Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:46, практическая работа
Развитие финансового сектора экономики является одной из приоритетных задач любого государства. Так, в Казахстане за последние несколько лет проводится активная работа по совершенствованию и укреплению устойчивости сегментов финансовой системы и повышению доверия населения к финансовым институтам. Национальный банк Казахстана последовательно проводит политику внедрения международных стандартов в банковском секторе РК. Как следствие, на данном этапе Казахстан уверенно входит в мировое экономическое сообщество и по многим параметрам финансового развития опережает другие страны СНГ, приближаясь к странам Восточной Европы.
1.1 Ответить на вопросы:
1.Рассмотреть структуру экономики РК
2 Описать кластерную теорию М. Портера.
3. Охарактеризуйте факторы влияющие на формирования кластеров.
4. Рассмотрение принципов и признаков классификации кластеров.
5.Описать различные модели функционирования кластеров.
6. Рассмотреть опыт функционирования и развития кластеров в странах дальнего и ближнего зарубежья
Экономика и организация кластеров
Практикум по курсу
Задания практических работ
1.1 Ответить на вопросы:
1.Рассмотреть структуру экономики РК
2 Описать кластерную теорию М. Портера.
3. Охарактеризуйте
факторы влияющие на
4. Рассмотрение принципов и признаков классификации кластеров.
5.Описать различные
модели функционирования
6. Рассмотреть опыт функционирования и развития кластеров в странах дальнего и ближнего зарубежья
1) Финансовая система
Развитие финансового сектора экономики является одной из приоритетных задач любого государства. Так, в Казахстане за последние несколько лет проводится активная работа по совершенствованию и укреплению устойчивости сегментов финансовой системы и повышению доверия населения к финансовым институтам. Национальный банк Казахстана последовательно проводит политику внедрения международных стандартов в банковском секторе РК. Как следствие, на данном этапе Казахстан уверенно входит в мировое экономическое сообщество и по многим параметрам финансового развития опережает другие страны СНГ, приближаясь к странам Восточной Европы. Уровень инфляции в 2003 г. составил 6,8%, тогда как в 1999 году он равнялся 17,8%. Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора Денежно-кредитная политика играет важную роль в обеспечении высоких темпов экономического роста. С 2001 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением. Это связано с достижением в стране макроэкономической стабильности и позволяет осуществлять прогнозы и разработку стратегических направлений на более длительный период с учетом ситуации в экономике и на финансовых рынках. Важным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка в ближайшие годы объявлена подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования. Золотовалютные резервы Национального Банка за 10 лет выросли более чем в 10 раз и на 1 сентября 2003 года составили около 4,6 млрд. долл. США (на момент введения тенге - 452 млн. долл.). Банковский сектор является самым большим и быстроразвивающимся сегментом финансовой системы. На сегодня банковский сектор Казахстана среди стран СНГ международными организациями и рейтинговыми агентствами признан самым реформированным, финансово-устойчивым и динамично развивающимся. С 2003 года все 35 банков Казахстана работают по международным стандартам финансовой отчетности. Совокупный собственный капитал банков составил 198,6 млрд. тенге (в эквиваленте 1,3 млрд. долл. США), совокупные активы - около 1,5 трлн. тенге (10 млрд. долл.). Около 58% активов банков размещаются в виде кредитов экономике. В стране функционируют развитые кредитный и депозитный рынки. На фоне продолжающегося роста ресурсной базы кредитование экономики для банков стало приоритетным видом операций. На 1 октября 2003 года кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики составили 924,2 млрд. тенге, тогда как в 1996 году данный показатель находился на уровне 60,9 млрд. тенге. Позитивные изменения произошли в структуре кредитов по срокам. Наблюдается постоянная тенденция роста доли средне - и долгосрочных кредитов по сравнению с краткосрочными кредитами. По данным на октябрь 2003 года средне и долгосрочные кредиты выросли до 574,9 млрд. тенге, тогда как в 1997 году данный показатель составлял всего лишь 20,4 млрд. тенге. Таким образом, удельный вес средне и долгосрочных кредитов увеличился с 28,6 % в 1997 году до 62,2 % в октябре 2003 года. Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение ставки рефинансирования, в целом способствовала снижению ставок по банковским кредитам. Средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам юридическим лицам в тенге снизилась с 30,0 % в 1997 году до 15,6 % в 2002 году, по кредитам в иностранной валюте - с 18,5% до 13 %. На сегодняшний день ставки по кредитам в Казахстане одни из самых низких в СНГ. При средневзвешенной ставке по кредитам в Казахстане 13%, в России эта цифра составляет 13,4% , Украине - 17,9%, Беларуси и Кыргызстане - 27%. Быстрыми темпами растут депозиты населения в банках второго уровня, способствуя пополнению ресурсной базы банков и роста их кредитного потенциала за счет притока внутренних сбережений. Такие меры Национального Банка как введение института банковской тайны, системы страхования депозитов способствовали повышению доверия населения к банковской системе. Так за период с 1997-2003 годы наблюдается непрерывный рост депозитов. Общий объем депозитов резидентов на конец октября т.