Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, реферат
Одним из важнейших условий повышения эффективности промышленного производства является совершенствование форм его общественной организации - концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли.
Имеют
место случаи, когда чрезмерное укрупнение
производства при данном уровне техники
приводит даже к ухудшению технико-
Строительство
крупных предприятий требует
больших капитальных вложений, длительных
сроков их создания и освоения. Крупные
предприятия требуют много
В связи
с этим возникает необходимость
целесообразного сочетания
На небольших специализированных предприятиях может быть сосредоточено и уникальное, мелкосерийное производство.
Для промышленности
Российской Федерации характерна высокая
степень концентрации производства,
поскольку в прошлом
Основной объем производства промышленной продукции в настоящее время сосредоточен на крупных предприятиях. Около 2% промышленных предприятий (с численностью занятых свыше 5 тыс. человек) выпускают более 40% всего объема продукции, при производстве которой получено свыше половины всей прибыли в промышленности.
Концентрация производства привела к тому, что в России на одном предприятии сосредоточен весь выпуск троллейбусов, картофелеуборочных комбайнов, мотороллеров, врубовых машин, проходческих комбайнов, отдельных видов каучуков, катионных красителей, кинофотопленки и целого ряда других видов продукции.
Для многих отраслей промышленности характерна олигополия - сосредоточение выпуска значительной части однородной продукции на двух-четырех крупнейших предприятиях. Так, например, динамную сталь выпускают три предприятия, на их долю приходится почти весь ее выпуск, полистирол и сополимеры стирола - четыре предприятия (96%), шины для сельскохозяйственных машин - четыре (82%), магнитную ленту - два (100%), кальцинированную соду - три (92%), автогрейдеры - три (100%).
Разновидность
олигополии - двухсторонняя монополия,
когда на рынке продукции один
продавец и один покупатель. Такая
ситуация сложилась в выпуске
двигателей для грузовых автомобилей,
которые производит Заволжский моторный
завод, а единственным их потребителем
является ПО "ГАЗ". Магистральные
электровозы, производимые только Новочеркасским
электровозостроительным
В целях ограничения и ликвидации монополизма в промышленности в 1989 г. было принято решение о развитии в стране малых предприятий, в июле 1991 года обнародовано Постановление Совета Министров РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". Таким образом, одним из основных направлений подготовки к переходу к рыночной экономике становится стимулирование развития в промышленности России и других отраслях хозяйствования малого бизнеса, рождающегося на передовом опыте отечественной и зарубежной практики.
3. Планирование концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятий
Планирование процессов концентрации, управление этими процессами на научной основе и выбор оптимальных размеров предприятий занимает важное место в системе планирования промышленного производства.
Планирование концентрации требует детального изучения факторов, определяющих уровень концентрации, а значит, и размер предприятий. Одни факторы действуют во всех отраслях промышленности, другие - в пределах отдельных отраслей или групп родственных отраслей.
К общим
(народнохозяйственным) факторам относятся:
научно-технический прогресс, уровень
специализации и
Как общие,
так и специфические факторы
действуют в тесной взаимосвязи,
и при определении оптимального
размера предприятий
Наряду с этим при экономическом обосновании оптимальных размеров промышленных предприятий должны приниматься во внимание следующие условия:
а) общественная потребность в данном виде промышленной продукции;
б) обеспечение выполнения требований научно-технического прогресса;
в) повышение
эффективности капитальных
г) наиболее полное использование всех имеющихся ресурсов, снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства;
д) организационные и экономические границы эффективного хозяйственного управления предприятиями.
В промышленности
разработана классификация
Все отрасли объединены в следующие группы:
отрасли добывающей промышленности, в которых оптимальный размер предприятий определяется количеством и качеством полезных ископаемых месторождений и экономически целесообразным сроком их эксплуатации, обеспечивающим к моменту окончания извлечения ископаемых полную амортизацию горных выработок;
монопродуктовые отрасли обрабатывающей промышленности, изготовляющие относительно однообразную, простую продукцию. В этих отраслях (прежде всего черная и цветная металлургия) оптимальные размеры предприятий определяются, главным образом, единичной мощностью и производительностью современных агрегатон и уровнем комбинирования, обеспечивающими высокий экономический эффект;
отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая и др.), в которых оптимальный размер предприятий определяется путем установления целесообразного набора цехов и производств для каждого типа промышленных предприятий, обеспечивая при этом наиболее полное и эффективное использование системы машин или потоков и возможностей специализации производства;
отрасли,
перерабатывающие первичное сельскохозяйственное
и малотранспортабельное сырье.
