Экономический рост и налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение воздействия налоговой политики на экономическую действительность для выработки принципов построения механизма, стимулирующего воздействия со стороны государства на экономику с помощью, максимально способствующего достижению устойчивого экономического роста.

Содержание

Введение
1. Экономический рост
1.1 Понятие и виды экономического роста
1.2 Факторы, влияющие на экономический рост
2. Налоговая политика государства в условиях экономического роста
2.2 Понятие и типы налоговой политики
2.2 Задачи налоговой политики
2.3 Воздействие налоговой нагрузки на экономический рост
3. Налоговая система РФ
1.3 Анализ современной налоговой политики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 40.70 Кб (Скачать)

Итак, содержание и  цели налоговой политики обусловлены  макроэкономическими задачами государства  на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой  политики государство должно обеспечить решение: Налоговая политика России: проблемы и перспективы/Под ред. Горского И.В. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 288с.

1. Экономических  задач, таких как стимулирование  экономического роста, преодоления  инфляционных процессов, снижение  дефицита бюджета, сбалансирование  размеров бюджетов разных уровней  и др.;

2. Социальных задач;  обеспечение занятости населения,  стимулирования роста доходов  и уровня жизни населения, перераспределение  национального дохода в интересах  наименее защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения  паритета между общественными,  корпоративными и личными интересами  в области налогообложения. 

Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила  принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной  частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических  процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма  государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих  субъектов (прибыль, амортизация), своих  централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется  фискальная (распределительная) функция  налогов. Миляков Н.В. Налоговое право. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 383с.

Выделяют следующие  цели такой функции налогов:

1. сглаживание колебаний  экономического цикла;

2. обеспечение устойчивого  экономического роста;

3. достижение высокого  уровня занятости при умеренных  темпах инфляции.

Во втором случае налоги используются в качестве инструмента  воздействия на условия и факторы  общественного воспроизводства. В  этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами  механизма налогового регулирования  являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога. Белова И.В. Новое в системе налогообложения  в России//Аудитор. - 2009. - №6. - С.3-10

Также, налоги выполняют  социальную функцию, предполагающую поддержание  социального равновесия посредством  уменьшения разрыва между доходами различных социальных групп населения. Для реализации данной функции используются прогрессивное налогообложение, освобождение от уплаты налогов наименее социально  защищенных экономических субъектов, необложение налогами некоторых  социально значимых товаров и  услуг, а также повышенное налогообложение  предметов роскоши. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 320с.

Но в налоговой  политике государства реализуются  две из трех функций налога: фискальная (распределительная) и регулирующая - с ее стимулирующей и сдерживающей подфункциями. Фискально-распределительная  функция выражается в уровне налогового бремени экономики, который определяется долей валового внутреннего продукта, изымаемой в бюджетную систему  посредством действующей системы  налогообложения. Регулирующая функция  проявляется через механизм налоговых  льгот и освобождений, специальных  налоговых режимов, призванных способствовать предпринимательской и трудовой активности граждан, инвестиционной и  инновационной активности хозяйствующих  субъектов. Дадашев А. О стимулирующем  потенциале налоговой политики//Экономист. - 2009. - №9. - С.45-50

Очевидно, в условиях ограниченных возможностей снижения налогового бремени экономики возрастающее значение приобретают регулирующая (стимулирующая) функция налоговой  политики, определение приоритетов  в структуре налогообложения, выбор  элементов налога, подлежащих обновлению и стимулирующих потребительский  спрос, инвестиционную активность.

Таким образом, разрабатываемая  государством, налоговая стратегия  преследует следующие задачи:

1. фискальные - повышение  доходов государства;

2. экономические  - обеспечение экономического роста,  ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

3. социальные - перераспределение  налогов в интересах определенных  социальных групп путем стимулирования  роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;

4. международные  - укрепление экономических связей  с другими странами, преодоление  неблагоприятных условий для  платежного баланса.

Полученную налоговую  экономию следует рассматривать  как потенциальный дополнительный источник экономического роста, проявляющийся  через потребление (дополнительный потребительский спрос) и увеличение инвестиций в основной капитал, и  как фактор стимулирования совокупного  спроса и расширения валового внутреннего  продукта.

