Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:34, контрольная работа
Слово «физиократия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле физиократы исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Физиократы…………………………………………………………………….5
1.1 Положения…………………………………………………………….5
1.2 Происхождение теории……………………………………………….6
1.3 Предшественники……………………………………………………..6
1.4 Физиократия вне Франции…………………………………………..12
1.5 Физиократы в России…………………………………………………13
2. Франсуа Кенэ - основоположник школы физиократов……………………15
2.1 Принципы методологии………………………………………………16
2.2 Учение о «чистом продукте»…………………………………………17
2.3 Теория капитала………………………………………………………17
2.4 Отношение к торговле………………………………………………18
2.5 Теория воспроизводства. «Экономическая таблица»…………….18
2.6 Значение взглядов Кенэ для развития экономической мысли……21
3. Экономическое учение А. Тюрго…………………………………………….24
3.1 Предмет и метод изучения…………………………………………..24
3.2 Теория денег…………………………………………………………25
3.3 Теории стоимости, классов, доходов………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………28
К ним
примкнули и другие видные экономисты,
как то: Мерсье де ла Ривьер и Тюрго.
Первый из них, приняв сначала участие
в «Журнале земледелия, торговли и
финансов», издал в 1767 г. книгу «L'ordre
naturel et essentiel des societes politiques», из которой
впервые большая публика
Сочувственно
относились к физиократам или
только отчасти разделяли их взгляды
Кондильяк, Кондорсе, Мальзерб, Лавуазье.
Из видных экономистов той эпохи
лишь Неккер и Форбонне продолжали
держаться принципов
Все главные
основания физиократической теории
как политико-экономического учения
были изложены уже основателем школы,
а потому о них вполне достаточное
понятие даёт учение Кене. В оценке
их общественной роли историки не вполне
сходятся между собой, неодинаково
понимая их отношение к отдельным
социальным классам. Несомненно, что
физиократы враждебно относились к
сословному строю общества, к привилегиям
дворянства и к сеньориальным
правам. Некоторые историки особенно
подчеркивают народолюбие физиократов.
Издатель сочинений физиократов
в XIX в., Дэр, ставит им в заслугу, что
они «формулировали великую проблему
справедливого и
В самом
деле, физиократы были проповедниками
крупного хозяйства: уже Кене считал
наиболее нормальным, чтобы земли, обрабатываемые
под посевы, соединялись в большие
фермы, которые находились бы в руках
богатых землевладельцев (riches cultivateurs);
только богатые фермеры составляют,
по его мнению, силу и могущество
нации, только они могут дать занятие
рабочим рукам и удержать в
деревне жителей. При этом Кене объяснял,
что под словами «богатый фермер»
не следует понимать работника, который
сам пашет, а хозяина, имеющего наемных
рабочих; все мелкие фермеры должны
были превратиться в батраков, работающих
на крупных фермеров, которые и
суть «истинные земледельцы». По словам
аб. Бодо, «в обществе, истинно благоустроенном
на основах экономических
Содействовать
увеличению рабочей платы физиократы
вовсе не были намерены: Кене советует
для жатвы брать пришлых
Между теорией физиократов, благоприятной для буржуазии, и их народолюбивыми чувствами было, таким образом, довольно значительное противоречие. Раньше всего оно было отмечено Луи Бланом, когда он, например, говорил о Тюрго: «он не всегда отличался последовательностью по отношению к своим принципам; не будем его за это упрекать, ибо в этом его слава». В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кене, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. Мерсье де ла Ривьер в главном своём сочинении развивал ту мысль, что «законный деспотизм» (despotisme legal) один в состоянии осуществить общее благо, установить естественный общественный порядок, чем вызвал резкие возражения со стороны Мабли. Нападая на теорию разделения и равновесия властей или теорию политических противовесов, Мерсье рассуждал так: если основы хорошего правления очевидны для власти и она захочет поступать сообразно с ними на благо общества, то «контрафорсы» могут лишь помешать ей -- и наоборот, в таких противовесах нет надобности, раз основы хорошего правления остаются неизвестными власти. Напрасно из боязни, что правитель может быть невежественным, ему противопоставляют людей, едва умеющих управлять самими собой. Впрочем, роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает «естественному порядку», чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.
