Кардиналистская теория предельной полезности. Бюджетная система. Бюджет, как основной финансовый документ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Кардиналистская (количественная) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.
Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Содержание

Кардиналистская теория предельной полезности. 3
Бюджетная система. Бюджет, как основной финансовый документ 7
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Кардиналистская теория предельной полезности - бюджет.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Норильский индустриальный институт» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине Экономическая теория

на тему: Кардиналистская теория предельной полезности.

Бюджетная система. Бюджет, как  основной финансовый документ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил: студент группы ЭУ-09(з)

              Н.А. Азаревич

              Шифр 09276

              Проверил:

              Е.В. Трифонов 
               
               
               
               
               

Норильск 2010

     Содержание. 

    1. Кардиналистская теория предельной полезности.    3
  1. Бюджетная система.  Бюджет, как основной финансовый документ  7
    1. Список литературы         13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Кардиналистская теория предельной полезности. 

     Кардиналистская (количественная) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

     Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты  считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее  было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно  этой теории, стоимость (ценность) блага  определяется не затратами труда, а  важностью той потребности, которая  удовлетворяется данным благом, и  субъективная полезность блага зависит  от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

     Количественный  подход к анализу полезности не исходит  из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя  представляет большую ценность, а  для другого не представляет никакой ценности.

     Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов  выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

     Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в  виде функции общей полезности:

TU=F(QA,QB,...,QZ), где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

     Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 1, 2).

Рис. 1. Общая полезность

Рис. 2. Предельная полезность 

     Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага - это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

     Большинство благ обладают свойством убывающей  предельной полезности, согласно которому, чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это  объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 3 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB дополнительной полезности.

Рис. 3. Убывающая предельная полезность 

     Принцип (закон) убывающей полезности нередко  называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), сформулировавшего его в 1854 г.

     Данный  закон заключает в себе два  положения. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага  в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Закон убывающей предельной полезности заключается  в том, что по мере потребления  новых порций одного и тогр же блага  его общая полезность возрастает замедленно.

Следует отметить, что закон убывающей  предельной полезности не универсален, поскольку в ряде случаев предельная полезность последующих единиц блага  вначале возрастает, достигает максимума  и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших порций делимых благ.

     Второй  закон Госсена заключается в  утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной  на приобретение какого-либо блага, одинакова  независимо от того, на какое именно благо она затрачена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Бюджетная система. Бюджет, как основной финансовый документ  

     Бюджет (англ. budget - «денежная сумка») - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок.

     С одной стороны, бюджет - это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и расходования, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

     Одним из механизмов, позволяющих государству  проводить экономическую и социальную политику, является бюджет.

     Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задачи и функций государства и местного самоуправления.

     Государственный бюджет является основным финансовым планом государства и дает органам  власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

     Бюджет  выполняет следующие задачи:

    • перераспределение ВВП;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
    • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

     Функции бюджета во многом схожи с функциями  финансов.

     Накопительная (фискальная) функция означает аккумуляцию  налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты трех уровней (доходы бюджетов).

     Распределительная функция проявляется через планирование и осуществление расходов бюджетов.

     Регулирующая  функция – это организация  межбюджетных отношений.

     Контрольная функция – проверка исполнения бюджетов всех уровней и соблюдение правовых норм межбюджетных отношений.

     Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, они присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

     Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм. Именно путем перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.

     Развитие  бюджетного механизма в условиях рынка должно происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизации экономики, развитие её частного сектора, приватизацию производства и др.

     Посредством таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные  кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния  государства на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению основных производственных фондов, развитию АПК, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.

     Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     Очевидно, что успех экономического реформирования в стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

     Изучение  бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Информация о работе Кардиналистская теория предельной полезности. Бюджетная система. Бюджет, как основной финансовый документ