Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель: рассмотреть позицию кейнсианской школы по макроэкономическое равновесие.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
• Рассмотреть экономико-математические модели макроэкономического равновесия кейнсианской теории.
• Показать точку зрения кейнсианской теории на экономическую политику.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….- 2 -
1.1.МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА - 4 -
1.Кейнсианская критика классических взглядов - 4 -
2.Понятие эффективного спроса - 6 -
3.Функции потребления и сбережения - 6 -
4. Функция инвестиций - 11 -
4.1.Инвестиции и процентная ставка. - 11 -
4.2.Инвестиции и доход. - 12 -
5.Эффект мультипликатора. Акселератор. - 13 -
2.1.МОДЕЛЬ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ - 17 -
1.Равновестный объем национального производства в Кейнсианской модели. - 17 -
«Кейнсианский крест» - 17 -
II.ГЛАВА.УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ. - 21 -
2.1.Модель IS - 21 -
III ГЛАВА. УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО РАВНОВЕСИЯ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ. - 24 -
3.1.Модель IS-LM - 24 -
3.2Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. - 28 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 33 -
Список использованной литературы - 36 -
Y=C+S
где Y — национальный (располагаемый) доход.
В свою очередь и потребление и сбережение зависят от размеров дохода.
Отношение размеров потребления к величине дохода отражает сложив-
шуюся на данный момент среднюю склонность населения к потребле-
нию АРС (averagepropensity to consume):
Отношение суммы сделанных сбережений к величине дохода показыва-ет среднюю склонность к сбережениям APS (averagepropensity to save):
Итак, в отличие от представителей классической школы Дж. Кейнс рас-сматривал сбережения как функцию не от процентной ставки а от разме-ров дохода:
S=S(Y)
Точно так же и потребление есть функция от дохода:C=C(Y)
Характеризуя эту функцию, Дж. Кейнс приходит к следующему выводу:
«Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только a priori, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход» [3].
Смысл определенного
таким образом основного
Наряду с понятием предельной склонности к потреблению Дж. Кейнс
вводит понятие склонности к сбережению. Предельная склонность к
сбережению MPS (marginal propensity to save) определяется отношением изменения величины сбережений AS к вызвавшему его изменению
дохода AY:
Эти показатели дают представление о том, какую часть дополнительной единицы дохода домашние хозяйства потребляют, а какую сберегают. Ка-ково же соотношение между предельной склонностью к потреблению и предельной склонностью к сбережению? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно рассмотреть тот экономический процесс, который скрывается за понятиями предельной склонности к потреблению и пре-дельной склонности к сбережению.
Если общий доход возрастает, то домашние хозяйства направят часть
прироста дохода на потребление, а другую часть — на сбережение. Поскольку не существует третьего возможного предназначения дополнитель-ного дохода, то сумма изменения потребления и изменения сбережения должна быть обязательно равна изменению дохода:
∆C+∆S=∆Y
Но тогда , или MPC+MPS=1
В геометрической интерпретации величина МРС равна тангенсу угла наклона кривой потребления С. В свою очередь, соотношение между по-треблением С и доходом Y характеризуется линейной зависимостью и мо-жет быть выражено следующим образом:
где Ca— уровень потребления домашних хозяйств, соответствующий ситуации, когда их текущий доход равен нулю; он называется автономным потреблением (именно потому, что не зависит от дохода).
При отсутствии текущего дохода (или даже при его наличии, но недос-таточных размерах) домашние хозяйства будут жить, «залезая в долги» или распродавая ранее накопленное имущество («отрицательное сбережение»). Таким образом, мы располагаем всеми необходимыми данными для графического изображения функции потребления и функции сбережения (см Приложение 1 (рис. 1-4)).Учитывая, что величины потребления и сбережений — это две части одного и того же дохода, не кажется удивительным, что график сбережений, расположенный под графиком потребления, является по сути зеркальным отражением кривой потребления. Вспомогательная линия, проведенная под углом 450 на верхней части рисунка, отражает гипотетическую ситуацию, когда потребление точно соответствует располагаемому доходу при любой его величине (т. е. нет ни долгов, ни сбережений). Ее ввел в анализ П. Самуэльсон в процессе формализации кейнсианской модели. По его словам, “пересечение кривой функции потребления с линией, проведенной под углом 450, дает нам простейший «кейнсианский крест», который можно сравнить с пересечением линий спроса и предложения у Маршалла”. Действительно, по экономическому содержанию «кейнсианский крест» можно интерпретировать как модель совокупного спроса и совокупного предложения в масштабе национальной экономики. При доходе меньше YF (слева от точки пересечения Е) потребление превышает располагаемый доход. На нижнем графике это соответствует ситуации «отрицательных сбережений» (домашние хозяйства с доходом меньше YF живут «в долг»). Точка пересечения Е определяет единственное (при прочих неизменных условиях) значение функции потребления, когда потребление равно доходу, а сбережения равны нулю.
При доходе, большем YЕ (справа от точки Е), потребление становится
меньше текущего дохода. У домашних хозяйств появляется возможность часть дохода сберегать (см Приложение 1 (рис 1-4.нижний график).