В последнем отношении интересен разговор Екатерины II с Мерсье де ла Ривьером, которого она пригласила в Петербург для совета с ним о законодательстве «Каких правил, -- спросила она, -- следует держаться, чтобы дать наиболее подходящие законы для народа?» -- «Давать или создавать законы -- такая задача, государыня, которой Бог никому не предоставлял», -- отвечал, Мерсье де ла Ривьер, вызвав новый вопрос Екатерины о том, к чему же, в таком случае, он сводит науку правления. «Наука правления, -- сказал он, -- сводится к признанию и проявлению законов, начертанных Богом в организации людей; желать идти дальше было бы большим несчастьем и чересчур смелым предприятием». Учение физиократов оказало влияние на французскую революцию. «Из их среды, -- говорит Бланки в своей „Истории политической экономии“, -- был дан сигнал ко всем общественным реформам, какие только были совершены или предприняты в Европе в течение 80 лет; можно даже сказать, что, за немногими исключениями, французская революция была не чем иным, как их теорией в действии». Луи Блан, видевший в физиократах представителей интересов буржуазии, хотевших заменить одну аристократию другой, и потому называвший их учение «ложным и опасным», тем не менее прославлял их как проповедников новых идей, из которых вышли все преобразования революционной эпохи. «Экономисты, -- говорит о Ф. Токвиль в „Старом порядке и революции“, -- играли в истории менее блестящую роль, чем философы; быть может, они и меньше, нежели последние, оказали влияния на возникновение революции -- и тем не менее я думаю, что истинный её характер лучше всего познается именно в их сочинениях. Одни высказывали то, что можно было себе вообразить; другие иногда указывали на то, что нужно было делать. Все учреждения, которые революция должна была безвозвратно уничтожить, были особенным предметом их нападок; ни одно не имело права на пощаду в их глазах. Наоборот, все те учреждения, которые могут рассматриваться как настоящие создания революции, были заранее возвещены физиократами и с жаром ими прославлены. С трудом можно было бы назвать хотя бы одно, зародыш которого уже не существовал бы в каких-либо их сочинениях; в них мы находим все, что было наиболее существенного в революции». В сочинениях Ф. Токвиль отмечает и будущий «революционный и демократический темперамент» деятелей конца XVIII в., и «безграничное презрение к прошлому», и веру во всемогущество государства в деле устранения всех зол.
Оценивая
общее значение физиократов, один из
самых последних исследователей
их учения (Мархлевский) называет отдельные
случаи влияния физиократов на жизнь
«революционными бациллами
После появления «Богатства народов» Ад. Смита школа Кене пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур -- до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах -- Ж. М. Дютан и др. В классической школе полит. экономии установилось, в общем, самое отрицательное отношение к физиократам, не всегда справедливое. В своём «Капитале» Маркс довольно часто говорит о физиократах (в примечаниях) с сочувствием; одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы. В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита. Сам вопрос о зависимости последнего от физиократов был подвергнут внимательному пересмотру, результаты которого оказались благоприятными для физиократов Сочинения физиократов изданы Дэром в «Collection des principaux economistes»; «Друг людей» Мирабо переиздан Rоuхеl'ем в 1883 г., а сочинения Кене перепечатал Онкен.
1.4 Физиократия вне Франции
Физиократы нашли многочисленных последователей за пределами Франции. Особенно много было их в Германии, в которой наиболее замечательными физиократами были Шлеттвейн, советник маркграфа баденского Карла-Фридриха Фюрстенау, Шпрингер, в особенности же Мовильон и швейцарец Изелин. Самым замечательным представителем немецкого физиократизма считается маркграф Карл-Фридрих, написавший «Abrege de l'есоnоmiе politique» (1772) и сделавший попытку реформы налогов в духе системы: в нескольких деревнях он, вместо всех прежних налогов, ввёл «единый налог» (impot unique) в виде 1/5 «чистого дохода» (produit net) от произведений почвы; но этого частного опыта, продолжавшегося более двадцати лет (1770--1792), он не обобщил. Как теоретики, немецкие физиократы ничего не прибавили к учению своих французских собратьев. В Германии ещё в XIX веке встречались сторонники физиократии: например, в 1819 г. Шмальц во втором издании своей «Энциклопедии камеральных наук» продолжает называть себя физиократом. Противниками физиократов среди немцев выступили Юстус Мёзер (который, как защитник старины, вооружился и против учения А. Смита), И. Мозер, Дом и Штрелин.
Путь
для физиократии в Италии расчистил
Бандини, главными же сторонниками её
были Дельфико, Негри, Фиорентино, Дженнаро
(«Аnnоnа», 1783), Саркиани («Intorno al sistema delle
pubbl. imposizione», 1791). Отчасти новое учение
повлияло и на некоторых итальянских
меркантилистов, как то: Паолетти, Филанджиери,
Бриганти, д'Арко и Менготти, тогда
как в лице Верри оно встретило
сильного критика. В практическом отношении
влияние доктрины сказалось на реформах
Леопольда Тосканского. Физиократы
нашли последователей также и
в Швеции. Из двух политических партий
(шляп и шапок), боровшихся здесь
за власть в середине ЧVЙЙЙ в., одна
(шапки) стояла на стороне преимущественного
покровительства сельскому