Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:35, курсовая работа
Макроэкономическое равновесие - состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса. В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение.
Введение
1. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели доходов и расходов («кейнсианского креста»)
1.1 Фактические и планируемые расходы
1.2 Определение равновесного объема производства методом совокупных доходов и расходов
1.3 Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости
2. Инфляционный и регрессионный разрыв в модели «кейнсианского креста». Роль государства в кейнсианской модели
Заключение
Список используемой литературы
Предположим,
что домохозяйство увеличивает
свои автономные расходы на $100, т.е.
покупает на эту сумму товары и
услуги. Это означает, что производитель
этих товаров и услуг получает
доход в $100, который он тратит на
потребление и сбережения. Предположим,
что предельная склонность к потреблению
мрс = 0.8, что означает, что из каждого дополнительного
1 доллара дохода экономический агент
тратит на потребление 80 центов (т.е. 80%),
а 20 центов (т.е. 20%) сберегает (т.е. предельная
склонность к сбережению mрs = 0.2 ). В этом
случае, получив $100 дополнительного дохода,
производитель потратит $80 на потребление
(Y х mрс =100 х 0.8 = 80) и $20 пойдут на сбережения
(Y х mрs = 100 х 0.2 = 20). Потраченные им на потребление
(на покупку товаров и услуг) $80 создадут
дополнительный доход еще одному продавцу,
который в свою очередь потратит $64 на
потребление (Y х mрс = 80 х 0.8 = 64) и $16 сбережет
(соответственно 80 х 0.2 = 16) и т.д. Процесс
будет продолжаться до тех пор, пока прирост
расходов не дойдет до 0.
Просуммируем
все полученные доходы, чтобы узнать,
насколько в результате увеличился
совокупный доход:
Мы получили бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) с основанием (mрс) меньше единицы. Следовательно, ее сумма равна , т.е. . Выражение представляет собой мультипликатор (автономных) потребительских расходов. В нашем примере мультипликатор равен 5 (1 / 1 – 0.8 = 5). Следовательно, при росте автономных потребительских расходов на $100 рост совокупного дохода составил $500 (100 х 5 = 500).
Аналогичные рассуждения применимы и к изменению (автономных) инвестиционных расходов. Увеличивая инвестиции, фирма закупает инвестиционные товары, создавая доход их производителю, который в свою очередь расходует часть этого дохода на потребление, обеспечивая доход производителю этих потребительских товаров и т.д. В результате рост совокупного дохода будет в несколько раз большим, чем первоначальный прирост инвестиций, т.е. будет действовать эффект мультипликатора, и мультипликатор (но в данном случае инвестиционных расходов) также будет равен .
Формулу
мультипликатора автономных расходов
можно вывести и алгебраически. Поскольку:
Графическое
изображение эффекта
Рисунок
1.3. Мультипликатор автономных расходов
На рисунке видно, что каждый следующий прирост дохода меньше, чем предыдущий. Процесс мультипликации длится до тех пор, пока прирост дохода не станет равным нулю.
Чем
выше предельная склонность к потреблению
(mрс), тем величина мультипликатора автономных
расходов больше. Так, например, если mрс
= 0.9, мультипликатор = 10 (1 / (1 – 0.9) = 10), а
при mрс = 0.75, мультипликатор = 4 (1 / (1 – 0.75)
= 4). А поскольку mрс определяет наклон
кривой планируемых расходов, то чем больше
mрс, тем кривая более крутая.
Рисунок
1.4. Эффект мультипликатора при разных
mpc
А
чем более крутая кривая планируемых
расходов (т.е. чем больше mрс и, следовательно,
мультипли-катор, тем больший при-рост
дохода даст одинаковое увеличение расходов).
Это проиллюстрировано на рис. 1.4. На рис.
1.4 (б) предельная склонность к потреблению
(mрс) больше, а поэтому кривая планируемых
расходов более крутая и мультипликативный
эффект роста дохода при одинаковой величине
роста расходов больше (DY2 >
DY1), чем на рис. 1.4 (а).
