Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:57, курсовая работа
Экономический рост в России в последние годы сопровождается некоторым снижением доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, но проблема бедности до сих пор остается актуальной. Несмотря на то, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума ежегодно снижается на 3 п.п., за чертой бедности все еще находится, по разным оценкам, от 15% до 30% населения1.
Для 10% населения (I-я доходная группа) реальные располагаемые ресурсы не соответствуют даже половине официально установленного прожиточного минимума. Аналогичная картина получается и для других лет в рассматриваемом периоде.
Охват экономическим ростом (growth incidence). Согласно официальной статистике, за последние 5 лет в России реальные доходы населения ежегодно увеличиваются на 9-12%. Например, для 2004 г. этот показатель составил 9,9%. Наши расчеты показывают, что прирост реальных доходов для отдельных доходных групп населения сильно отклоняется от этой средней цифры. Так, за 2004 г. реальные располагаемые доходы с учетом полученных трансфертов и льгот для первой доходной группы (наименее обеспеченные) выросли только на 5,8%, в то время как для десятой доходной группы (наиболее обеспеченные) реальные доходы увеличились на 17,7% (Рисунок 5). В целом, прирост располагаемых доходов для 80% населения (I-VIII доходные группы) был ниже средней величины 9,9%. Таким образом, экономический рост способствовал ускоренному увеличению доходов только наиболее обеспеченных групп населения и не был ориентирован на преодоление бедности (не относился к понятию pro-poor growth). Охват экономическим ростом населения страны остается чрезвычайно низким.
Рисунок 5. Распределение реальных располагаемых доходов и льгот, получаемых населением
Источник: собственные расчеты на основе данных Росстата, 2004.
Следует отметить, что в числе тех, чьи доходы выросли в наименьшей степени, оказались не только те, кто находится за чертой бедности, но и представители пятой и шестой доходных групп (представители т.н. «среднего класса»). Относительный прирост доходов этих групп населения, как видно по рисунку, оказался даже меньше, чем прирост доходов в первой доходной группе, хотя размеры социальных трансфертов и льгот, получаемых этими группами населения, более чем в 2 раза превышают трансферты и льготы для наименее обеспеченных. Следовательно, в ходе экономического роста в России возможности для формирования обеспеченного «среднего класса» невелики, что также свидетельствует о консервации бедности.
Вывод о том, что экономический рост не способствует преодолению бедности, согласуется с недавними исследованиями4 об экономическом росте в разрезе отраслевой структуры экономики России. Согласно этим исследованиям, наибольший прирост доходов в последние годы характерен для экспортоориентированных отраслей экономики, являющихся малочисленными по количеству занятых (эти отрасли насчитывают менее 10% занятых в экономике). Как представляется, ориентация экономического роста на преодоление бедности в российских условиях возможна в случае диверсифицированного роста, основанного не только на экспортно-сырьевом секторе экономики, но и на развитии перерабатывающих отраслей.
Наиболее простым решением для государства, способствующим ориентации экономического роста на преодоление бедности, является корректировка системы социальных трансфертов и льгот, как в натуральном, так и в денежном выражении. В российских условиях в этом отношении необходимо обеспечить справедливость их распределения. Как видно по рисунку (Рисунок 5), наименьший объем льгот и трансфертов получает наименее обеспеченное население (I и II доходные группы), а наибольший – наиболее обеспеченное население (IX и X доходные группы). Объемы этих трансфертов и льгот различаются менее чем в 4 раза, что существенно ниже разницы между объемами располагаемых доходов населения. Подобное несоответствие между распределением социальных трансфертов и льгот и распределением доходов в стране препятствует преодолению бедности и лишь закрепляет тенденцию к ее консервации, обусловленную характером современного экономического роста. Определенные шаги по преодолению недостатков существующей системы трансфертов были предприняты в ходе разработки системы монетизации льгот.
Наиболее сложным решением, но при этом создающим долгосрочную основу для преодоления бедности и социального неравенства, является политика государства, направленная на стимулирование создания новых рабочих мест с уровнем оплаты труда не ниже среднего по экономике. Проведение такой политики связано с использованием потенциала частного бизнеса, включая возможности по расширению производства, обеспечение условий «социального лифта» для населения через систему образования. Для этого, в свою очередь, необходимо стимулирование деятельности бизнеса, направленной на развитие производства, расширение создания рабочих мест и развитие человеческого капитала.
