Элостичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 08:44, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент

Содержание

Введение
1. Рыночный спрос: экономическая сущность
2. Спрос, предложение, равновесная цена
3. Формула ценовой эластичности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эластичность спроса.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
    
 
Дагестанская  государственная сельскохозяйственная академия 
 

РЕФЕРАТ

       на тему  
 

«Элостичность спроса: ее

измерение и использование  в рыночной стратегии» 

 

                                      

Выполнила:  ст-ка  2 к.  623 гр.

                                                             ф-т: Экономический,  Бух.учет  

      Аливердиева А.Э.

                                                           проверил(а):  
 
 
 

          

2011г.

 

      Содержание:  

 

Введение

    

   В условиях рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

      Изучение  же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. "Клиент всегда прав" - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение исследования такого экономического понятия, как эластичность рыночного спроса.

1. Рыночный спрос: экономическая сущность

 
 

   Рынок — опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров,  сфера реализации и товарно-денежных отношений,  а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок —  это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики.

    Рынок —  это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными —  на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

      Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

      Спрос и предложение —  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

      Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

      Термин  «спрос» имеет для экономиста специфическое значение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Из определения спроса следует, что спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены; иначе говоря, считается, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. В такой же мере правильно, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара. На таблице 4-1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей кукурузы.

   Эта табличная  схема спроса отражает связь между  ценой кукурузы и её количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен. 

   Важно отмечать, что покупатель не просто «желает», но и «в состоянии» совершить покупку, так как одного желания на рынке  недостаточно. Можно пожелать купить всё, что угодно, но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимым количеством материальных средств, само желание не может реализоваться, а следовательно, не отражается на рынке.

   Шкала спроса сама по себе не даёт ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существуют на рынке кукурузы. Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения. Спрос, следовательно, - это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.

   При этом, чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определённому отрезку времени – дню, неделе, месяцу и т. д.

Закон спроса

 

   Коренное  свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. В общем, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту связь законом спроса. Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос можно использовать несколько уровней аргументации:

      1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного товара больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, цена отбивает у потребителей охоту совершать покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают распродажи, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса.

      2. В любой данный период времени  каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

      3. На несколько более высоком уровне закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести более дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешёвыми. Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят  к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой. 

Индивидуальный  и рыночный спрос

   Теперь  от шкалы индивидуального спроса необходимо перейти к шкале рыночного  спроса, так как на рынке выступает  много покупателей и есть конкуренция. Переход от одной шкалы к другой может быть легко осуществлён посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке было лишь три покупателя, как это показано в таблице 1-2, было бы легче лёгкого определить общие величины спроса при каждой цене. На рисунке 1-2 показан этот процесс суммирования в графическом изображении, причём для этого используется лишь одна цена – 3 дол.

   Разумеется, конкуренция предполагает намного  большее число покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы, и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель.

Детерминанты  спроса

   Когда экономист  строит кривую спроса – такую, как D1 на рисунке 1-3, – он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что "прочие условия равны", то есть что неценовые детерминанты1 величины спроса предлагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами измерения спроса.

   Каковы  важнейшие неценовые детерминанты рыночного спроса? Основные из них следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей;

                   2) число потребителей  на рынке;

                   3) денежные доходы  потребителей;

                   4) цены на сопряжённые  товары;

                   5) потребительские ожидания  относительно будущих цен и  
 
 

Изменения в спросе

   Что происходит, когда одна или более детерминант  спроса претерпевают изменения? Ответ: изменение одной детерминанты (или  более) изменяет данные шкалы спроса в таблице 1-3, а следовательно, и положение кривой спроса на рисунке 1-3. Такое изменение данных шкалы спроса или – графически – смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе.

   Конкретнее, если потребители обнаруживают желание  и способность покупать большее  количество данного товара по каждой из возможных цен, чем продемонстрировано в колонке 4 таблицы 1-3, очевидно, что произошло увеличение спроса. На рисунке 1-3 это увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо, например D к D2. И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, чем указано в колонке 4 таблицы 1-3. В графическом изображении сокращение спроса влечёт за собой смещение кривой спроса влево, например от D1 к D3 на рисунке 1-3. 

   Влияние на спрос неценовых  детерминант:

    1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде  появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

    2. Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Пример: резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы.

Информация о работе Элостичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии