Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:56, контрольная работа
Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо прежде всего рассмотреть категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AD);все перемены в экономике страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения. AD и AS могут быть представлены как общая сумма соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны, то есть мы должны объединить тысячи отдельных цен - на зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть, духи и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.
1. Совокупный спрос.
1.1. Ценовые факторы совокупного спроса.
1.2. Неценовые факторы совокупного спроса.
2. Совокупное предложение.
2.1. Три сегмента кривой совокупного предложения.
2.2. Неценовые факторы совокупного предложения.
3. Равновесие: реальный объем производства и уровень цен.
4. Изменения в равновесии.
4.1. Смещение кривой совокупного спроса.
4.2. Эффект храповика.
5. Теории совокупного спроса и совокупного предложения в
6. Аспекты решения проблем экономической нестабильности.
7. Теория совокупного спроса.
8. Теория совокупного предложения.
Заключение.
Используемая литература
В таблице 2 перечисляются такие "прочие условия", при изменении которых смещается кривая совокупного предложения. Эти факторы называются НЕЦЕНОВЫМИ ФАКТОРАМИ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, потому что все они, вместе взятые, «определяют» положение кривой совокупного предложения. Факторы, указанные в таблице 2, имеют одну общую черту: когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции. Предприятия стремятся к прибыли, которая представляет собой разницу между ценой продукта и издержками на единицу продукции. Вследствие повышения цен на товары, то есть более высокого уровня цен, предприятия увеличивают реальный объем производства. А узкие места в производстве означают, издержки на единицу продукции имеют тенденцию к повышению, когда производство расширяется по направлению к полной занятости. Поэтому кривая совокупного предложения на промежуточном отрезке отклоняется вверх.
Важно отметить, что кроме изменений в реальном объеме национального производства есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Эти факторы перечислены в таблице 2. Когда один или несколько факторов изменяются, происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево. То есть, когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.
Неценовые факторы совокупного
предложения. Факторы,
смещающие кривую совокупного
предложения. Таблица
2.
______________________________
1. Изменение цен на ресурсы
а) Наличие внутренних ресурсов
1) земля
2) трудовые ресурсы
3) капитал
4) предпринимательские способности
б) Цены на импортные ресурсы
в) Господство на рынке
2. Изменение в производительности
3. Изменение правовых норм
а) Налоги с предприятий и субсидии
б) Государственное регулирование
______________________________
ЦЕНЫ НА РЕСУРСЫ. Цены на ресурсы - в отличие от цен на готовую продукцию - являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Ниже рассматриваются факторы, влияющие на цены на ресурсы.
НАЛИЧИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ. При увеличении наличных ресурсов кривая производственных возможностей общества смещается вправо, что влечет за собой смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выбрасывать на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
1. З е м л я.
Земельные ресурсы могут
2. Т р у д о в ы е р е с у р с ы. Около 70% затрат предприятий идет на заработную плату рабочим и служащим. Следовательно, при прочих равных условиях, изменения в заработной плате оказывают существенное влияние на издержки на единицу продукции и на характер кривой совокупного предложения. Увеличение имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов приводит к уменьшению цены на рабочую силу, а их уменьшение - к увеличению этой цены.
3. К а п и т
а л. Совокупное предложение
имеет тенденцию к повышению,
когда общество наращивает
4. П р е д п р и н и м а т е л ь с к и е с п о с о б н о с т и. Количество предприимчивых людей в экономике с течением времени изменяются, и поэтому кривая совокупного предложения смещается. Вполне возможно, что особое внимание, уделяемое средствами массовой информации в последнее время тем, кто нажил состояние благодая своей предприимчивости, увеличит количество людей, стремящихся к предпринимательской деятельности, и это сместит кривую совокупного предложения вправо.
ЦЕНЫ НА ИМПОРТНЫЕ РЕСУРСЫ. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают наши производственные мощности. Импортные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объема национального производства в нашей стране. Отсюда можно сделать следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличивает наше совокупное предложение; повышение цен на эти ресурсы уменьшает наше совокупное предложение. Недавно возникший фактор, который периодически ведет к изменению цен на импортные ресурсы, - колебания валютного курса. Чтобы понять, как это происходит, предположим, что цена иностранной валюты по отношению к рублю упала, то есть стоимость рубля повысилась. Это даст возможность российским фирмам получить больше иностранной валюты за каждый российский рубль. Это означает, что для российских производителей цена на импортные ресурсы, выраженная в рублях, упадет. При этих условиях следует ожидать, что российские фирмы увеличат импорт зарубежных ресурсов и добьются уменьшения издержек на единицу продукции при данном уровне ее объема. Такие издержки на единицу продукции смещают кривую совокупного предложения в России вправо. И наоборот, в случае увеличения цены на иностранную валюту по отношению к рублю, то есть обесценивание рубля, к чему мы в России уже привыкли, цены на импортные ресурсы повысятся. В результате этого импорт этих ресурсов уменьшится, издержки на единицу продукции взлетят вверх и кривая совокупного предложения сместится влево.