Здесь оптимальные размеры
Оптимальные
размеры предприятия не абсолютны
по своей природе, а поэтому не
могут устанавливаться вне
Следовательно,
под оптимальными размерами предприятий
в промышленности понимаются такие,
которые обеспечивают выполнение заданий
плана по выпуску продукции и
приросту производственных мощностей
с минимумом приведенных затрат
(с учетом капитальных вложений в
сопряженные отрасли
Научно
обоснованное определение оптимальных
размеров промышленных предприятий - это
не только экономическая, но и сложная
математическая задача. Для изучения
закономерностей и измерения
влияния на концентрацию производства
определяющих ее факторов, а также
характера их взаимосвязей с основными
показателями хозяйственной деятельности
- производительностью труда, себестоимостью,
рентабельностью и другими, необходимо
применение математических методов
и современной электронно-
Проблема оптимизации производства и соответственно ответа на вопрос, каким должен быть оптимальный размер предприятия, со всей остротой встала и перед западными предпринимателями, президентами компаний и фирм. И это несмотря на то, что, например, для большинства отраслей обрабатывающей промышленности США эффект концентрации производства имеет огромное значение. Фирмы, преуспевающие в деле расширения масштабов своей деятельности, сумевшие воспользоваться положительным эффектом массового производства, в результате выжили и процветают ("Дженерал моторз", АТТ, "Экссон", "Пруденшилз лайф иншуренс" и др.).
Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказались в незавидном положении производителей с высокими издержками, обреченных на существование на грани разорения и в конечном счете - банкротства.
Однако сегодня те американские компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на концентрации производства, не столько выигрывают, сколько теряют. В современных условиях такой подход изначально ведет к снижению не только гибкости, но и эффективности производства: оказывается, что сегодня даже по производительности труда крупнейшие предприятия утратили свои былые преимущества. По данным исследовательской организации "Хей эссошиэйтс", производительность труда у работников предприятий и организаций с численностью занятых менее 500 человек по меньшей мере на 50% выше, чем там, где число занятых перевалило за 4,5 тыс. человек.
Кроме этого предприниматели помнят: небольшой размер предприятий означает меньший объем инвестиций и, следовательно, меньший финансовый риск. Что касается чисто управленческой стороны проблемы, то американские исследователи отмечают, что по их наблюдениям, предприятия с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и слабо реагируют на возникающие проблемы.
Поэтому ряд американских компаний в 60-е годы пошел на разукрупнение своих отделений и предприятий с целью существенного уменьшения размеров первичных производственных звеньев. Например, "Дженерал моторз" среди своих многочисленных подразделений создала пять автомобилестроительных ("Шевроле", "Бьюик", "Олдзмо-биль", "Понтиак" и "Кадиллак"), каждое из которых обладает значительной автономией и конкурирует с остальными. Это было сделано в процессе поиска такой степени децентрализации, которая позволила бы полностью реализовать положительный эффект концентрации и в то же время избежать отрицательного эффекта.
4. Концентрация производства и монополизм
В нашей экономике стремление к концентрации производства было доведено до абсурда. В стране шло настоящее соревнование по гигантомании, однако на самом деле концентрация была во многом формальной и не опиралась на рациональную структуру управления и организацию производства, передовую технологию, специализацию, сочетаясь с "натуральным" хозяйством (самообеспечением), низкой степенью использования основных и оборотных фондов и трудовых ресурсов. Если в энергетике и металлургии концентрация в определенной степени оправдана (более мощные агрегаты непрерывного действия в расчете на единицу удельной стоимости вырабатывают при правильном использовании больше продукции), то в других отраслях с прерывным циклом производства концентрация сверхразумных пределов неэффективна, ибо крайне усложняет управление производством, снабжение сырьем, полуфабрикатами и т.д. Но в любом случае высокая концентрация ложится тяжелым бременем на транспортную сеть страны, и без того перегруженную из-за огромных масштабов нашего государства.
Западный опыт показал, что крупные компании, склонные к монополизации производства и разделу рынков, нередко тормозят научно-технический прогресс, ибо монопольное положение не способствует росту заинтересованности в обновлении номенклатуры выпускаемой продукции и во внедрении новшеств. Нередки случаи скупки крупными фирмами патентов и лицензий не столько для использования, сколько для того, чтобы они не достались конкурентам. Практика убеждает, что для инновации особенно пригодны малые фирмы, ибо они более подвижны, быстрее могут переналаживать производство и осваивать выпуск новых изделий. Но этот опыт не был использован в нашей хозяйственной деятельности, и процесс концентрации продолжался вплоть до упразднения и распада СССР.