Заключение
Литература
Приложение
Индивидуальные весовые коэффициенты
Доходные группы |
Справочно: все домохозяйства | ||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X | ||
Продовольственные товары |
0.58 |
0.56 |
0.55 |
0.56 |
0.52 |
0.51 |
0.44 |
0.45 |
0.42 |
0.37 |
0.45 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
0.12 |
0.10 |
0.09 |
0.08 |
0.07 |
0.06 |
0.06 |
0.05 |
0.04 |
0.04 |
0.06 |
Крупа и бобовые |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
Макаронные изделия |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
Мясо и птица |
0.15 |
0.16 |
0.16 |
0.17 |
0.16 |
0.15 |
0.14 |
0.14 |
0.13 |
0.11 |
0.14 |
Рыба и морепродукты |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.02 |
0.03 |
Молоко и молочная продукция |
0.08 |
0.08 |
0.08 |
0.08 |
0.08 |
0.07 |
0.06 |
0.06 |
0.06 |
0.05 |
0.07 |
Масло сливочное |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.00 |
0.01 |
Масло подсолнечное |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Плодоовощная продукция |
0.07 |
0.07 |
0.07 |
0.08 |
0.07 |
0.07 |
0.06 |
0.07 |
0.06 |
0.05 |
0.06 |
Сахар-песок |
0.04 |
0.03 |
0.04 |
0.05 |
0.04 |
0.04 |
0.03 |
0.04 |
0.04 |
0.03 |
0.03 |
Алкогольные напитки |
0.01 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.03 |
0.02 |
0.02 |
0.03 |
0.03 |
0.04 |
0.03 |
Непродовольственные товары |
0.18 |
0.20 |
0.21 |
0.24 |
0.24 |
0.28 |
0.32 |
0.33 |
0.34 |
0.35 |
0.29 |
Ткани |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.02 |
0.02 |
0.01 |
0.01 |
Одежда и белье |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.04 |
0.04 |
0.04 |
0.04 |
0.05 |
0.05 |
0.04 |
0.04 |
Трикотажные изделия |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.04 |
0.04 |
0.04 |
0.04 |
0.05 |
0.05 |
0.04 |
0.04 |
Обувь |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.04 |
0.04 |
0.04 |
0.04 |
0.05 |
0.05 |
0.04 |
0.04 |
Моющие средства |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.01 |
Табачные изделия |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
Электротовары |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.02 |
0.04 |
0.03 |
0.03 |
0.04 |
0.03 |
Телерадиотовары |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.02 |
0.04 |
0.03 |
0.03 |
0.04 |
0.03 |
Бензин автомобильный |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.02 |
0.02 |
0.03 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
Медикаменты |
0.06 |
0.05 |
0.06 |
0.05 |
0.06 |
0.05 |
0.05 |
0.05 |
0.05 |
0.05 |
0.05 |
Платные услуги |
0.25 |
0.24 |
0.24 |
0.20 |
0.24 |
0.21 |
0.24 |
0.22 |
0.23 |
0.28 |
0.26 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0.17 |
0.15 |
0.15 |
0.11 |
0.12 |
0.09 |
0.10 |
0.07 |
0.07 |
0.08 |
0.10 |
Медицинские услуги |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.02 |
0.01 |
Услуги пассажирского транспорта |
0.04 |
0.04 |
0.04 |
0.03 |
0.03 |
0.03 |
0.04 |
0.03 |
0.04 |
0.04 |
0.04 |
Услуги связи |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.03 |
0.02 |
0.02 |
0.03 |
0.03 |
Услуги учреждений культуры |
0.00 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.02 |
0.03 |
0.02 |
Санаторно-оздоровительные |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.00 |
Услуги дошкольного воспитания |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
Услуги образования |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.02 |
0.01 |
0.02 |
Бытовые услуги |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.01 |
0.02 |
0.03 |
0.03 |
0.04 |
0.04 |
0.06 |
0.03 |
Источник: расчеты авторов
1 Субъективные оценки населения своих доходов существенно выше. По данным Левада-центра, в 2004 г. около 80% россиян считали уровень своих доходов ниже прожиточного уровня.
2 До июня 2005 г. список включал 30 наименований, включая продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги. С июня 2005 г. – 42 наименования. Расширение списка произошло за счет детализации категории «жилищно-коммунальные услуги».
3 На основе официального ежемесячного прожиточного минимума в 2004 г.
4 Белоусов А.Р. Бизнес-идея развития. // Эксперт, № 38 (484) 10.10.2005.
Информация о работе Экономический рост в россии: ориентация на преодоление бедности?