Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:29, реферат
Цель данной курсовой работы – рассмотреть поиски выхода из кризиса постсоветской России.
Для этого нами будут рассмотрены следующие задачи:
•рассмотреть социально-экономические процессы в постсоветсткой России;
•рассмотреть политические изменения в России 90-х годов;
•рассмотреть внешнеэкономическую политику России в 90-х годах.
Введение 3
1. Социально-экономические процессы в постсоветской России: достижения и потери 4
2. Политические изменения в России 1990-х годов.
Первые итоги и причины трудностей демократических преобразований 9
3. Россия и мир в конце XX века 13
Заключение 17
Список литературы 18
НИ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ
ФИЛИАЛ
Реферат
Экономика
в постсоветской России.
Еремеева О.А.
Шелудякова
И.Г.
Новокузнецк 2011
Содержание
Введение 3
1. Социально-экономические процессы в постсоветской России: достижения и потери 4
2.
Политические изменения в России 1990-х
годов.
Первые итоги и причины трудностей демократических
преобразований 9
3. Россия и мир в конце XX века 13
Заключение 17
Список
литературы 18
После
распада СССР и создания Содружества
Независимых Государств перед каждой
из бывших республик кроме задачи
формирования собственной государственности
стояла проблема выбора своего пути выхода
из кризиса: от традиционно умеренного
социального реформирования до радикальных
либеральных реформ. В новых условиях
перед Россией открылись
Как
известно, существует два направления
западно-экономической мысли –
кейнсианство, признающее необходимость
существенного вмешательства
Цель данной курсовой работы – рассмотреть поиски выхода из кризиса постсоветской России.
Для этого нами будут рассмотрены следующие задачи:
После
распада СССР и образования СНГ
сложилась принципиально новая
внешнеполитическая ситуация для России.
Россия сократилась в своих
Значительно
пострадала обороноспособность, практически
отсутствовали границы с
Обострились
проблемы русских в ближнем зарубежье
и беженцев из соседних государств
в Россию. Разрастались военные конфликты
у ее границ (Нагорный Карабах в
Азербайджане, Абхазия в Грузии,
Таджикистан). Все это ставило
принципиально новые
В
конце 1991-начале 1992 годов Президент
России выступил впервые с внешнеполитическими
инициативами. Он официально заявил, что
ядерные ракеты не направлены на территорию
США. В подписанной во время визита
Президента Ельцина с США кэмп-дэвидской
декларации 1992 года было зафиксировано
окончание "холодной войны" и заявлено,
что "Россия и Соединенные Штаты
не рассматривают друг друга в
качестве потенциальных противников.
Их отношения характеризуются
Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.
В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).2
Но с началом экономических реформ в России (особенно с освобождением цен на энергоносители и изменением структуры экспорта) Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны.
Итоги первого (92) года реформ:
К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации («ваучерная»), в результате реально появился частная собственность, возникают экономические методы регулирования. Произошла частичная адаптация производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенно интегрировалась в мировое хозяйство.3
В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных кредитов и инвестиций. В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика с целью обуздать инфляцию. В 1996 году — прекращение падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики и отпугивала западных инвесторов. Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил противоречия в политической и промышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу условий приватизации и ее результатов. На фоне падения производства (многие отрасли с высоким уровнем технологий угасали) все заметнее становился перекос в сторону производства сырья. Например, доля отчислений в бюджет такого монополиста как Газпром составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фоне снижения производства продуктов питания. В 1997 году удалось остановить падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспорт единственное что росло в годы реформ, теперь уже сокращаются в 1997 году экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997 году составил 6,8%. Падение за все предыдущие годы производства достигли 50%, 45% предприятий убыточны, взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство оборудование не заменяется и не обновляется. Инфляция не высока, курс доллара в основном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам Центробанка, но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30% доходов. Высокая социальная напряженность, вызванная скрытой безработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий, за чертой бедности от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам), забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог.
Издержки реформ можно объяснить следующим:
Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных импульсов. Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудного психологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей и появление рыночных механизмов. Однако негативные последствия реформ явно перевесили положительные. Одним из главных следствий ценовой либерализации стало быстрое сближение внутренних цен на сырье, материалы и энергоресурсы с мировыми. Это нанесло тяжелейший удар по основной массе традиционно низкоэффективных производств в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, которые оказались нежизнеспособными.4
Важной
задачей того времени стало сохранение
территориальной целостности