Кейнсианская модель государственногорегултрования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Кейнсианство как направление в экономической мысли возникло в 1930-х годах, когда капитализм попал в длительный и тяжелейший кризис: неплатежи, банкротство, гигантская безработица, инфляция, падение национального дохода и жизненного уровня населения. Ничего подобного существовавшая история не предусматривала, не могла дать объяснения и предложить выход из ситуации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ КЕЙНСИАНСКОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ  
 

2.1  Значение идей  Дж. М. Кейнса для  современной экономической  науки 
 

     В истории экономической мысли XX в. Дж.М. Кейнсу принадлежит особое место. Даже самые ярые его критики не могут отрицать того факта, что без него иной была бы не только экономическая наука, но и экономика. Революционный характер теории Кейнса часто оспаривался, но вряд ли кто-либо сегодня может говорить о независимости от Кейнса, стремятся ли от него дистанцироваться или опереться на него.

     В чем же состоит революционность  или по крайней мере, если избегать этого слова, новаторство Кейнса и в чем его истоки? Длительная временная дистанция, отделяющая его  от нас, отчасти облегчает поиск  ответа на этот вопрос.

     Кейнс основной темой рассмотрения сделал вопрос об уровне производства и факторах, его определяющих, и в его рамках поставил проблему безработицы. Сегодня  проблема безработицы - неотъемлемая часть  экономической теории, а между  тем до Кейнса она рассматривалась скорее как социальная проблема — проблема бедности.

     В этой главе мы сознательно отошли от традиционного изложения кейнсианской теории в духе модели, полагая, что  она достаточно хорошо известна из базового курса макроэкономики, и  сосредоточились на философском, методологическом, культурном и историческом контексте кейн-сианского наследия.

     Кейнс признал за экономической наукой не только право, но и обязанность  решать те социально-экономические  проблемы, которые общество считает  наиболее важными, и рассматривать такие средства их решения, которые это общество считает приемлемыми.

     Кейнс высказал положение об отсутствии у  капиталистической системы внутреннего  механизма равновесия, позволяющего после сокращения совокупного спроса вернуться к прежнему уровню производства и занятости, признал опасность попадания экономической системы в длительную ловушку депрессии. Тем самым он выступил как критик капитализма и доктрины. Но его критика была принципиально иная по сравнению с существовавшей ранее.

     Дело  в том, что многочисленные критики капитализма в XIX в. так и не смогли найти экономических оснований для опровержения доктрины. С точки зрения аллокации ресурсов система свободной конкуренции представлялась наилучшей и обеспечивающей рост совокупного производства и потребления, при том что тяжелые социальные последствия свободного рыночного механизма признавались очень многими. Кейнс показал, что эта система дает сбои в области аллокации ресурсов и не обеспечивает полного использования важнейшего ресурса — рабочей силы. Одновременно он поставил задачу решения проблемы безработицы в рамках демократической системы. Большую роль в ее решении Кейнс отводил экономической науке и ее представителям, выступающим вместе с остальной частью образованного общества в качестве направляющей силы в преодолении системного кризиса.

     Важнейшей чертой современной цивилизации  Кейнс считал демократию, поэтому  предлагал способы решения проблем, пусть и нетрадиционные для науки  и практики предшествующего периода, но приемлемые для демократического общества, озабоченного социальными проблемами.

     Сегодня Кейнса критикуют за отход от идеалов  свободного общества, за оправдание диктата  государства и т.д. Но не следует  забывать, что он предлагал свои рецепты в тот период, когда  реальными альтернативами экономическому и социальному хаосу были русский большивизм и германский фашизм. Возможно, усиление регулирующей функции государства было тогда единственным способом сохранения демократии.

     Активная  позиция Кейнса не только как теоретика, но и практика проявилась в области международных экономический отношений, прежде всего в разработке новых механизмов регулирования и создании институтов, обеспечивающих это регулирование (Международного валютного фонда и Мирового банка).

     Кратко  характеризуя вклад Кейнса, можно сказать, что он продемонстрировал относительность экономической мудрости в мире меняющихся условий и ценностей [1, с. 233]. 
 

