Ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент или новой управленческой парадигмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо прежде всего рассмотреть категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AD);все перемены в экономике страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения. AD и AS могут быть представлены как общая сумма соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны, то есть мы должны объединить тысячи отдельных цен - на зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть, духи и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.

Содержание

1. Совокупный спрос.
1.1. Ценовые факторы совокупного спроса.
1.2. Неценовые факторы совокупного спроса.
2. Совокупное предложение.
2.1. Три сегмента кривой совокупного предложения.
2.2. Неценовые факторы совокупного предложения.
3. Равновесие: реальный объем производства и уровень цен.
4. Изменения в равновесии.
4.1. Смещение кривой совокупного спроса.
4.2. Эффект храповика.
5. Теории совокупного спроса и совокупного предложения в
6. Аспекты решения проблем экономической нестабильности.
7. Теория совокупного спроса.
8. Теория совокупного предложения.
Заключение.
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

РГГУ. Совокупный спрос, предложение (экономическая теория).doc

— 230.50 Кб (Скачать)

НАЛОГИ С ПРЕДПРИЯТИЙ. Увеличение налогов с предприятий  приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

ТЕХНОЛОГИИ. Новые усовершенствованные  технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса.

ИЗБЫТОЧНЫЕ МОЩНОСТИ. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы и кривая совокупного спроса смещается вправо.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.

              Таблица 1 говорит нам, что стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

РАСХОДЫ НА ЧИСТЫЙ ЭКСПОРТ.

              Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Прежде всего объем чистого экспорта изменяют национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД  ДРУГИХ СТРАН. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного производства, так и произведенных в нашей стране. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ. Изменения  курса рубля по отношению к другим валютам являются вторым факторам, который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастет. Это значит, что рубль обесценится по отношению к иене. То есть, если цена рубля в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения рубля и иены японские потребители смогут получить больше рублей за определенную сумму иен. А потребители в России получат меньше иен за каждый рубль. Следовательно, для японских потребителей российские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в России смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму рублей. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в России.

 

 

 

 

 

2.  СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

              Совокупное предложение - это модель представленная на рисунке 3 в виде кривой, которая показывает уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом этому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является прямой, или положительной.

2.1.  КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА.

              В процессе нашего макроэкономического анализа мы узнаем, что существуют большие разногласия по поводу природы и формы кривой совокупного предложения. Эта кривая состоит из трех определенных сегментов, или отрезков. В наших рассуждениях мы будем исходить из того, что сама кривая совокупного предложения не смещается.

Кривая совокупного предложения                 Рисунок 3.

                   

 
   
   
   
   

0

   

 Q

 

  Qf

     

 

              Три сегмента кривой совокупного предложения определяются как

1) кейнсианский (горизонтальный) 
2) промежуточный (отклоняющийся вверх) 
3) классический (вертикальный) отрезки.

              Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных затрат (ресурсов) на объем продукции. Другими словами, издержки на единицу продукции при данном уровне выпуска продукции - это среднее издержки на данный объем продукции.

КЕЙНСИАНСКИЙ (ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ) ОТРЕЗОК. На рисунке 3 Qf обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. При этом объеме национального продукта возникает естественный уровень безработицы. Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Рабочий, который два-три месяца был без работы, вряд ли будет рассчитывать на повышение зарплаты, когда вернется на свою работу. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными. В действительности реальный объем национального продукта и занятость уменьшаться из-за постоянного уровня цен и заработной платы.

              Этот горизонтальный отрезок называют КЕЙНСИАНСКИМ - по имени известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, который проанализировал функционирование капиталистической экономики на фоне "Великой депрессии" 30-х годов, когда безработица в США достигла 25%. В этой плачевной экономической ситуации можно было расширять производство, не опасаясь повышения производственных издержек или цен. И наоборот, как утверждал Кейнс, снижение цен и заработной платы не привело бы к ослаблению спада реального объема производства и занятости.

КЛАССИЧЕСКИЙ (ВЕРТИКАЛЬНЫЙ) ОТРЕЗОК. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при объеме производства, Qf. Экономика при данном объеме производства находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.

              Следует сделать два замечания по поводу вертикального отрезка кривой совокупного предложения. Во-первых, этот отрезок рассматривается классической экономической наукой, в соответствии с выводами которой благодаря определенным силам, присущим рыночной экономике, полная занятость становится нормой. Поэтому вертикальный отрезок называется также КЛАССИЧЕСКИМ отрезком кривой совокупного предложения. Во-вторых, "полная занятость" и "реальный объем производства при полной занятости" - это скользкие понятия. Это справедливо не только потому, что рабочий день и размеры рабочей силы иногда можно увеличить сверх нормальных пределов. Но и потому что периодически фактический ВНП превышает потенциальный ВНП. Так, в фазе процветания экономики ежедневный рабочий день и рабочая неделя могут увеличиваться. Рабочие могут также прибегнуть к совместительству, то есть к такой практике, когда человек работает в двух местах. Но нам достаточно сказать, что существует определенный реальный объем национального производства, который соответствует полной занятости.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (ВОСХОДЯЩИЙ) ОТРЕЗОК. Наконец, на промежуточном отрезке между Q и Qf мы видим, что увеличение реального объема национального производства сопровождается ростом уровня цен. Это происходит потому, что вся экономика практически состоит из бесчисленного количества рынков товаров и ресурсов и полная занятость возникает неравномерно и неодновременно. Поэтому, когда реальный объем национального производства QQf, в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.

              Как мы уже говорили, форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры. Некоторые экономисты, которых называют представителями классической или неоклассической школы, утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объема производства и занятость. Другие, известные как кейнсианцы, считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства и занятости.

Изменение совокупного  предложения                 Рисунок 4.

                         
 

 
   

 
   
   
   
   
   
   
   
   

0

                     

 

2.2. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Анализ кривой совокупного  предложения показал, что реальный объем национального производства увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения а объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом национального производства и уровнем цен при прочих равных условиях. Но когда одно или несколько из этих "прочих условий" изменяются, смещается сама кривая совокупного предложения. Смещение кривой от AS1 к AS2 на рисунке 4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые предприятия будут производить больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства (нисходящая кривая совокупного предложения).

Информация о работе Ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент или новой управленческой парадигмы