2.
Инфляционный и
регрессионный разрыв
в модели «кейнсианского
креста». Роль
государства в
кейнсианской модели
Добавив государственный сектор в наш анализ, мы получим трехсекторную модель, в которой действуют три макроэкономических агента: домохозяйства, фирмы и государство. Государственные расходы является важным компонентом совокупных расходов (совокупного спроса). В отличие от C и I, государственные расходы – это экзогенная величина или так называемый параметр управления. Государственные расходы не зависят от уровня дохода и всецело определяются макроэкономической (в первую очередь, фискальной) политикой правительства. [11, c. 30]
Государственные расходы возникают в связи с необходимостью выполнения государством его многочисленных функций, основными из которых в современной экономике являются:
Государственные расходы делятся на 2 группы:
Государство может оказывать на экономику влияние прямое и косвенное. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса, являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов (рост налогов сокращает оба эти вида расходов, а рост трансфертов их увеличивает).
«Кейнсианский крест» для закрытой экономики (для трехсекторной модели экономики) изображен на рис. 2.1.
Рисунок
2.1. Кейнсианский крест для закрытой
экономики
Точка А соответствует равновесию товарного рынка, т. е. ситуации, при которой плани-руемые расходы равны фактическим, расходы равны доходу, а инъекции равны изъятиям. Уровень Y1 представляет собой равновесную величину совокупного дохода (выпуска). Однако эта равновесная величина Y может не соответствовать и, по мнению кейнсианцев, обычно находится ниже уровня ВВП полной занятости, т.е. потенциального ВВП (Y*).
Если фактический равновесный ВВП меньше потенциального (Yфакт. < Y*), то в экономике имеет место так называемый рецессионный разрыв. Такая ситуация, в соответствии с кейнсианскими представлениями, обусловлена недостаточностью совокупных расходов для обеспечения уровня выпуска полной занятости, поэтому для достижения этого уровня выпуска (Y*) необходимо увеличить совокупные планируемые расходы Ep. (рис.2.2.(а)). Исходное равновесие находится в точке А, в которой величина совокупных планируемых расходов равна Е1, а объем равновесного фактического выпуска Y1, что он меньше, чем уровень выпуска полной занятости Y*. Чтобы обеспечить выпуск Y*, должны увеличиться планируемые расходы, т.е. кривая Ер1 должна сдвинуться до Ер2. Важно различать рецессионный разрыв расходов и рецессионный разрыв выпуска (ВВП). Разница между величиной планируемых расходов Ер1 и Ер2 представляет собой рецессионный разрыв расходов (ΔЕр), а разница между величиной Y1 и Y* (ΔY) - это рецессионный разныв выпуска. Следует отметить, что возможность рецессионного разрыва выпуска признают представители всех направлений макроэкономистов, а рецессионный разрыв расходов имеет место только в кейнсианской модели (поскольку только в этой модели, во-первых, рецессионный разрыв выпуска объясняется недостаточностью величины совокупных расходов (совокупного спроса) в результате неполной занятости ресурсов и, во-вторых, обосновывается мультипликативный эффект воздействия изменения расходов на изменение величины совокупного выпуска). В кейнсианской модели рецессионный разрыв выпуска – это рецессионный разрыв расходов, умноженный на мультипликатор расходов (ΔY = ΔЕр х КА ), а поскольку мультипликатор расходов КА, равный [1 / (1 – мрс (1 – t))] всегда больше 1, то рецессионный разрыв выпуска всегда больше рецессионный разрыва расходов. Противоположная ситуация, при которой фактический равновесный выпуск Y превышает выпуск полной занятости (потенциальный ВВП) Y*, т.е. Yфакт >Y*, известна как инфляционный разрыв выпуска, что в кейнсианской модели является следствием инфляционного разрыва расходов, т.е. избыточности совокупных расходов. Для возвращения к потенциальному объему выпуска необходимо сократить совокупные планируемые расходы. Эта ситуация представлена на рис. 2.2.(б). Инфляционный разрыв выпуска равен ΔY, а инфляционный разрыв расходов равен Δ Ер, причем ΔY – это мультиплицированная величина Δ Ер. Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены на Δ Ер, что соответствует сдвигу кривой планируемых расходов от Ер1 до Ер2.