2.3 Воздействие налоговой  нагрузки на экономический рост

В нашей стране налогообложение  как «фактор экономического роста» пока не стало предметом серьёзного научного анализа. По оценкам специалистов, до сих пор не существует теории, с помощью которой можно было бы достаточно точно прогнозировать влияние налогового стимулирования на процессы социально-экономического развития, поведение субъектов экономических  отношений. Белова И.В. Новое в системе  налогообложения в России//Аудитор. - 2009. - №6. - С.3-10

По мнению академика  В. Ивантера, экономический рост в  России в 1999-2007 гг. в большей степени  связан с количественным увеличением  производства первичных ресурсов и  продуктов их первоначальной обработки. Так, объёмы производства нефти за эти  годы возросли в 1,5 раза, производство черных металлов - на 70%. При этом доля информационно-инновационного сектора  в производстве ВВП более чем  втрое уступает доле нефтегазового  сектора. Как считает ученый, дальнейший рост производства первичных ресурсов такими же темпами в принципе невозможен. Резкое снижение темпов роста первичных  ресурсов и их экспорта (при неизменной структуре экономики и сохранении высокой динамики импорта) неизбежно  приведет к существенному снижению темпов роста ВВП уже в ближайшие  годы. Кузнецова И. Налогообложение  как фактор экономического роста//Человек  и труд. - 2007. - №3. - с. 59-62

Анализ происходящих процессов позволяет прогнозировать тенденцию к затуханию экономического роста. Однако решение данной проблемы Минфин РФ Минфин - Министерство финансов Российской Федерации. и МЭРТ МЭРТ - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  видят не в снижении налогов, а  в переходе от потребительски ориентированного экономического роста к инвестиционному. Шаталов С.Д. Налоговая политика РФ в ближайшей перспективе//Финансы. - 2009. - №7. - с3-7

Посредством налоговой  политики можно обеспечить экономический  рост, контроль над инфляцией. Каким  образом? За счет снижения тех налогов, которые способствуют увеличению объёма производства продукции.

Для повышения конкурентоспособности  российской экономики, борьба с инфляцией, обеспечение экономического роста  необходимы действенные меры в области  косвенного налогообложения от снижения ставок налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и НДС НДС (налог на добавленную стоимость) - косвенный  налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая  создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг  и вносится в бюджет по мере реализации. до совершенствования порядка взимания НДС.

Инновационно-активный сценарий развития экономики на 2006-2015 гг., разработанный специалистами  МЭРТа, предполагает в 2006-2009 гг. расходы  федерального бюджета по линии федеральных  целевых программ и инвестиционного  фонда на уровне не ниже 2,5-2,8% ВВП. Согласно же точке зрения В.Ивантера, удвоение ВВП за десятилетний период возможно лишь в том случае, если перерабатывающие отрасли промышленности и часть  отраслей сферы услуг будут расти  темпами не ниже 10% в год. Из более  чем сотни укрупненных отраслей экономики подобный рост способны обеспечить примерно 15. Динамическое развитие этих отраслей может обеспечить определенное ускорение динамики роста ВВП. Однако за их счет невозможно добиться рывка  в производстве. Главная задача состоит  в выявлении и стимулировании многочисленных точек роста. Кузнецова  И. Налогообложение как фактор экономического роста//Человек и труд. - 2007. - №3. - с. 59-62

Экономический рост немыслим без высокоэффективной  налоговой политики.

Представляется, что  налоговая реформа должна быть направлена на решение задач стимулирования экономического роста. Функция налогового стимулирования экономического роста  характеризуется такими критериями: оценки ресурсоемкости, как размер налогового потенциала, уровень налоговой  нагрузки на население и удельная налоговая нагрузка. Дадашев А. О  стимулирующем потенциале налоговой  политики//Экономист. - 2009. - №9. - С.45-50

Рациональное распределение  установленной налоговой нагрузки между различными налогоплательщиками  предполагает выравнивание налогового потенциала. В мировой практике действуют  две классические схемы его вертикального  выравнивания. В соответствии с американской моделью доходная часть бюджета  всех уровней формируется в основном за счет собственных источников. В  частности, федеральные налоги преимущественно  поступают в федеральный бюджет, штатовские налоги - в бюджет штатов, местные - в местные бюджеты. В  германской модели доходная часть бюджетов всех уровней формируется преимущественно  за счет законодательно определённых отчислений (долей) от единых налогов.

