Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:02, курсовая работа
Целью курсовой является выявление концептуальных основ развития крупномасштабного производства в современной экономике.
В соответствии с данной целью в работе решались следующие задачи:
• определить экономическую природу крупномасштабного производства;
• определить характер и принципы заводской концентрации, вертикальной и горизонтальной интеграции в современной экономике;
• выявить факторы и предпосылки концентрации;
• раскрыть геополитические и внешнеэкономические аспекты становления и развития крупномасштабных производственных структур;
• исследовать становление монополий в России
• определить место и значение ТНК в национальном и международном масштабах
ТНК часто делятся на три больших группы:
• Горизонтально интегрированные ТНК - управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.
• Вертикально интегрированные ТНК - управляют подразделениями в определенной стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.
• Раздельные ТНК - управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены. 25
Выделяют
следующие основные
– особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;
– особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;
– особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.
Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.
Наиболее важным считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»), которая экспортирует более 98% своей продукции. Что касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.
В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК, в научной литературе называют сильно различающиеся данные о количестве ТНК (на начало 2000-х – от 40 тыс. до 65 тыс.) и масштабов их деятельности.26
Крупнейшие в мире транснациональные корпорации все больше проникают на российский рынок, а вся послевоенная история западноевропейских стран, Японии и “новых индустриальных стран” свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ними только в том случае, если он сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, адекватные международным аналогам и способные проводить активную внешнеэкономическую политику.27
ТНК, выступающие движущей силой прямых инвестиционных инвестиций, пока играют скромную роль в экономике России.
Деятельность иностранных ТНК в России размещена географически крайне неравномерно. Основное количество международных компаний сосредоточено прежде всего в районах с высокоразвитой инфраструктурой – Москве, Санкт-Петербурге. Сравнительно небольшое число предприятий с иностранным капиталом размещается в промышленно развитых областях – Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием экспортоориентированной добывающей промышленности –Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае.
ТНК на российском рынке функционируют согласно своей традиционной географической стратегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают свои капиталы в основном в Москве и Северо-западном регионе России, а американские и японские компании расширяют свою деятельность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморье.
При образовании ТНК всё чаще используется система слияний/ поглощений (покупка акций). Например, таким образом развивается компания «Nestle».
История «Nestle»уходит корнями в 1866 год. Именно в этом году Генри Нестле, решив побороть детскую смертность, изобрел Farine Lactee — первую в мире молочную смесь для грудных детей — и приступил к ее производству.
Всего через 5 лет после изобретения нового продукта, петербургский торговец Александр Венцель подписал эксклюзивный контракт с Генри Нестле на поставку «Детской Муки Nestle» на территории Российской Империи.
С тех пор ассортимент продукции «Nestle» постоянно расширяется, и в настоящее время насчитывает свыше 8000 торговых марок продуктов питания, которые знают потребители на всех пяти континентах.
Основное направление деятельности «Nestle» связано с производством продуктов питания. Кроме этого, компания «Nestle» владеет акциями предприятий парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности.
История кофе NESCAFE® берет начало в далеких тридцатых годах, когда представители бразильского Института кофе обратились к компании «Nestle», признанному лидеру в области разработки и производства продуктов питания, с просьбой найти способ сохранения и промышленной переработки кофейных зерен.
В течение семи лет экспериментов и лабораторных опытов кофейный гуру Макс Моргенталер (Max Morgenthaler) и его коллеги искали способ приготовления качественного кофе и сохранения естественного аромата, просто добавив воды. Ответ был найден.
О NESCAFE®, первом растворимом кофе, произведенным в промышленных условиях, мир услышал 1 апреля 1938 года. Название напитка произошло от комбинации слов Nestle и Cafe. Производство кофе NESCAFE® было начато на фабрике в швейцарском городке Орб, в 50 км от штаб-квартиры компании «Nestle» в городе Вевей. С тех пор кофе NESCAFE® неизменно остается лидером в производстве растворимого кофе.
NESQUIK® был изобретен специалистами компании «Nestle» в 1948 году и стал первым в мире растворимым шоколадным напитком.
Готовые завтраки NESTLE® производятся на трех специализированных предприятиях — в Перми (Россия), Торуни (Польша) и Румили (Франция). В России компания NESTLE® является лидером рынка готовых завтраков.
