Кардиналистская теория предельной полезности. Бюджетная система. Бюджет, как основной финансовый документ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Кардиналистская (количественная) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.
Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Содержание

Кардиналистская теория предельной полезности. 3
Бюджетная система. Бюджет, как основной финансовый документ 7
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Кардиналистская теория предельной полезности - бюджет.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Бюджет  является важным звеном финансовой системы  страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

       В бюджете ежегодно централизуется  часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальные науки и др.

     Развитие  бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение, культуру и искусство.

     Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

       Государственный бюджет - это централизованный  фонд денежных ресурсов, которым  располагает правительство страны  для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций.

     Бюджет  является так же мощным рычагом государственного регулирования экономики - воздействуя им, можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

       Проект бюджета ежегодно обсуждается  и принимается законодательным  органом.

       Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами, государственный бюджет- это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятии и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во-первых, возникают в фазе распределения общественного производства, и, во-вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов. Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения органически связаны с функционированием государства, но вместе с тем, эти отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения — это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные бюджеты.

     Выступая  центральным звеном в общей системе  государственного регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

     Являясь частью финансовых отношений, государственный  бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в то же время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:

     1) бюджет является особой экономической  формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

     2) посредством бюджета осуществляется  перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей.

       Понятие «бюджет» имеет несколько  аспектов: материальный, экономический  и юридический. В материальном  аспекте государственный, как и местный бюджет, представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.

     Однако  сущность бюджета проявляется в  тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

     Понятие бюджета имеет и юридический  аспект. В этом случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

     Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  его функции: распределительную, контрольную  и функцию по обеспечению существования  государства.

     Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под бюджетным финансированием понимается система представления денежных средств организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы, форма и методы бюджетного финансирования влияют на результативность функционирования бюджетной системы.

       Важнейшую роль играют принципы  финансирования расходов бюджета: получение максимального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ассигнований; предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований: возвратность бюджетных ассигнований.

     Расходы бюджетов играют важнейшую роль в финансовой системе. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям, территориям и является выражением экономической политики государства

       Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые  категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства, играет и экономическую, и политическую роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Список литературы. 

  1. Брагинский  С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. / М.: Мысль,1991.
  2. Курс экономической теории. / Под общ. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, 1994.
  3. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  4. Журавлев В.В. Государственный бюджет: Конспект лекций. / СПб.: Политехника, 2002. – 196 с.
  5. Павлова М.И. Источники финансирования бюджетного дефицита // Экономист.- 2004. - №1. – С. 20-24.
  6. Сабанти Б.М. Теория финансов. / М.: Менеджер, 2003. – 192с.
  7. Бюджетный процесс в Российской Федерации / Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская, Т. Е. Косарева, Л. А. Юринова. – М.: Перспектива: ИНФРА-М, 1998.-221 с.

Информация о работе Кардиналистская теория предельной полезности. Бюджетная система. Бюджет, как основной финансовый документ