ГОСПОДСТВО НА РЫНКЕ. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены на ресурсы и совокупное предложение. ГОСПОДСТВО НА РЫНКЕ - это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. Ослабление или усиление рыночной монополии профсоюзов тоже может повлиять на характер кривой совокупного предложения. Усиление влияния профсоюзов может вызвать повышение заработной платы членов профсоюза и, как следствие, увеличение издержек на единицу продукции, тем самым смещая кривую совокупного предложения влево. И наоборот, ослабление влияния пофсоюзов может привести к снижению заплаты членов профсоюза, уменьшению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения вправо.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ. Производительность - это отношение реального объема национального производства к количеству использованных ресурсов. Другими словами, производительность - это показатель среднего объема выпуска, или реального объема производства, на единицу затрат.
Производительность = ------------------------------
Увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства. При уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупного предложения вправо; и наоборот, уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ. Изменения в правовых нормах, в соответствии с которыми функционируют все предприятия, могут изменить издержки на единицу продукции и сместить кривую совокупного предложения. Рассмотрим две категории таких изменений.
НАЛОГИ И СУБСИДИИ. Увеличение таких налогов с предприятий, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Например, увеличение налогов на социальное обеспечение, выплачиваемых предприятиями, увеличит производственные издержки и сократит совокупное предложение, а субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме или снижение налоговых ставок, уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. В большинстве случаев предприятиям дорого обходится государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники концепции экономики предложения и дерегулирования яростно доказывают, что увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы, неизбежной в условиях высокорегулируемой экономики, дерегулирование снизит издержки на единицу продукции. И наоборот, усиление регулирования приведет к увеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения.
3. РАВНОВЕСИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И УРОВЕНЬ ЦЕН.
Как показано на рисунке 5а на макроуровне пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.
Равновесие на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения Рисунок 5
|
||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
Pe |
||||||||||||||||||
P1 |
Pe |
|||||||||||||||||
0 |
Q1 |
Qe |
Q2 |
0 |
|
1 |
e |
2 |
||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
|
|
Сначала рассмотрим рисунок 5а, на котором кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке. Чтобы показать, почему Pe представляет собой равновесную цену, а Qe - равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной Р1, а не Ре. Кривая совокупного предложения показывает, что при уровне цен Р1 предприятия не превысят реальный объем национального продукта, равный Q1. А какой объем реального продукта будут готовы приобрести потребители внутри страны, фирмы и правительство, а также иностранные покупатели при Р1? Кривая совокупного спроса отвечает - Q2. Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объема национального продукт Реальный объем производства Реальный объем производства Рисунок 5а. Рисунок 5б взвинтити уровень цен до Ре. Как показывают стрелки на рисунке 5а, повышение уровня цен с Р1 до Ре заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до Qe, а потребителей - уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны в экономике наступит равновесие.
На рисунке 5б кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианском отрезке, то есть там, где кривая расположена горизонтально. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объема национального производства. Если бы промышленный сектор произвел больший объем национального продукта, Q2, его нельзя было бы продать. Совокупного спроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь национальный продукт. Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, предприятия сократили бы производство до равновесного уровня Qe (что показано стрелкой, направленной влево), и рынок бы опустел. И наоборот, если бы фирмы производили объем национального производства, обозначенный Q1, их запасы быстро бы уменьшились, потому что объем продаж был бы больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы производство, и объем национального продукта увеличился, как показано стрелкой, направленной вправо.
4. ИЗМЕНЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ
На этом этапе анализа сместим кривые совокупного спроса и совокупного предложения и посмотрим влияние этого шага ни реальный объем национального производства (а следовательно, и на занятость) и уровень цен.
4.1. СМЕЩЕНИЕ КРИВОЙ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Предположим, что домохозяйства и предприятия решили увеличить свои расходы, то есть купить больший объем продукции при данном уровне цен, в результате чего кривая совокупного спроса сместится вправо. Они могут принять такое решение по целому ряду возможных причин, перечисленных в списке неценовых факторов совокупного спроса (таблица 1).