Экономика постсовесткой России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть поиски выхода из кризиса постсоветской России.

Для этого нами будут рассмотрены следующие задачи:

•рассмотреть социально-экономические процессы в постсоветсткой России;
•рассмотреть политические изменения в России 90-х годов;
•рассмотреть внешнеэкономическую политику России в 90-х годах.

Содержание

Введение 3

1. Социально-экономические процессы в постсоветской России: достижения и потери 4

2. Политические изменения в России 1990-х годов.
Первые итоги и причины трудностей демократических преобразований 9

3. Россия и мир в конце XX века 13

Заключение 17

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 40.77 Кб (Скачать)

      К лету десятки субъектов Федерации  – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская  области – задерживали или  прекращали перечислять налоги в  федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.5

      Отдельные субъекты Федерации все настойчивее  предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью  самого правительства. Советник по межнациональным  отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а  в перспективе РФ превратиться в  одну из форм конфедерации (объединение  государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства). Но эта точка  зрения не нашла поддержку в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших  курс на отделение, не смотря на отказ  отчислять налоги в федеральный  бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно воспринималось то, что, например, в Татарии почти  безвозмездно проводилась перекачка  нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений  России не был способен прокормить себя.

      Первым  серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких  по содержанию договора о разграничении  полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный  договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана.

      Обостряются межнациональные отношения в  некоторых регионах — конфликт между  осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала  Чечено-Ингушская республика разделилась  на две части, затем произошли  кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные  отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие в последствии  к затяжному военному конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью  под бомбежками мирных жителей. В  Россию хлынул поток беженцев с Северного  Кавказа, из Закавказья и Средней  Азии (с 1991 года общая их численность  достигла 1 миллион человек). Две  трети из них – русские по национальности.

      Другим  важным вопросом суверенитета был вопрос российской государственности, о выборе формы правления: президентская  республика (сильный президент, формирующий  правительство и имеющий право  на роспуск парламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильный парламент, назначающий  правительство) или смешанная форма  — президентско-парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба между  законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом  радикальных реформ значительной части  общества, экономические трудности  лишили реформаторские силы поддержки  многими слоями населения и усилили  блок старой номенклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраивать возможность  влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью становилась власть и возможность  контролировать правительство. Именно эту цель отражал лозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального  спасения – "Вся власть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента.6

      В феврале 1992 года Президент предложил  законодательной власти сделать  выбор: или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении  радикальных реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме  выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.

      На  протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе  с Хасбулатовым все более активно  вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в центре и на местах была представлена органами Советской власти. В стране фактически возникло двоевластие.

      12 декабря 1993 года состоялся первые  выборы законодательной власти  и референдум по одобрению  проекта новой конституции, получил  одобрение. Конституция установила  принцип разделения властей на 3 самостоятельные ветви власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой  государства является Президент,  избираемый прямым голосованием  на 4 года, определяет основные направления  внутренней и внешней политики, формирует Правительство. Законодательная  власть — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совет  Федерации и Государственная  Дума). Выборы в Федеральное Собрание  и принятие Конституции закрепило  суверенитет России. Декабрьские  выборы — первые выборы на  многопартийной основе показали, что общественное мнение колеблется, основная часть населения испытывает  психологическую усталость и  дискомфорт в условиях резко  меняющейся жизни. Результатом  явился выбор большой части  населения: 25% голосов получила партия  ЛДПР (Жириновский), "Выбор России" Гайдара получил 15%. Создание Федерального Собрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества, в апреле 1994 года большинством политических партий и общественных организаций был подписан Договор об общественном согласии.

      В 1995 году состоялись выборы в 6 Государственную  Думу. Наиболее представительными оказались 4 партии и движения: КПРФ, ЛДПР, "Наш  дом — Россия", ЯБЛоко. Лидировали КПРФ и ЛДПР. В 1996 году состоялись выборы президента, победил Ельцин с преимуществом  в 13% голосов у Зюганова (КПРФ). В ходе выборов президент опирался на определенную часть промышленно-банковской элиты, в какой-то мере эта часть элиты оказалась более влиятельной при принятии решении государства, что явно прослеживалось в ходе 2 этапа денежной приватизации. А это в свою очередь вызвало недовольство другой части, что усиливало общественно-политическую нестабильность.