г. составил 759,1 млрд. тенге. По размеру вкладов на душу населения в настоящее время Казахстан среди стран СНГ уступает только России. Позитивные изменения произошли в структуре депозитов по видам валют: темпы роста депозитов в национальной валюте носили опережающий характер по сравнению с депозитами в иностранной валюте. Так, рост депозитов в тенге в 2003 году к началу года составил 62,2 %, тогда как рост депозитов в валюте составил 1,6 %. Рост депозитов в национальной валюте свидетельствует о повышении доверия граждан к национальной валюте и банковской системе в целом. Проблема долларизации экономики все больше утрачивает свою актуальность. И немаловажную роль в этом играет эффективная банковская система и денежно-кредитная политика, направленная на сохранение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса национальной валюты. Международные финансовые организации высоко оценивают платежные системы Казахстана, которые отвечают практически всем принципам, разработанным Банком Международных Расчетов (BIS) для системно значимых платежных систем. Большой прогресс наблюдается в развитии платежных систем, обслуживающих пластиковые карты. Число карточек, выпущенных казахстанскими банками, достигло 1,8 млн. штук, то есть почти четверть экономически активного населения имеют платежные карточки. Реализация Программы создания Национальной межбанковской системы платежных карточек позволит создать единое платежное пространство по обслуживанию населения и торгово-сервисных предприятий с использованием электронных денег. Реализуется Программа либерализации валютного режима на 2003-2004 годы, которая создаст предпосылки для перехода к рыночным формам контроля за потоками капитала. Для снижения возникающих при этом рисков в банках, накопительных пенсионных фондах и страховых компаниях будут внедряться внутренние системы управления рисками.
Фискальная политика
Фискальная политика играет важную роль в обеспечении стабильности финансовой системы страны, оказывая влияние на многие макроэкономические переменные, такие как уровень инфляции, величина процентных ставок, инвестиции и другие. В развитие системы гармонизации бюджетного и стратегического планирования на этапе планирования бюджета предлагается разрабатывать среднесрочную фискальную политику Правительства. В новой редакции фискальной политики предлагается переход на бездефицитный бюджет и значительное сокращение размера правительственного долга. Это создаст значительный задел прочности в области проведения бюджетной политики.
Налоговая политика
Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. С 2002 года в республике действует новый Налоговый кодекс, укрепивший концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере. Налоговым кодексом были закреплены принципы стабильности налогового законодательства и единства системы налоговых льгот. В соответствии с этим из законодательства были исключены нормы по предоставлению льгот индивидуального характера для конкретного налогоплательщика. В последние годы доходы бюджета составляют в среднем 22-23% ВВП, что является показателем сравнительно небольшой налоговой нагрузки. Этому способствовало снижение ставок НДС и совершенствование методологии его взимания, уменьшение ставки социального налога, ввод специальных налоговых режимов, освобождение социальной сферы и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога. В целях стимулирования развития производства товаров и услуг проводится политика по снижению налогового бремени. В настоящий момент принят закон по внесению изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Республики Казахстан, которым предусматривается снижение налоговой нагрузки на заработную плату, снижение ставки налога на добавленную стоимость, снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, введение отдельного налогового режима для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, основной деятельностью которых является создание и развитие современных технологий, совершенствование налогообложения нефтяных операций.
Бюджетная политика
Правительство провело значительную работу в области совершенствования бюджетной системы. Осуществляется формирование программного, целенаправленного бюджета, отражающего приоритеты социально-экономического развития страны. Бюджет разделен на текущий бюджет, за счет которого осуществляются программы, направленные на выполнение текущих нужд государства, и бюджет развития, включающий расходы на инвестиции в экономику, в том числе на инфраструктуру, градостроительство, информатизацию, науку, подготовку кадров. В этом году в Казахстане разработан Бюджетный кодекс, целями которого являются, прежде всего, объединение и систематизация правовых норм действующего законодательства, регулирующих бюджетные отношения, установление целостности системы бюджетных отношений с едиными принципами и правилами, определение участников бюджетного процесса и их полномочий, систематизация бюджетного устройства и бюджетного процесса. В настоящее время государство контролирует дефицит бюджета, который в 2002 году составил 0,3% к ВВП, на 2004 год планируется в размере 1,9% к ВВП, на 2005 г. - 1%, на 2006 год - 0,5%. Происходит расширение текущих и капитальных инвестиций в социальную сферу, здравоохранение, образование. С учетом того, что доходы бюджета в значительной степени зависят от поступлений от сырьевого сектора, истощающего невозобновляемые ресурсы страны, сбережение доходов от сырьевого сектора в Национальном Фонде Республики Казахстан позволит обеспечить равномерный уровень потребления для нынешних и будущих поколений. Накопления в Национальном фонде позволят в долгосрочном периоде, когда исчерпаются минеральные сырьевые ресурсы страны, получать Правительству Казахстана адекватный инвестиционный доход от активов, вложенных в акции и другие ценные бумаги мирового финансового рынка. Накопления Национального Фонда к концу текущего года превысят 3 млрд. долл. США.