Российская практика основывается на своеобразном смешении американской, германской и советской  налоговых и бюджетных систем при явно недостаточном законодательном  регулировании. Швецов Ю. Налоговая  система России: можно ли исправить  существующие недостатки?//Вопросы  экономики. - 2007. - №4. - С.140-145

Существующий уровень  налоговой нагрузки в ряде случаев  действует как угнетающий фактор общественного расширенного воспроизводства. Налоговая политика оказывается  ориентированной не на выполнение функций  финансового обеспечения стратегических задач экономического роста, а на покрытие текущих потребностей. Окунь  А. С., Ткачева А. В. Влияние налоговой нагрузки на экономический рост // Экономический анализ: теория и практика. - №8. - 2005 г. - с. 60-64

Снижение налоговой  нагрузки на экономику (как основная цель проводимой налоговой реформы) реально означает сокращение налоговых  поступлений в бюджеты РФ при  одновременном их росте в федеральном  бюджете. Для того чтобы нормализовать  ситуацию с формированием оптимальной  налоговой базы, в налоговое законодательство необходимо внести изменения. Белова И.В. Новое в системе налогообложения  в России//Аудитор. - 2009. - №6. - С.3-10

Налоговая нагрузка оказывает решающее воздействие  на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта, и как следствие - в конечном итоге влияет на темпы экономического роста государства, что является на современном этапе приоритетным направлением развития экономики страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА  РФ 

1.3 Анализ современной  налоговой политики 

Если признать, что  государство существует для обеспечения  благоденствия его граждан, то государственная  власть может выбирать одну из двух следующих стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать  на себя, соответственно, высокую ответственность  за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане сами должны заботиться о своем благополучии, не уповая на поддержку государства. При этом важное значение имеет уровень потребностей населения (социальных и экономических), и в соответствии с этим на начальных  этапах экономического развития государства  тяготеют к относительно низким налогам, на более поздних же этапах, с  развитием форм общественного потребления (образование, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д.). происходит переход  к более высоким ставкам налогообложения. Однако в рамках этой общей тенденции  разные государства по-разному строят свою финансовую систему: одни считают  возможным изымать в виде налогов (включая все виды налоговых и  обязательных платежей, в том числе  и взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества, исходя из концепции более высокой эффективности  применения финансовых средств под  контролем государственных структур, чем в руках частных лиц; другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% (от ВВП). Белова И.В. Новое в системе  налогообложения в России//Аудитор. - 2009. - №6. - С.3-10

Если взять только федеральный бюджет - около трети  всех налоговых изъятий, то в нем  до 40% всех налоговых поступлений  предназначается на выплаты по государственному долгу - причем получатели этих доходов  никаких налогов с них не уплачивают. Последнее обстоятельство служит также  хорошим доказательством того, что  налоговое бремя и распределяется в России крайне неравномерно. Действительно, есть целые группы населения и  сектора экономики, которые налогов  либо вовсе не платят, либо платят их в размерах, явно неадекватных их доходам. По некоторым оценкам, в «сером» (т.е. укрываемом от налогов) секторе  экономики сосредоточено до 40% всей коммерческой деятельности. Если признать этот факт, то оказывается, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут  на себе налоговое бремя, вполовину  или даже более, высокое, чем это  вытекает из среднестатистических данных. На самом деле так и есть: сейчас едва ли можно найти хотя бы одно предприятие, которое бы полностью  платило все налоги и не применяло  бы неплатежи, бартер и другие маневры  в целях избежания непосильных  налогов. Клюев А.С. Об основных направлениях налоговой политики.//Налоговые споры: теория и практика. - 2006. - №3. - с. 12-15

Информация о работе Экономический рост и налоговая политика государства