Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:09, реферат
Данная работа характеризует классическое направление в истории экономических учений. В ней рассматривается следующий круг вопросов: как в экономической науке трактуют термин «классическая поли¬тическая экономия»; какие этапы охватывает в своем развитии классическая политичес¬кая экономия; каковы особенности предмета и метода изучения «классической школы», а также основные экономические теории на четырех этапах развития классической школы политической экономии.
Введение
Основная часть:
Общая характеристика классического направления:
1.1. Определение классической политической экономии
. Этапы развития классической политической экономии
Экономические учения представителей классической политической экономии:
Экономическое учение А. Смита
Экономическое учение Д. Рикардо
Экономическое учение Ж.Б. Сэя
Экономическое учение Дж. С. Милля
Заключение
Список литературы
Теория производственных факторов основывается на положении Сэя об определяющей роли полезности в формировании ценности благ и умножении богатства.
Ж. Б. Сэй первым из классиков четко и однозначно сформулировал идею о том, что ценность товара равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. сумме доходов владельцев производственных факторов, используемых при изготовлении данного товара. При этом, по Ж.Б. Сэю, каждый фактор производства участвует в процессе производства, оказывая свою услугу, а следовательно, вносит свой вклад в создание ценности товаров. Величина такого вклада определяется на рынке конкретного товара. Размер заработной платы характеризует вклад труда, размер процента - вклад капитала, размер земельной ренты - вклад земли. Предпринимательская прибыль сводится им к заработной плате высококвалифицированного труда, связанного с организацией производственной деятельности, т. е. эффективным комбинированием других факторов производства. Этому виду труда - труду предпринимателя - французский экономист придавал особое значение. Именно предприниматели обеспечивают предложение готовых товаров и предъявляют спрос на факторы производства, тем самым, давая занятость рабочей силе. Через них также осуществляется распределение богатства.
Закон рынков Сэя
В рамках своей теории рынков сбыта Сэй сформулировал закон, названный впоследствии его именем.
Сей формирует четыре основных закона рынка:
Этот закон, в свою очередь, приводит к следующим следствиям:
▪ общее перепроизводство невозможно;
▪ то, что выгодно для отдельного хозяйствующего субъекта, выгодно для экономики в целом;
▪ импорт выгоден для экономики, поскольку оплачивается ее продуктами;
▪ те силы общества, которые потребляют, но не производят, разоряют экономику.
Теория рынков сбыта Сэя приводила к мысли о внутренней стабильности и устойчивости капиталистической экономики. Безработицу и спады производства следовало - на ее основе - трактовать как временные феномены, не имеющие долгосрочного значения. Данная точка зрения на макроэкономическую стабильность рыночной экономики была опровергнута только в 1930-е годы.
Теория воспроизводства
Чтобы объяснить «долгожительство» главной концепции Ж.Б.Сэя— концепции о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта и о бескризисном экономическом росте, воплотившейся в так называемом законе рынков, — необходимо указать на три обстоятельства, своими корнями уходящие в наследие А.Смита.
Во-первых, смитовский «естественный порядок» предполагает гибкость цен и гибкость заработной платы, взаимовыгодный при пассивной роли денег обмен трудом и результатами своего труда всех субъектов рынка. С учетом этого по «закону Сэя» иной ход вещей совершенно неприемлем.
Во-вторых, также «благодаря» А.Смиту «закон Сэя» исключает всякое вмешательство в экономику извне. В нем поддерживается требование о минимизации бюрократического по своей природе государственного аппарата, недопущении протекционизма.
И, в-третьих, «закон
Сэя» предрекает поступательное развитие
рыночных экономические отношении
в обществе на базе достижений
научно-технического
прогресса. Несовершившиеся катаклизмы,
которые «обещал» С.Сисмонди в случае
падения приоритетной роли и
экономической жизни страны
участников уходящего в прошлое натурального
хозяйства—«третьих лиц» (ремесленников,
крестьян, кустарей), также отметали
аргументы против этого «закона».
Теория
доходов
Труд, земля и капитал, участвуя в процессе производства, по мнению Ж.Б.Сэя, оказывают услугу по созданию не только стоимости, но и доходов. Но триединая формула, вытекающая из теории трех факторов, в соответствии с которой фактор «труд» порождает заработную плату как доход рабочих, фактор «капитал» порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор «земля» ренту как доход землевладельцев, по сути своей явилась своеобразной интерпретацией взглядов А.Смита.
Речь идет о том, что, заимствовав у А.Смита идею о воздействии классовой структуры общества на происхождение и распределение различных видов доходов, Ж.Б.Сэй как бы «уточнил», что названные выше факторы («труд», «капитал», «земля») имеют самостоятельное
значение в создании доходов рабочих, капиталистов и
землевладельцев.
2.4.Экономическое
учение Дж. С. Милля
Джон Стюарт Милль (1806-1873) - один из завершителей классической политической экономии и «признанный авторитет в научных кругах, чьи исследования выходят за пределы технической экономики».
Дж.С.Милля принял рикардианский взгляд на предмет политической экономии, выдвинув на первый план «законы производства» и «законы распределения».
Из социологических работ Милля самая крупная — «Основания политической экономии».
К теории стоимости Дж.С.Милль рассмотрел понятия «меновая стоимость», «потребительская стоимость», «стоимость» и некоторые другие, он обращает внимание на то, что стоимость (ценность) не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие относительное.
Богатство, по мнению Милля, состоит из благ, обладающих меновой стоимостью как характеристическим свойством. «Вещь, за которую ничего нельзя получить взамен, как бы полезна или необходима она ни была, не является богатством... Например, воздух, хотя и является абсолютной необходимостью для человека, на рынке никакой цены не имеет, так как его можно получить практически безвозмездно». Но как только ограничение становится ощутимым, вещь сразу же приобретает меновую стоимость. Денежным выражением стоимости товара является его цена.
Стоимость денег измеряется количеством товаров, на какие их можно купить. «При прочих равных условиях стоимость денег меняется обратно пропорционально количеству денег : всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает её в совершенно одинаковой пропорции... Это - специфическое свойство денег». Значимость денег в экономике мы начинаем понимать лишь тогда, когда денежный механизм даёт сбои.
Непосредственно цены устанавливаются конкуренцией, которая возникает из-за того, что покупатель старается купить дешевле, а продавцы - продать дороже . При свободной конкуренции рыночная цена соответствует равенству спроса и предложения. Напротив, «монополист может по своему усмотрению назначить любую высокую цену, лишь бы она не превышала той, какую потребитель не сможет или не захочет уплатить; но сделать это не может, только ограничив предложение».
В длинный период времени цена товара не может быть ниже издержек его производства, так как никто не хочет производить себе в убыток. Поэтому состояние устойчивого равновесия между спросом и предложением «наступает только тогда, когда предметы обмениваются друг на друга соразмерно их издержкам производства».
Капиталом Милль называет накопленный запас продуктов труда, возникающий в результате сбережений и существующий «путём его постоянного воспроизводства». Сами сбережения понимаются как «воздержание от текущего потребления ради будущих благ». Поэтому сбережения растут вместе с нормой процента.
Производственная деятельность ограничивается размерами капитала. Однако «каждое увеличение капитала проводит или может привести к новому расширению производства, причём без определённого предела... Если существуют способные к труду люди и пища для их пропитания, их всегда можно использовать в каком-либо производстве». Это одно из основных положений, отличающих классическую экономическую науку от более поздней.
Милль признаёт, однако, что развитию капиталов присущи другие ограничения. Одно из них - сокращение доходов на капитал, которое он объясняет падением предельной производительности капитала. Так, увеличения объема продукции сельского хозяйства «никогда нельзя добиться иначе, чем посредством увеличения затрат труда в пропорции, повышающей ту, в которой возрастает объем сельскохозяйственной продукции».
В целом
при изложении вопроса о
Сущность денег Милль анализирует, исходя из простой количественной теории денег и теории рыночного процента.
Творчество
Милля означало завершение становления
классической экономической науки, начало
которой было положено Адамом Смитом.
Классическая школа политической экономии видела свою задачу в том, чтобы выявить объективную основу цены товаров. Эту основу «классики связывали с затратами труда и других факторов производства, т.е. выводили из причин, не зависящих, как они полагали, от отношения человека к вещи, его оценок вещи.
Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней.
Величайшая
заслуга классиков состоит в том, что они
поставили в центр экономики и экономических
исследований труд как созидательную
силу и стоимость как воплощение ценности,
положив тем самым начало трудовой теории
стоимости. Классическая школа стала провозвестницей
идей экономической свободы, либерального
направления в экономике. Представители
классической школы выработали научное
представление о прибавочной стоимости,
прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах
классической школы, по сути, зародилась
экономическая наука.
Заслуги классической школы:
Основными идеями классической политической экономии являются:
Человек рассматривается только как «экономический человек», у которого имеется лишь одно стремление - стремление к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культура, обычаи и т.п. не принимаются во внимание.