    1. Использование идей Дж. М. Кейнса в  современной российской государственной  экономической политике
 
 

     Практически в течение всех лет реформ проводимая в России экономическая политика основывалась на постулатах дерегулирования и минимального вмешательства государства в экономику. Однако в последнее время президент и правительство декларируют широкие социальные и инвестиционные программы и соответствующие планы государственных расходов. Вместе с тем, ряд экономистов и высокопоставленных чиновников (включая некоторых министров) выступают с предупреждениями, что форсирование государственных расходов может привести лишь к всплеску инфляции. С некоторой долей условности , можно сказать, что спор между кейнсианцами и антикейнсианцами, осознанно или неосознанно, переносится на российскую почву.

     Функция совокупной цены предложения в российской экономике 

     Форма функции совокупной цены предложения в российской экономике должна обеспечить высокую эффективность мероприятий, направленных на форсирование совокупного спроса. Однако все эти рассуждения верны лишь при условии, что цены факторов производства остаются неизменными. В результате роста цен факторов производства, увеличение занятости и выпуска, вызванное повышением спроса, может оказаться незначительным. В принципе, при резком росте цен факторов производства возможно даже сокращение занятости и выпуска, не смотря на повышение совокупной цены спроса.

     Рост  цен на факторы производства, прежде всего — на первичные ресурсы, может парализовать эффект, вызванный  повышением спроса. Напротив, снижение цен первичных ресурсов (в российских условиях — вполне достижимое) существенно  усиливает эффект, который повышение спроса способно оказать на динамику занятости и выпуска.

     Определённое  воздействие на цены факторов производства, и, следовательно, на динамику роста, оказывает  валютный курс. Повышение валютного  курса рубля относительно снижает  цены на импортируемые факторы производства: оборудование, машины, комплектующие и т. д. В то же время, повышение курса рубля может, в какой-то степени, препятствовать повышению внутренних цен на первичные ресурсы, поскольку эти цены ориентируются на цены мирового рынка, пересчитанные в рубли по рыночному валютному курсу. Конечно, со стороны сырьевых монополий возможна и противоположная реакция на укрепление курса рубля: сокращение реальных доходов от экспорта они попытаются компенсировать за счёт повышения внутренних цен. В сегодняшних российских условиях решающее значение для динамики внутренних цен на первичные ресурсы может иметь позиция, которую займёт в этом вопросе правительство.

     Важно иметь в виду, что массированный  экспорт первичных ресурсов ограничивает их предложение на внутреннем рынке. Рост производства, стимулируемый повышением спроса, неизбежно вызовет повышение внутреннего спроса на первичные ресурсы, и, при бесконтрольном экспорте спровоцирует повышение их цен, которое остановит начавшийся рост и сведет к нулю эффект повышения спроса. Поэтому повышение спроса за счёт правительственных социальных и инвестиционных расходов может быть эффективным только при условии контроля над масштабами сырьевого экспорта и внутренними ценами на первичные ресурсы [13, с. 3].

     Функция совокупной цены спроса в российской экономике 

     Агрегированный  спрос включает в себя спрос потребительский, инвестиционный, промежуточный, и, наконец, спрос внешнего мира.

     Потребление по словам Кейнса, является устойчивой функцией от дохода при данной системе распределения. Однако невозможно принять в качестве заданной ту систему распределения, из которой исходил Кейнс.

     Ближе всего к российским реалиям подходит теория распределения, развитая Михаилом Калецким. Теория распределения Калецкого, согласно которой соотношение прибыли и заработной платы в каждой отрасли определяется не предельной производительностью труда и не степенью эксплуатации труда капиталом, а степенью монополизации данной отрасли, весьма близко описывает характер распределения, сложившийся в современной России.

     В российской экономике высоко монополизированы добывающие отрасли. Таким образом, получателями монопольного дохода и  природной ренты являются одни и  те же корпорации. Кроме того, те же отрасли и корпорации в наибольшей степени ориентированы на экспорт, следовательно, помимо монопольной прибыли и ренты, присваивают экспортную премию, порождаемую валютным курсом рубля, заниженным относительно паритета покупательной способности. При крайне низкой заработной плате в обрабатывающих отраслях, издержки, и, следовательно, уровень цен на продукцию этих отраслей, определяются, в основном, ценами на первичные ресурсы, т. е. на продукцию добывающих отраслей.

