Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 16:23, курсовая работа
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов проблем экономического роста, его особенностей в Казахстане.
Задачами работы являются:
1. Рассмотрение теоретических основ экономического роста, анализ типов и факторов экономического роста.
2. Освещение состояния и проблем экономического роста в Республике Казахстан.
Введение 3
I глава. Сущность экономического роста, его типы и показатели
1.1 Понятие экономического роста 5
1.2 Показатели динамики экономического роста 5
1.3 Основные модели экономического роста 7
1.4 Факторы экономического роста 9
1.5 Типы экономического роста 9
II глава. Особенности экономического роста в Казахстане 13
III глава. Основные направления развития экономики
Казахстана до 2030 года 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Внутригодовая динамика ВВП в
отраслевой разбивке
наибольшая глубина падения пришлась на первое полугодие текущего года.
Сокращение
валового накопления основного капитала
непромышленного сектора, экспорта
и импорта товаров и услуг,
существенное снижение товарно-материальных
запасов несколько
Рисунок
2. Реальный ВВП методом конечного использования
7
По результатам 9 месяцев 2009 г. отмечается некоторое замедление темпов падения за счет оживления отдельных секторов экономики в 3 кв.
Начало
позитивной динамики во 2 и 3 кварталах
2009 г. определялись ростом мировых цен
на нефть и восстановлением
Рисунок 3. Промышленное
производство, инвестиции и кредиты банков,
% 8
При этом более 60% инвестиций в промышленность направляется в добычу сырой нефти и природного газа и предоставление услуг в этих областях.
Некоторое
оживление в обрабатывающей промышленности
(доля в промышленности – 35%) определяется
в основном производством нефтепродуктов,
пищевых продуктов, черной металлургией,
производством и распределением электроэнергии,
газа и воды .
Рисунок
4. Композитный опережающий индекс развития
экономики 9
При
сложившейся структуре
Более
того, композитный опережающий
Это свидетельствует о том,
что наметившиеся в 3 кв. 2009 г.
тенденции оживления экономики
являются не краткосрочным
В
целом за 2009 г. реальный рост экономики
оценивается МЭБП на уровне не более
1%. Национальный Банк оценивает реальный
рост экономики на уровне 0,1 – 0,3%. Альтернативные
сценарии развития казахстанской экономики
в 2009г. со стороны международных финансовых
организаций и рейтинговых агентств, находятся
в диапазоне от (-2%) до (-3,5%).
III глава. Основные направления развития экономики
Казахстана
до 2030 года
Одним из концептуальных документов выбора критериев функционирования экономической модели Казахстана является программный документ «Казахстан 2030». Работа Президента нашей страны Н.А. Назарбаева "Казахстан 2030" опубликованная в октябре 1997 года вызвала большой резонанс в нашем обществе.
В Послании были даны наметки научного анализа реальных шагов углубления рыночных преобразований с учетом того, что исторически Казахстан является сердцевиной Евразийского континента. Нам предоставлена судьбой задач огромной важности - возродить древнее государство казахов тесном содружестве со всеми представителями наций народностей, населяющих территорию Казахстана, и использовать геополитические позиции Казахстана для динамичного экономического роста, духовного возрождения народа.
В Послании Главы государства отмечены не только целесообразность средства достижения ближайших задач, но и конкретно указаний стратегические направления развития Казахстана на будущее столетие. Нам представляется, что, консолидируя все группы населения Казахстана в определении общественного сознания практической деятельности по выполнению стратегических планов развития цивилизованного общества по пути рыночных преобразований, в Послании определены основные идеи направления, пути и средства их достижения. В этой связи перед творческой интеллигенцией Казахстана стоят огромные задачи подготовке кадров и переподготовке профессиональных специалистов на основе мировых стандартов образования. Для этого в Казахстане есть богатейший экономический потенциал и, прежде всего, научно-техническая интеллигенция и кадры рабочих.
Среди идей Послания хотелось бы отметить и проблему государственного управления рыночными преобразованиями Общеизвестно, что успехи всяких реформ в конечном итоге решаются сформированной системой кадров управления (менеджеров) и институциональных звеньев государственного управления. В этом смысле в Президентском Послании отмечены пути рационализации Государственного управления, достижения сбалансированности всех ветвей власти. Исходя из идеи народовластия и государственности Казахстана и в Президентском Послании намечены контуры дальнейшего укрепления правовым основ, ответственности государственных органов перед народом.
Выделяются следующие долгосрочные приоритеты:
1.
Национальная безопасность. Обеспечить
развитие Казахстана как
2.
Внутриполитическая
Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетии.
3.
Экономический рост, базирующийся
на открытой рыночной
4.
Здоровье, образование и благополучие
граждан Казахстана. Постоянно улучшать
условия жизни, здоровье, образование
и возможности всех
5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.
7.
Профессиональное государство.
Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики.
Одним из основополагающих документов экономического развития Казахстана является «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан».
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.
Стратегия
формирует государственную
В
реализации Стратегии индустриально-
На первом этапе, в 2003—2005 годах, внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также созданы институты развития, через которые государство осуществляет свое участие в реализации программы.
Второй этап, 2006—2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов — участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.
На третьем этапе, в 2011—2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.
Предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан составят 1,2 млрд долларов США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн долларов США в год в ценах 2002 года.
Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8—9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5—3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8,0—8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза. Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.
Реализация Стратегии позволит: увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50—52%; повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5—1,7% в 2015 году; замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12,0—12,6% в 2015 году.
Вместе
с тем без реализации Стратегии
доля добавленной стоимости
31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46—47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1,0—1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27—28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45—46%.
Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
В части обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.
Повышение
эффективности экономической
Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля.
Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.
Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики.