Кембриджская школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:45, контрольная работа

Описание работы

Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.[2,С.96

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Как известно, любая система стремится  к достижению равновесного состояния  и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.[2,С.96]

     Неоклассический синтез - тенденция буржуазной политической экономии, представляющая собой попытку  объединить общую теорию концепции  ценообразования и распределения дохода, сформировавшиеся в рамках неоклассической теории общего экономического равновесия в кон. XIX - нач. XX вв., и кейнсианскую концепцию макроэкономического равновесия и роста национального дохода, возникшую в 30-х гг. XX в. [1,С.80]

     Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода.[5,С.158]

     Инвестиционная  деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли  и (или) достижения иного полезного эффекта.[6,С.2]

 

  1. Неоклассический синтез. Кембриджская школа

     Теория  Кембриджской школы представлена исследованиями А.Маршалла, Ф.Эджуорта, А.Пигу. Наиболее серьёзный вклад внёс А.Маршалл (1842-1924) , один из крупнейших буржуазных учёных в истории экономической мысли. Его теория, основы которой изложены в “Принципах политической экономии”, стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии и других течений. Она положила начало новому направлению современной экономической науки – неоклассической политэкономии.[1,С.82]

     Неоклассицизм. Борьба за умы людей между классической и маржинальной школой во второй половине XIX века высветила ряд неразрешимых вопросов. Конфликт нарастал, и нужна была третья точка зрения, которая могла бы примерить, объединить, синтезировать позиции классиков и маржиналистов. Эту задачу и решила следующая концепция, которая вошла в историю под названием «неоклассический синтез» или «неоклассика».     Неоклассика – это экономическая теория, согласно которой непредвиденные изменения уровня цен способны вызвать макроэкономическую нестабильность в кратковременном периоде, по утверждению неоклассиков, сохраняет стабильность при производстве национального продукта, обеспечивающим полную занятость ресурсов благодаря гибкости цен и заработной платы.

         Основателем этого направления  считается Альфред Маршал (1842 –  1924) главным трудом которого была  книга «Принципы политической  экономии», вышедшая в 1890 году. Будучи учеником Дж.Миля, первоначально А.Маршалл был добропорядочным сторонником классической школы, но не мог не учитывать результатов маржинального анализа. Кроме того, тип мышления А.Маршалла заметно отличался от типа мышления его предшественников. Дело в том, что вся экономическая наука была построена на принципе каузальности, то есть в основе лежал причинно-следственный подход. И экономисты-классики и маржиналисты искали причину ценности. У каждой из школ источник стоимости, ценности был свой, но он обязательно был. А.Маршалл использовал функциональный подход, смысл которого состоит в том, что все экономические явления находятся между собой не в причинно-следственной, а в функциональной зависимости. По А.Маршаллу если ни покупатель, ни продавец не имеют по отношению друг к другу какой-либо власти и в процессе заключения сделок не вмешивается третья сила (например, государство), цена сделки станет результатом соглашения между продавцом и покупателем. До заключения сделки существуют как бы две цены товаров. С одной стороны, каждый продавец хотел бы продать свой товар по максимально высокой цене, но рискует вовсе его не продать, если цена эта не устроит покупателя.[1,С.85]

     С другой стороны, покупатель хотел бы купить товар как можно дешевле, но также рискует не получить товар  вовсе, если цена эта не устроит продавца. Цена продавца в своем минимальном значении определяется затратами на его производство, себестоимостью. Цена покупателя в своем максимальном значении равна предельной полезности этого товара. Торг идет до тех пор, пока цена продавца не совпадает с ценой покупателя, эта равновесная цена и становится ценой товара. Таким образом, цена продавца устанавливается по классическому канону, а цена покупателя – маржинальному.

     Реальная  же цена сделки есть нечто среднее. Из этого примера видно, что в  неоклассицизме произошел своеобразный синтез двух подходов, который дал нечто новое. Это новое состоит в том, что цена является результатом количественного соотношения между спросом и предложением на данном рынке. Цена сделки и величина спроса находятся между собой в обратной зависимости: Чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Цена и предложение находятся между собой в прямой зависимости: чем выше цена, тем выше предложение. 