     Общий вывод заключается в том, что  при сохранении сложившейся системы  распределения увеличение государственных социальных программ и трансфертов может оказать лишь крайне слабое, можно сказать, косметическое воздействие на динамику потребительского спроса.

     Сложившаяся система распределения обуславливает  не только низкий уровень дохода и  потребительского спроса, но и низкую инвестиционную активность.

     Согласно  теории Кейнса, недостаточный спрос  связан, главным образом, с циклическим  спадом инвестиционной активности, который в свою очередь, вызывается падением ожидаемой эффективности дополнительных (предельных) вложений капитала. Падение предельной эффективности капитала в момент кризиса оказывается настолько резким, что его невозможно уравновесить никаким мыслимым снижением ставки процента. В этих условиях единственным средством повышения агрегированного спроса становятся государственные инвестиции.

     Однако  в российской экономике низкий уровень  инвестиционной активности (и связанный  с ним недостаточный агрегированный спрос), очевидно, связан не с циклическим падением предельной эффективности капитала, а с системой распределения добавленной стоимости между отраслями. Низкая рентабельность (и, соответственно, низкая кредитоспособность) предприятий обрабатывающих отраслей обуславливает их низкий инвестиционный спрос. Избыточная прибыль добывающих отраслей является источником вывоза капитала за границу.

     При сохранении этой системы распределения  проблема недостаточного инвестиционного  спроса вряд ли может быть решена даже в результате активизации государственных инвестиций. К тому же потенциальные финансовые источники для массированных государственных инвестиций парализуются профицитом федерального бюджета, использованием эмиссионного дохода для наращивания валютных резервов. В условиях бюджетного профицита инвестиционные программы правительства не могут быть значительными по объему.

     В целом рентабельность обрабатывающих отраслей длительное время остается на уровне ниже ставки процента. В результате из года в год растет удельный вес сырьевых отраслей в совокупном объеме инвестиций, и, соответственно, снижается удельный вес машиностроения и других обрабатывающих отраслей. Высокая кредитоспособность сырьевых отраслей, по-видимому, является одним из факторов, сдерживающих дальнейшее снижение ставки процента.

     Общий вывод заключается в том, что  решающее значение для инвестиционной активности может иметь не динамика ставки процента, а изменение в  распределение прибыли между  отраслями [13, с. 7].

     Рыночное  равновесие и неравновесие в российской экономике

     Советская экономика характеризовалась полной занятостью и постоянным превышением  спроса над предложением. Цены устанавливались  директивно и время от времени  повышались, однако в условиях постоянного  нагнетания спроса, цены систематически оказывались на уровне более низком, чем тот, который мог бы уравновесить спрос и предложение. В результате в экономике существовал хронический дефицит на большинстве товарных рынков, что однако, не исключало излишнего производства некоторых видов товаров. Экономика советского типа вполне обоснованно получила название «экономики дефицита».

     Глубокий  спад производства, дохода и занятости  в 90-х годах свидетельствует о  том, что либерализация цен привела  не к равновесию, а к возникновению  резкого неравновесия спроса и предложения.

     Шоковое повышение цен, означающее установление неравновесных цен на рынке товаров  и услуг в целом, может явиться  механизмом снижения реального дохода и платежеспособного спроса при  данном уровне предложения.

     Директивное же установление цен создавало ситуацию всеобщего дефицита и всеобщего доминирования продавцов, у которых складывалась психология монополистов.

     Все отрасли промышленности в 1992 году номинально получили высокую прибыль. Однако всеобщее повышение цен, включая цены факторов производства, ведущее к обесцениванию денежных оборотных средств. Быстро «съедает» добавочные прибыли, полученные непосредственно после либерализации цен. Избыточные прибыли оказываются величинами номинальными: они быстро поглощаются возросшими текущими издержками. Произошел резкий спад производства и дохода. Установилось относительное равновесие на уровне неполной занятости, однако это на было результатом случайности: установлению равновесия при неполной занятости предшествовало установление неравновесных цен, определивших динамику реального дохода.

Информация о работе Кейнсианская модель государственногорегултрования экономики