Первая эмпирическая проверка кейнсианского анализа потребления была проведена в США в 1942 г. На основании данных о динамике потребления и дохода американцев за период с 1929 по 1941 г. ученым удалось вывести потребительскую функцию для США начала 40-х гг. Она имела вид (в млрд. долл.): С=47,6+0,73Y
В ходе неоднократных проверок удалось установить, что подсчеты, произведенные на основе полученной формулы, достаточно хорошо коррелируются со статистическими данными о доходах и потреблении домашних хозяйств за короткий (2-4 года) период. С тех пор потребительская функция Дж. Кейнса широко применяется для краткосрочного макроэко-номического анализа во многих странах. Так, в ФРГ в середине 1970-х гг. потребительская функция имела вид (в млрд. марок): C=102.76+0.64Y
Однако предпринимавшиеся попытки использовать кейнсианскую потребительскую функцию для долгосрочных прогнозов не увенчались успехом. Дело в том, что кейнсианский анализ с самого начала был ориентирован исключительно на краткосрочный период развития экономики. За более продолжительные промежутки времени потребительский спрос подчиняется несколько иным закономерностям, которые не вписываются в «основной психологический закон» Дж. Кейнса. Впервые это обнаружил известный американский экономист С. Кузнец, проанализировавший данные о динамике ВНП США и его составных частях с 1869 по 1938 г.В своем исследовании С. Кузнец среди прочих рассмотрел и вопрос о соотношении потребительских расходов и уровня совокупного дохода в экономике и пришел к выводу, что средняя склонность к потреблению АРС за этот промежуток времени оставалась практически неизменной и составляла примерно 0,86 независимо от величины дохода. В краткосрочном периоде АРС нередко отклонялась от этого значения, но с возрастанием рассматриваемого периода неизменно приближалась к нему. Это значит, что в долгосрочном периоде потребительская функция для США имела следующий вид: С = 0,86У. Коэффициент 0,86 получил название долгосрочной склонности к потреблению и при эмпирической проверке обнаружил достаточно высокую стабильность в длительном периоде — величина его практически не меняется в течение десятилетий независимо от изменения текущего дохода.
В кейнсианской модели главным фактором стимулирования совокупного спроса выступают инвестиции. Различают физические и финансовые инвестиции. В состав физических инвестиций входят все затраты на приобретение машин и оборудования, осуществление строительно-монтажных работ, изменение запасов. Вложение средств в ценные бумаги, такие, как акции и облигации, называется финансовыми или портфельными инвестициями.
Поскольку инвестиции — один из компонентов совокупных расходов, то по сравнению со сбережениями они влияют на объем эффективного спроса прямо противоположным образом: если сбережения сокращают спрос, то инвестиции его увеличивают. Поэтому кейнсианцы исходят из возможности компенсирования падающей склонности к потреблению наращиванием инвестиционных расходов.
Побудительным мотивом осуществления инвестиций является прибыль. Иначе говоря, решая для себя вопрос о целесообразности инвестиций, каждый предприниматель будет оценивать прежде всего возможную прибыльность приобретенных средств производства.
Процентная ставка — цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала (оборудования для производства мебели). Положительное решение об инвестировании будет принято в том случае, если ожидаемая норма прибыли превышает процентную ставку.
Может возникнуть вопрос: имеет ли какой-либо смысл процентная ставка как цена инвестирования в реальный капитал в том случае, если фирма не использует заемных средств и весь свой бизнес финансирует за счет собственных средств, которые она сберегла из прошлых прибылей? Безусловно, поскольку, изымая средства из сбережений и вкладывая их в машины и оборудование, фирма несет альтернативные издержки —лишается процентного дохода, который могла бы получить, предоставив собственные средства в ссуду кому-нибудь еще.
Таким образом,
процентная ставка оказывает существенное
влияние на принятие инвестиционных
решений. В любой момент у фирм
имеется более или менее
Таким образом, мы видим, что инвестиции представляют собой обратную функцию от процентной ставки: I= J{i). Эта убывающая функция представлена на рис. 1-5.
В кейнсианской
теории процентная ставка не имеет
отношения к реальному
Рис. 1-5. График функции инвестиций
Всего вышеизложенного пока недостаточно, чтобы ввести функцию инвестиций в кейнсианский анализ. Для этого надо определить зависимость объема инвестиций от размеров совокупного (национального) дохода — основного параметра модели Дж. Кейнса. Характер воздействия инвестиций на уровень занятости, объем производства и национального дохода и обратное влияние прироста национального дохода на инвестиционный процесс ставят проблему разграничения инвестиций по видам. Если исключить инвестиции, идущие на возмещение выбывающих капитальных товаров (т. е. амортизацию), то оставшиеся чистые инвестиции (накопление) могут носить либо автономный I a , либо индуцированный I и характер.
Под автономными
инвестициями понимаются затраты на
образование нового капитала, не зависящие
от изменений национального
Рис. 1-6. Графики автономных, индуцированных
и чистых инвестиций
Главное отличие индуцированных инвестиций от автономных состоит прежде всего в том, что они функционально зависят от величины национального дохода, а точнее — от его прироста:
I и =f(∆Y)
При этом если
национальный доход, а следовательно,
и совокупный спрос не изменяются,
то индуцированные инвестиции осуществляться
не будут. При простом воспроизводстве,
как известно, осуществляется только
вос-становление изношенного
Зависимость прироста индуцированных инвестиций от роста национального дохода отражается предельной склонностью к инвестированию MPI (marginalpropensity to investment):
Где — прирост инвестиций; — прирост дохода.
Именно эта зависимость придает графику индуцированных чистых ин-вестиций положительный наклон (рис. 1-6).
В связи с тем что частные инвестиции слишком «капризный» компонент совокупных расходов, надежды на который в достижении полной занятости были бы вряд ли оправданны, Дж. Кейнс в своей теории совокупного спроса особую роль отводил государственным расходам G. Именно они в модели закрытой экономики в состоянии обеспечить «эффективный спрос для достижения занятости. В связи с частными инвестициями и государственными расходами Дж. Кейнс рассматривает и проблему мультипликатора, которая в его теории обобщает трактовку "эффективного спроса".
В переводе на русский язык мультипликатор означает "множитель"(multiplication — умножение; multiplier — множитель, коэффициент).
Информация о работе Кейнсианская модель макроэкономического равновесия