предприятиям-гигантам и по суммарному объему продукции, и по рекламе и качеству.

Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению  монополистической деятельности образовано Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Оно организует на местах свои территориальные  органы, действующие в рамках Правил рассмотрения дел о нарушении  антимонопольного законодательства.

Основные  задачи, функции, полномочия и ответственность  указанного Министерства определены Законом "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках". К задачам, в  частности, отнесено содействие формированию рыночных отношений, развитию предпринимательства  и конкуренции. Соответственно поставлена задача предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности, а также осуществление  государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Основным  фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная  политика в ближайшие несколько  лет, является открытие экономики для  иностранной конкуренции и установления единого курса рубля по отношению  к доллару. Поэтому в рамках среднесрочной  стратегии в условиях открытой экономики  выделяются первоочередные мероприятия  антимонопольной политики. Они включают:

перерегистрацию горизонтальных объединений типа концернов, ассоциаций, холдингов и т.п., преобразованных  из старых управленческих структур;

формирование  механизма инициативного разделения крупных хозяйственных субъектов, в том числе и в процессе приватизации; принятие необходимых  нормативных актов по этому вопросу;

учет  антимонопольных требований при  формировании экспортно-импортной  политики;

совершенствование законодательной базы антимонопольной  политики с внесением в антимонопольное  законодательство существенных изменений  и дополнений или принятием нового антимонопольного закона, в большей  мере учитывающего специфику отечественного народного хозяйства и приспособленного к потребностям открытой экономики. Имеется в виду также сформировать механизм антимонопольного регулирования  в рамках СНГ, учитывая, что объединения производителей уже выходят за национальные рамки. Среднесрочная стратегия антимонопольного регулирования определяется тем, что в условиях открытой экономики ситуация на рынке будет определяться, в первую очередь, экспансией зарубежных товаров. С этой точки зрения экономику можно разбить на четыре сектора.

Первый  сектор - предприятия, конкурентоспособные  либо могущие стать конкурентоспособными на мировом рынке. Им будет дана широкая  свобода в перестройке собственной  внутренней структуры, сняты ограничения  на рост концентрации производства, не будут преследоваться экспортные картели, создаваемые для совместного  выступления на мировом рынке. Вместе с тем намечено ужесточить санкции  за незаконные соглашения о разделе  рынка, регулировании цен, затруднении  доступа на рынок новых конкурентов.

Второй  сектор - предприятия, которые не выдерживают  конкуренции импортных товаров. Здесь будет обращаться особое внимание на противодействие недобросовестной конкуренции. Будет задействован механизм инициативного и в отдельных  случаях принудительного разукрупнения  предприятий, поскольку в рамках в целом неконкурентоспособного предприятия или объединения  могут оказаться жизнеспособные подразделения.

Третий  сектор - естественные монополии. Здесь  будут применяться традиционные в мировой практике методы государственного регулирования, в частности, цен  и тарифов.

Четвертый сектор - рынки, где иностранная конкуренция  не будет оказывать серьезного воздействия  вследствие масштабов страны, специфики  продукции (быстропортящаяся или труднотранспортируемая) и других факторов. Здесь будут приняты традиционные методы антимонопольного регулирования, включая недопущение злоупотребления доминирующим положением, запрещение антиконкурентных соглашений, контроль за процессами концентрации производства, разрушение административных надстроек над производителем и т.п. Активизируется проблема антимонопольной направленности приватизации и конверсии, поддержки частного капитала. Будет осуществляться принудительное разделение отдельных хозяйственных объектов.

Вместе  с тем ставится в принципе верная задача по созданию крупных межотраслевых  производственных объединений в  виде различных добровольных ассоциаций, таких как концерны, холдинговые  компании, финансово-промышленные группы. Концерн как одна из форм монополистического объединения характеризуется единством  собственности и контроля. В российском законодательстве подчеркивается сохранение предприятиями, входящими в состав концерна, своей самостоятельности, прав юридического лица, соблюдение антимонопольного законодательства. Из существующих в России концернов с лучшей стороны проявили себя объединения, созданные в газовой и электротехнической промышленности.

Наряду  с концернами в экономике страны создаются холдинговые компании. Рассмотрение вопроса о создании холдинговых компаний в порядке  объединения пакетов акций юридически самостоятельных предприятий осуществляется Министерством государственного имущества  РФ с соблюдением следующих требований:

предложение должно содержать обоснование необходимости  создания холдинговой компании, указание целей и задач ее деятельности;

сведения  об основных видах деятельности, а  также доле продукции на федеральном  и местном рынках;

проект  плана приватизации;

проект  устава холдинговой компании.

Создание  холдинговых компаний может осуществляться только с предварительного согласия соответствующих органов власти и управления субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены  предприятия, входящие в холдинговые  компании. Первая компания холдингового типа была создана в автосельхозмашиностроении - "Автосельхозмашхолдинг". Постановлением правительства Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. № 1311 были утверждены лесопромышленные холдинговые компании. Они созданы в целях упорядочения процессов структурной перестройки в лесопромышленном комплексе, содействия кооперации предприятий-смежников, сохранения существующих технологических и производственных связей, осуществления предприятиями технологически замкнутого цикла производства, единой инвестиционной и научно-технической политики, а также увеличения экспортного потенциала.

Холдинговые компании на практике приобретают различные  юридические формы: государственные, акционерные общества, общества с  ограниченной ответственностью, частные  фирмы.

Появление объединений холдингового типа в  нашей стране связано с необходимостью сохранения управляемости после  приватизации крупных предприятий (отраслей, подотраслей). При этом организуются холдинги по отраслевому, межотраслевому, территориальному, программно-целевому, ведомственному признакам.

Создание  дочерних субхолдингов в странах СНГ позволяет решить проблему восстановления разрушенных хозяйственных связей.

Главное преимущество холдингов состоит  в том, что их риск меньше суммы  рисков отдельных предприятий, входящих в их орбиту. Защита от общего банкротства  становится более надежной. Это особенно ценно в сложившейся ситуации, когда многие предприятия стали  убыточными искусственно, являясь в  то же время незаменимыми в общей  технологической цепочке по выпуску  крайне необходимых конечных изделий. Холдинговые компании способны формировать  структуры целых отраслей, даже не занимаясь непосредственно производством. А как известно, именно структурная перестройка нашей промышленности лежит в основе реформирования экономики.

Холдинговые компании, единственные из всех известных  организационных форм объединений  предприятий, ограничены в своем  распространении. Во "Временном положении  о холдинговых компаниях, создаваемых  при преобразовании государственных  предприятий в акционерные общества", утвержденном Указом Президента РФ № 1392 от 16 ноября 1992 г., дан обширный перечень отраслей народного хозяйства, в  которых не допускается создание холдинговых компаний. Внутри остальных  отраслей ограничений на образование  таких компаний нет.

Практика  создания холдингов (на протяжении последних  трех лет) более обширна в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также приживается в оборонных  отраслях промышленности.

Наряду  с созданием холдингов на первый план отечественных экономических  реформ выходит формирование российских финансово-промышленных групп (ФПГ).

Организационно-правовой основой формирования и функционирования ФПГ в нашей стране является подписанный  в декабре 1993 г. президентский Указ "О создании в России финансово-промышленных групп".

ФПГ - это  группа предприятий, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых  осуществляется в целях активизации  инвестиций, структурной перестройки, производства конкурентоспособной  на внутренних и мировых рынках продукции, возрождения индустриальной мощи страны, укрепления позиций приоритетных, наукоемких отраслей.

Они аккумулируют не только объединенную мощь промышленного, банковского, страхового, торгового  капитала, но и интеллектуальный потенциал наиболее способных, дальновидных и преуспевающих предпринимателей.

Формирование  ФПГ опирается на имеющие объективный  характер интеграционные процессы в  экономике. Либерализация хозяйственной  жизни, функционирование фондового  рынка открыли новые возможности  перелива капитала в привлекательные  сферы деятельности, диверсификации производства, создания различных хозяйственных  структур, объединяющих промышленный, финансовый, торговый капитал.

По состоянию  на 1 марта 2002 г. официальный статус получили 88 групп, в том числе 16 межгосударственных и транснациональных ФПГ. В их состав на добровольной основе вошли  более 1500 юридических лиц. Общая  численность занятых составляет около 3,5 млн человек. Число работающих в каждой из ФПГ колеблется от 1,5 до 300 тыс. человек, количество предприятий, банков, коммерческих и иных фирм от 4 до 60. Совокупный годовой оборот продукции сектора ФПГ составил 15% ВВП.

Из 200 крупнейших банков России в состав ФПГ вошли  или сами создали такие группы 48. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных ФПГ. Среди наиболее крупных участников ФПГ такие  промышленные предприятия, как Орско-Халиловский металлический комбинат, Красноярский алюминиевый завод, "Авто ВАЗ", "КамA3", Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Многие ФПГ имеют экспортную направленность. В некоторых из них в различных формах участвуют иностранные партнеры.

Совокупность  официально зарегистрированных ФПГ  отличается достаточно широкой диверсифицированностью. Они охватили более 100 направлений деятельности в самих разнообразных отраслях народного хозяйства.

Отраслевое  распределение ФПГ по основным видам  деятельности промышленных участников представлено так: АПК - 16%, оборонная промышленность - 14%, машиностроение - 10%, химическая и нефтехимическая промышленность - 11%, стройиндустрия - 8%, автомобилестроение - 6%, металлургия - 4%, приборостроение - 6%, судостроение - 6%, легкая промышленность - 6%, ювелирная промышленность - 4%, ТЭК - 3%, лесопромышленный комплекс - 2%, добыча и переработка морепродуктов - 2%, прочие - 2%.

Большинство участников ФПГ - приватизированные  или частные предприятия, объединенные по типу вертикальной или горизонтальной интеграции, разнообразные по отраслевой и региональной принадлежности.

Среди ФПГ можно назвать "Уральские  заводы", "Объединенная горно-металлургическая компания", "Нефтепром", "Нижегородские автомобили", "Интеррос", "Балтийская строительная компания", "Донинвест", "БелРусАВто", "АПЕК", "Аэрофин", "Консорциум", "Русский текстиль".

Информация о работе Концентрация производства