3. Россия и мир в конце XX века

       Распад  СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

       Россия  и страны дальнего зарубежья. После  августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.7

       Заметно повысилась роль внешней торговли в  развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между  республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

       Сохранились торговые контакты между Россией  и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

       Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений  с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.8

       Распад  СССР разрушил традиционные экономические  связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.

       Российское  правительство стремилось сохранить  интеграционные связи между бывшими  республиками в рамках СНГ. По его  инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с  центром пребывания в Москве. Между  шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

       Межгосударственные  отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела  Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с  правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

       Деятельность  российского правительства внутри страны и на международной арене  свидетельствовала о его желании  преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его  усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

 
 

Заключение

В заключение данной работы моно сделать следующие  выводы:

    К началу процесса либерализации рыночных экономических институтов в России, естественно, еще не было, но с началом реформ их развитие приняло лавинообразный характер. Всем памятен бурный рост числа коммерческих банков, товарных бирж, инвестиционных фондов, ассоциаций предпринимателей, налоговых и таможенных служб, других организаций, участвующих в регулировании рыночных отношений. Что касается социальных институтов, то первоначально они как бы оставались за кадром. Например, если говорить о государстве, то его старые, советские функции себя исчерпали, а новые еще не определились. Аналогичный вакуум ощущался и в культурной сфере экономики: советские идейные принципы — такие, как социальная справедливость, социальные гарантии личности, коммунистическое отношение к труду, — утратили смысл; новые же не успели появиться.

       Ситуация  в постсоветской России оказалась  уникальной: на смену существовавшему 75 лет административно-командному управлению экономикой пришло если не полное отсутствие какого бы то ни было государственного управления, то как минимум такое, которое было названо "отсутствием политической воли". Сложилась ситуация, когда государство оказалось не в состоянии справиться с "джином", которого оно же само выпустило из бутылки, т. е. с тем рынком, который оно само запустило. Тем самым оно превратилось из института, ответственного за порядок в экономике, в ее главного дезорганизатора.

 

Список литературы

  1. Афанасьев Ю.  Вздыбленная Россия //«Общая Газета». - №37. - 1998.
  2. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.  Ключ к истории Отечества – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
  3. Бычков О.В. Постсоветское рыночное  реформирование: политические концепции // Полис, 1998. - №6. – С.23-29.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России, ХХ век – М.: Просвещение, 1995.- 366с.
  5. История России. ХХ век /А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996.- 608с.
  6. Медведев В.А. На переломном рубеже: проблема экономического самоопределения России // Свободная мысль, 2000. - №3. – С.18-34.
  7. Международные экономические отношения.  Под ред. Б.П.Супруновича. –М.: “ГФА”, 1995.
  8. Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг. // Внешняя торговля. –1996. –№9 -№11.
  9. Основы внешнеэкономических знаний.  Отв.ред. И.П.Фаминский. –М.: “Международные отношения”, 1994.
  10. Рогов К.Е. Россия и современный мир // Вопросы истории, 1994. - №3. – С.31-38.
  11. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. Под.ред. И.П.Фаминского. –М.: “МО”, 1993.
  12. Рябикин С.П. Новейшая история России (1991-1997). – СПб.: Питер, 1997.
  13. Солженицин А.И. Как нам обустроить Россию? М.: Просвещение, 1990.
  14. Уткин А.  Кризис реформы. Разные взгляды на то, почему монетаризм в российских условиях оказался абстракцией //«Независимая Газета» 18.09.98.
  15. Хорос В.Г.  Русская история в сравнительном освещении – М.: ЦГО, 1996.- 171с.
  16. Экспорт и импорт России по странам за 1995г. // Внешняя торговля. –1996. –№7-8

Информация о работе Экономика постсовесткой России