Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:09, реферат
Данная работа характеризует классическое направление в истории экономических учений. В ней рассматривается следующий круг вопросов: как в экономической науке трактуют термин «классическая поли¬тическая экономия»; какие этапы охватывает в своем развитии классическая политичес¬кая экономия; каковы особенности предмета и метода изучения «классической школы», а также основные экономические теории на четырех этапах развития классической школы политической экономии.
Введение
Основная часть:
Общая характеристика классического направления:
1.1. Определение классической политической экономии
. Этапы развития классической политической экономии
Экономические учения представителей классической политической экономии:
Экономическое учение А. Смита
Экономическое учение Д. Рикардо
Экономическое учение Ж.Б. Сэя
Экономическое учение Дж. С. Милля
Заключение
Список литературы
Введение
Основная часть:
1.1. Определение классической политической экономии
Заключение
Список
литературы
Введение
Данная
работа характеризует классическое
направление в истории
До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.
Именно в это времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.
Представители
классической школы заново сформулировали
предмет и метод изучения экономической
теории. Рост мануфактуризации (а затем
индустриализации) выдвинул на первый
план промышленное
производство,
которое отодвинуло торговый и ссудный
капитал. Отсюда в качестве предмета изучения
на первое место выдвинулась сфера производства.
1.Общая характеристика классического направления
1.1.
Определение классической
политической экономии
Классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце XVII века — 30-х гг. XIX века.
Классическая политическая экономия изучает все сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. От поверхностного описания хозяйственных явлений (например, обмена товаров на деньги) она переходит к открытию их сущности и законов развития экономики.
Следует отметить, что впервые термин «классическая политическая экономия» употребил один из ее завершителей К.Маркс для того, чтобы показать ее специфическое место в «буржуазной политической экономии». И состоит специфика, по Марксу, в том, что от У.Петти до Д.Рикардо в Англии и от П.Буагильбера до С.Сисмонди во Франции классическая политическая экономия «исследовала действительные производственные отношения буржуазного общества».
Классическая
политическая экономия возникла тогда,
когда предпринимательская
Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую классической называют, прежде всего, за научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки.
Классическая
школа политической экономии относится
к числу зрелых направлений экономической
мысли, оставивших глубокий след в истории
экономических учений. Экономические
идеи классической школы не потеряли своего
значения до наших дней. Классическое
направление зародилось в XVII веке и расцвело
в XVIII и начале XIX века. Величайшая заслуга
классиков состоит в том, что они поставили
в центр экономики и экономических исследований
труд как созидательную силу и стоимость
как воплощение ценности, положив тем
самым начало трудовой теории стоимости.
Классическая школа стала провозвестницей
идей экономической свободы, либерального
направления в экономике. Представители
классической школы выработали научное
представление о прибавочной стоимости,
прибыли, налогах земельной ренте. В недрах
классической школы, по сути, зародилась
экономическая наука.
1.2. Этапы развития классической политической экономии
По общепринятой оценке классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция). Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Одна из них — марксистская — указывает на период первой четверти XIX в., и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж.С.Милля.
В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.
Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У.Петти и П.Буагильбер безотносительно друг от друга первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Осуждая меркантилизм и, исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.
Завершила
первый этап классической политической
экономии, так называемая школа физиократов,
получившая распространение во Франции
в середине и начале второй половины XVIII
в.
Второй
этап развития классической политической
экономии охватывает период последней
трети XVIII в. и несомненно связан с именем
и трудами А.Смита — центральной фигуры
среди всех ее представителей. Его «экономический
человек» и «невидимая рука» провидения
убедили не одно поколение экономистов
о естественном порядке и неотвратимости
независимо от воли и сознания людей стихийного
действия объективных экономических законов.
Во многом благодаря ему вплоть до 30-х
гг. XX столетия неопровержимым считалось
положение о полном невмешательстве правительственных
предписаний в свободную конкуренцию.
И это о нем, как правило, говорят, что «...ни
один западный студент, ученый не может
считать себя экономистом без знания его
(А.Смита. — Я.Я.) трудов».
Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи и в том числе ученики А.Смита подвергли углубленной проработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. В числе представителей данного этапа следует особо выделить французов Ж.Б.Сэя и Ф.Бастиа, англичан Д.Рикардо, Т.Мальтуса и Н.Сениора, американца Г.Кэри и др. Хотя эти авторы, следуя, как они утверждали, А.Смиту, происхождение стоимости товаров и услуг видели либо в количестве затраченного труда либо в издержках производства (но такого рода затратный подход в действительности оставался недоказательным), все же каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления рыночных отношений довольно заметный след.
Четвертый
этап развития классической политической
экономии охватывает период второй половины
XIX в., в течение которого упомянутые выше
Дж.С.Милль и К.Маркс обобщили лучшие достижения
школы, С другой стороны, к этому времени
уже обретали самостоятельное значение
новые, более прогрессивные направления
экономической мысли, получившие впоследствии
названия «маржинализм» (конец XIX в.). Что
касается новаторства идей англичанина
Дж.С.Милля и К.Маркса, писавшего свои труды
в изгнании из родной Германии, то эти
авторы классической школы, будучи строго
привержены положению об эффективности
ценообразования в условиях конкуренции
и осуждая классовую тенденциозность
и вульгарную апологетику в экономической
мысли, все же симпатизировали рабочему
классу, были обращены «к социализму и
реформам». К.Маркс, кроме того, особо подчеркивал
усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом,
которая, обостряя классовую борьбу, должна,
на его взгляд, неизбежно привести к диктатуре
пролетариата, «отмиранию государства»
и равновесной экономике бесклассового
общества.
2.
Экономические учения
представителей
классической
Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке Кирколде, в семье таможенного чиновника. С детства, проявив способности к учению, в 14 лет поступил в Глазговский университет. В числе лучших студентов был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете. Оттуда А. Смит вернулся в Эдинбург с намерением заняться самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. Уже тогда, судя по его лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма, особенно принципа свободы торговли.
Своего высшего развития классическая политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо. Как и их предшественники, основатели классической школы рассматривали экономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения.
Главным трудом Адама Смита по политической экономии является фундаментальная работа - «Исследование о природе и причинах богатства народов». Книга Смита состоит из пяти частей. В первой он анализирует вопросы стоимости и доходов, во второй – природу капитала и его накопление. В них он изложил основы своего учения.
В остальных
частях он рассматривает развитие экономики
Европы в эпоху феодализма и становление
капитализма, историю экономической
мысли и государственные
Адам
Смит объясняет, что главная тема его работы
- экономическое развитие: силы, действующие
временно и управляющие богатством народов.
Смит дал
глубокий смысл своей доктрине «максимального
удовлетворения потребностей». Он показал,
что:
В основу своего исследования Адам Смит положил трудовую теорию стоимости, считая законом определения стоимости, затраченным на производство товара трудом и обмен товаров соответственно заключенному в них количеству труда. Вместе с тем он предпринял попытку продвинуться от исходной, простейшей формулировки трудовой теории стоимости к анализу реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразования в условиях капитализма свободной конкуренции.