2)Описать кластерную теорию М. Портера.
сновоположником кластерной
теории признанно считается профессор
Гарвардской школы Майкл
Основоположником кластерной
теории признанно считается профессор
Гарвардской школы Майкл Портер, являющийся
одним из самых уважаемых авторов концепции
стратегии конкурентоспособности. В своей
книге «Конкуренция» он подчеркивает,
что наличие устойчивой стратегии развития
является одним из важных факторов для
успешного развития кластера. По мнению
Майкла Портера: «кластеры являются организационной
формой консолидации усилий заинтересованных
сторон, направленных на достижение конкурентных
преимуществ, в условиях становления постиндустриальной
экономики».
Кластеры являются организационной формой
консолидации усилий заинтересованных
сторон, направленные на достижение конкурентных
преимуществ в условиях глобализации
экономики. Главное, на что нацелены кластеры
– это возможность для бизнеса и для региона
развиваться не по инерции. Для бизнеса
кластер – это реальная возможность обеспечить
себе конкурентоспособность в будущем,
то есть, создавать долгосрочную стратегию
развития предприятий на 5 – 10 лет и более.
Кластеры состоят из предприятий, специализированных
в определенном секторе экономики и локализованных
географически. В экономической системе
кластерное объединение выполняет следующую
задачу: сильные предприятия подтягивают
за собой мелкие. Ключ к успеху кластера
– цивилизованная конкуренция, равнение
на лидеров, получение поддержки от лидеров,
от административного ресурса региона.
В период постиндустриальной экономики
кластеры – группы предприятий, в том
числе средних и малых, находящихся на
одной территории. Кластеры выступают
основой эффективного экономического
развития территории регионов и способствуют
эффективности развития государства в
целом.
Региональное экономическое развитие
на базе создания и стимулирования кластеров
предполагает инициативу и активность
бизнеса, а также совместных усилий бизнеса,
исполнительной и законодательной власти.
Роль, которую играют бизнес и власть при
создании и развитии отраслевых кластеров
различна, но взаимодополняющая. Один
из способов развития кластеров – экономические
и социальные программы региональной
администрации. Сегодня этот процесс мы
наблюдаем в России и в Санкт-Петербурге.
Для организации кластера требуется высокая
степень доверия участников по отношению
друг к другу, а также длительное горизонтальное
планирование экономического процесса.
Сегодня мы должны ответить на вопрос:
применим ли кластерный подход на пути
к повышению конкурентоспособности сегмента
малых гостиниц Санкт-Петербурга? Мы считаем,
что такой подход необходим, и для этого
есть предпосылки и возможности. Развитие
инфраструктуры сервиса, системы консультационных
услуг, поставщиков при создании кластера
повысит конкурентоспособность предприятий
за счет снижения издержек. Хочется отметить,
что имеющий горизонтальную структуру
кластер не вступает в противоречия с
вертикально интегрированным бизнесом.
В европейских странах зарождение и возникновение
кластеров началось в 70-е годы. В Россию
кластерный подход в экономике пришел
с опозданием на 20-30 лет. И сегодня в российской
экономике происходит “региональная
революция”.
Что подразумевает под собой новая экономическая
стратегия развития регионов? Она означает,
что не внешняя экспансия и крупные индустриальные
стройки, а сосредоточение офисов, школ,
высокотехнологичных малых и средних
предприятий, к которым относятся и предприятия
индустрии гостеприимства, не нарушающие
культурно-историческую самобытность
территории, становятся символами ее развития.
Население региона хочет видеть у себя
то, что, в первую очередь, способствует
сохранению и улучшению жизненной среды.
Поэтому, как это часто происходит в европейских странах, критерием регионального развития становится политика средового обустройства. Иначе говоря, целью региональной экономической политики в Санкт-Петербурге становится развитие конкурентоспособной экономики, т.е. создание устойчивого самовоспроизводящегося территориального сообщества, исповедующего принцип «это место должно быть желанным для жизни».