Рисунок
2.2. Разрывы в кейнсианской модели
А поскольку, по мнению Кейнса и его последователей, изменить величину расходов частного сектора достаточно сложно (особенно увеличить их, если домохозяйства имеют низкие доходы и не в состоянии увеличивать потребительские расходы, а фирмы настроены пессимистично относительно будущего и не желают инвестировать, как это было в период Великой депрессии), то должны меняться расходы государственного сектора, что и обеспечит регулирование экономики и если не полную ликвидацию, то хотя бы сокращение разрывов выпуска. Таким образом, из теоретических положений кейнсианской модели следовали следующие выводы: 1) государство должно стать активным участником в экономике; 2) государство должно регулировать экономику с помощью воздействия на совокупные расходы (изменение которых обладает мультипликативным эффектом), т.е. на совокупный спрос, что обеспечит необходимый объем выпуска; 3) регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики; 4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины государственных закупок, поскольку эта мера оказывает прямое, а поэтому наибольшее воздействие на совокупный спрос. [10, c.45]
(Фискальная политика, ее цели, инструменты, механизм воздействия на экономику, достоинства и недостатки будут позже рассмотрены подробно).
Последователи Кейнса внесли некоторые важные дополнения в модель «доходы – расходы» (в модель «Кейнсианского креста»). В анализ было включено рассмотрение воздействия на экономику: 1) индуцированных (т.е. зависящих от уровня дохода) инвестиций и 2) чистого экспорта
Заключение
Главным принципом кейнсианской теории является необходимость государственного вмешательства при установлении макроэкономического равновесия. По мнению кейнсианцев рыночной системе сопутствуют нестабильность и цикличность, она не способна к саморегулированию. В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы с трудом поддаются изменению и поэтому не могут сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесный уровень выпуска не всегда совпадает с уровнем полной занятости.
Инструментами экономического анализа макроэкономического равновесия кейнсианской школы являются модель совокупных расходов, модель совокупного спроса - совокупного предложения, модель IS - LM.
Модель совокупных расходов способна показать механизм достижения равновесия и возникновения дисбалансов в экономике в зависимости от изменения совокупного спроса. Прирост совокупных расходов вызывает больший прирост равновесного уровня производства. Это явление лежит в основе эффекта мультипликатора. Вместе с тем она имеет ограниченное применение, так как не учитывает изменение цен.
В модели совокупного спроса - совокупного предложения, где отдельные рынки агрегируются в единый рынок, отражаются изменения уровня производства и уровня цен. Макроэкономическое равновесие в модели достигается в точке пересечения на графике кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Кривая совокупного предложения в кейнсианской трактовке состоит из трех частей: горизонтальной, восходящей и вертикальной.
Каждая
часть кривой совокупного предложения
соответствует определенному
Модель
IS-LM, являясь конкретизацией модели
совокупного спроса-
Экономика капитализма, как утверждает кейнсианская теория и свидетельствуют исторические события, подвержена спадам и депрессии. Сама природа рынка предполагает цикличность и неравномерность развития экономической системы. “Невидимая рука” рынка не в состоянии предотвратить кризисы и такие их последствия как спад производства и безработицу.
Чтобы противодействовать этим процессам и способствовать достижению макроэкономического равновесия, государство должно проводить особые мероприятия по регулированию экономики. Бюджетно-налоговая политика предполагает манипулирование государственными расходами и налогами, а денежно-кредитная политика регулирует предложение денег. Эти меры оказывают влияние на изменение уровней совокупных расходов и равновесного выпуска.