Компания NESTLE WATERS уже многие годы ведет активную деятельность в России, осуществляя продажи своих ведущих международных брэндов, а также производство и продвижение локальных марок. В 2003 году «НЕСТЛЕ УОТЕРС» приобрела компанию «ЧИСТАЯ ВОДА», ведущего российского поставщика бутилированной воды на дом и в офисы. 28
Компания «Nestle» начала развитие бизнеса кормов для домашних животных в 1985 году с покупки компании Carnation и брэнда FRISKIES®, после чего укрепила свои позиции в Европе, приобретя компанию Spillers Pet Foods в 1998 году и Ralston-Purina в 2001 году.
В 2007 году состоялось открытие завода по производству сухих кормов для домашних животных российского подразделения «Нестле Пурина ПетКер». Новая фабрика, расположенная в Калужской области, стала первым локальным производством «Нестле Пурина ПетКер» в России. Объем инвестиций в строительство и оснащение фабрики составил более 30 миллионов долларов США.
Сегодня «Nestle» является крупнейшим производителем продуктов питания в мире. В группе «Nestle» работают более 280 000 человек, ей принадлежат 456 фабрик и промышленных предприятий в 84 странах. В 2009 году общий объем продаж корпорации «Nestle» достиг 108 миллиардов швейцарских франков. Чистая прибыль компании составила в 2009 году 15,7 миллиардов швейцарских франков.29
Отношения «Нестле» с Россией имеют давнюю историю. Компания поставляла свою продукцию в Россию уже в конце ХIX века, когда петербургский торговец Александр Венцель подписал эксклюзивный контракт с Генри Нестле на поставку молочной продукции на территории Российской Империи.
Новый этап наступил в начале 90-х годов XX века, когда «Нестле» создала сеть импортеров и дистрибьюторов, которые стали активно развивать продажи основных торговых марок «Нестле», включая NESCAFE® и NESQUIK®.
В апреле 1995 года Societe pour l’Exportation des Produits Nestle S.A. открыло свое представительство в Москве. Год спустя ООО «Нестле Фуд» стала полноценной российской компанией, организовав сеть собственных складов и наладив систему сбыта и маркетинга для продвижения продукции на российском рынке. В 2006 региональные офисы, расположенные в регионе Евразия, стали подчиняться российскому головному офису «Нестле», таким образом, компания расширила географию своей деятельности и стала вести бизнес в регионе Россия-Евразия. В 2007 году компания получила новое имя — «Нестле Россия». С 1 января 2007 года начал осуществляться план по слиянию многочисленных юридических лиц группы компаний «Нестле» в единую компанию под новым названием «Нестле Россия».
Сегодня «Нестле» является лидером рынка кофе, рынка продуктов детского питания, кулинарии, рынков упакованного шоколада и готовых завтраков, а также и наращивает свое присутствие на рынках мороженого, кормов для домашних животных и бутиллированной воды. Многолетний успех «Нестле» на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов. В первую очередь, «Нестле» укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в стране за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта.
Деятельность «Нестле» в России была высоко оценена ведущими представителями индустрии и экспертами. В 1998 году Американская Торговая Палата в России объявила «Нестле» «Компанией года» за ее приверженность российскому рынку, производственный рост и узнаваемость продукции. В мае 2004 года «Альфа-Банк» и Институт Лаудера вручили «Нестле» почетную награду «За заслуги в области иностранных инвестиций в России — 2004».30
Деятельность «Нестле» является ярким примером горизонтальной интеграции.
Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Примером является гигантская организационно-хозяйственная структура РАО «Газпром» - 100%-ый монополист в добыче и экспорте газа и обеспечивающие около 20% западноевропейских потребностей в этом сырье. «Газпром» является самым крупным в России источником поступления конвертируемой валюты, экспортируя ежегодно газа на сумму 6-7 млрд. долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы национальных границ. «Газпром» имеет фирмы со своим участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной деятельности «Газпрома» стала Германия. «Газпром» через совместное предприятие с дочерней компанией концерна «БАСФ» контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию «Газпрома» входит участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литвы и Эстонии. 31
Газпром в полной мере использует преимущества вертикальной интеграции. Мы реализуем единую стратегию развития всех элементов газового бизнеса от разведки и добычи до распределения и сбыта газа. Единый центр принятия решений позволяет Газпрому осуществлять маневр финансовыми и материально-техническими ресурсами. Компания способна реализовывать самые масштабные проекты. Вертикальная интеграция компании обеспечивает баланс развития добычных и транспортных мощностей в соответствии с приоритетными бизнес-задачами.
В
современных ТНК в России уже
благодаря новым компьютерным технологиям
превалирует сетевая
К 2012 году под Москвой появится технопарк по разработке программного обеспечения, в котором будет работать 10 тысяч специалистов. Проектно-изыскательские работы будут начаты уже в текущем году.
Информация о работе Концентрация производства и ее историческая динамика