В 2007-2008 году завершается разработка концепции кластерной политики государства. В рамках концепции, мы надеемся, найдется место и будет учтена потребность предприятий малого гостиничного бизнеса.
В рамках Петербургской технической ярмарки, прошедшей в Ленэкспо 11 марта 2008 года состоялся семинар на тему «Опыт организации отраслевых региональных кластеров. Инвестиционные проекты регионов» К сожалению, несмотря на интересные выступления, можно сделать вывод, что традиционные методы и представления о стратегии экономического развития все еще присутствуют, и в ряде регионов к кластерам относятся как к «модным» веяньям, подменяя эту форму экономической организации понятием технологических цепочек. Именно средний и малый бизнес должен проявлять инициативу по созданию кластеров. Вряд ли приходящие на рынок крупные западные инвесторы и сети будут в этом заинтересованы. Совершенно очевидно, что без научно-теоретической базы, специалистов, даже при наличии инициативы сверху, этот процесс пойдет не быстро. Тем более что создание кластеров по инициативе «снизу» вызывает у многих специалистов серьезные сомнения.
Что может дать организация и развитие кластеров для предприятий малого и среднего бизнеса?
– могут быть существенно
снижены барьеры выхода на рынок
за счет унификации требований в рамках
кластера;
– возможность достижения эффекта при
организованном обучении персонала;
– эффективность закупки технических
средств и программных продуктов информационных технологий;
– получение доступа к заказам (клиентам);
– перенос положительной репутации кластера
на его участников (бренд);
– возможность адаптации систем профессионального
образования региона (финансирование
за счет бюджетов) к потребностям предприятий
кластера;
– региональные инновационные и иные
программы, реализованные в регионе, могут
учитывать интересы кластера;
Для региональной экономики развитие кластеров:
– обеспечит повышение
занятости населения;
– привлечет квалифицированных специалистов;
– способствует развитию смежных секторов
в экономике и сфере услуг.
Формальным признаком,
способствующим возникновению кластеров,
может стать программа, для выполнения
интересов которой
Что же будет результатом его функционирования?
Для экономики города результатом будет:
– гарантия в сохранении
рабочих мест людям, работающим в
малом бизнесе;
– сохранение и увеличение налоговой
базы;
– сокращение выплаты по безработице;
Это только некоторые из ряда причин, которые должны стимулировать власти к проявлению заботы о малом бизнесе, что и происходит в Европейских странах, поскольку малый бизнес является гарантом:
1) создания новых рабочих
мест;
2) увеличения налоговой базы;
3) творческой активности населения;
4) увеличения среднего класса, который
считается опорой демократического общества.
Рассматривая развитие
сегмента малого и среднего бизнеса
в гостиничной сфере, следует
рассматривать ее будущее развитие
в контексте развития экономики
Санкт-Петербурга. У сегмента малых
гостиниц есть возможность осуществить
переход от количественного развития к новому
качественному развитию, которое определит
стратегию и эффективность сегмента малых
гостиниц на долгосрочную перспективу.
Эта возможность будет зависеть от поддержки
руководства региона, а также от активности
самих предпринимателей. В первом полугодии
2008 года, в зависимости от степени подготовленности
предложений от бизнесменов Санкт-Петербурга,
определилось несколько пилотных кластеров,
создание и развитие которых будет осуществляться
при софинансировании государственного
бюджета. Одним из подобных кластеров,
или скорее протокластером, может стать,
возникшее в 2002 году некоммерческое предприятие
«Ассоциация малых гостиниц», включающее
в себя объединение 50 предприятий Санкт-Петербурга
и активно поддерживаемое администрацией
города. Мы рассматриваем нашу общественную
организацию как прообраз будущего кластера
или, скорее, протокластера.
Ведь общественные организации занимают
особое место в развитии диалога бизнеса
и власти, что подчеркивается у многих
признанных теоретиков кластерного подхода
в экономике. А это позволяет находить
эффективные пути согласования интересов
власти и бизнеса.
В своих работах известный экономист ХIХ века Альфред Маршал писал, что значительную роль в кластеризации играют ассоциации предпринимателей (например, как это было в Италии и ряде других европейских стран).
НП «Ассоциация малых гостиниц СПб» история ее создания, ее пятилетняя деятельность и анализ ее структуры позволяет нам по ряду признаков рассматривать ее как протокластер.
Эти признаки таковы:
– стремление к созданию
сетевой формы организации по
горизонтальному и
– диалог с властями;
– инициативы по развитию сегмента малых
гостиниц.
– стремление к созданию конкурентоспособных
предприятий