     При равенстве спроса и предложения  цена на мгновение перестает колебаться и становится рыночной равновесной ценой. Любое отклонение цен от их равновесного уровня приводит к несоответствию величин спроса на товар и предложения товара. Это обстоятельство порождает движение рыночной цены в направлении уравновешивания спроса и предложения. Цены приходят к равновесным значениям за счет того, что восстанавливается равенство между спросом и предложением. Таким образом, рыночный или ценовой механизм способен без вмешательства извне отрегулировать уровень цен на рынках.[4,С.105]

     Государство не должно вмешиваться в этот тонкий механизм, так как любое даже произведенное из лучших соображений, вмешательство нарушает баланс сил и в конечном итоге приведет к нерациональному использованию ограниченных, редких ресурсов. А.Маршалл считал, что нарушение работы рыночного механизма может происходить не только из-за государственного вмешательства, но также из-за того, что продавец может приобрести власть над рынком, независимо от покупателя формировать рыночные цены, тем самым став продавцом-монополистом. Однако он полагал, что это положение продавца не может сохранятся длительное время из-за конкуренции среди производителей. В реальности экономика начала XX века продемонстрировала рост и устойчивость монополистических тенденций.

     Основная  мысль неоклассического синтеза: когда достигнута полная занятость, начинает действовать сфера рыночного саморегулирования (свободное ценообразование, перелив капитала).[1,С.74]

 

    2 Равновесная цена и эффективность производства. Поведение фирмы в области ценообразования. Ценовая дискриминация. Практические подходы к проблеме ценообразования.

     Как известно, любая система стремится  к достижению равновесного состояния  и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.[3,С.26]

     Рыночное  равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения  товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение со здоровым "экономическим кровообращением", в котором нет явлений распада, вызываемых "болезнями" экономики - инфляцией, безработицей. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.

     Рыночное  равновесие - ситуация на рынке, когда  спрос (D) и предложение (S) находятся  в состоянии равновесия, которое  характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. То есть объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe)[3,С.27]

     Равновесная цена - единая цена, по которой продается  и покупается равновесное количество товара.

     Но  состояние равновесия на рынке неустойчиво, так как изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

     Если  реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток  товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, так как продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

     Чтобы избежать изменения цены, производители  могут сократить предложение (S,S1), что приведет к сокращению объема до QD.

     Если  реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

     Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага  ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.[3,С.30]

     С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя - это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

     Цена  спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара - взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe).

     Поэтому потребитель выигрывает, покупая  товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe.

     Знание  предельных издержек (МС) позволяет  определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без  потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя - это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.[3,С.31]

     Уменьшение  доходов потребителей вызывает сдвиг  кривой спроса влево: из положения D в положение D1. При начальной цене P1 и том же объеме предложения появится избыток товаров, равный Q1Q3,станут расти товарные запасы. Цена не может и далее оставаться на уровне P1. В ре-зультате конкуренции производителей начнется «давление» на нее сверху, и она станет снижаться. С падением цены производители станут сокращать объем производства. Двигаясь по кривой S сверху вниз, они достигнут точки Е2, где их планы опять совпадут с планами потребителей. Точка Е2 станет новой точкой равновесия.

     Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование -формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.[2,С.48]

     В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой мощи фирмы-продавца, целей, которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы. Значительное влияние на выбор метода расчета це-ны оказывает также степень новизны товара, наличие дифференциации товара по качеству, стадия жизненного цикла товара. Причем минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная - наличием уникальных достоинств в изделии. Цены товаров-конкурентов и товаров-заменителей характеризуют, как правило, средний уровень.

     Таким образом, при выборе метода ценообразования  нужно учитывать как внутренние ограничения (издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров-конкурентов).[3,С.49]

     Расчет  цены на товар предполагает выполнение ряда последовательных этапов в деятельности экономиста по ценам.

     1 этап. Постановка целей и задач  ценообразования. Цена товара выполняет исключительно важную для предприятия функцию, которая состоит в получении (для фирмы) выручки от продажи товаров. Руководство фирмы рассматривает цену как переменный фактор, оказывающий прямое воздействие на выручку от продажи товаров, структуру производства, методы работы фирмы. Поэтому к практике ценообразования относятся с чрезмерной осторожностью.

     Рассчитывая цену, фирма должна четко определить для себя, каких целей она хочет  добиться с помощью устанавливаемой  цены на товар. Чем четче сформулирована цель, тем более правильно будет установлена цена.

Информация о работе Кембриджская школа