Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – проблема экономического роста.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) Рассмотрены теоретические вопросы экономического роста;
2) Выявлены проблемы экономического роста в РФ;
3) Выделены пути экономического роста в экономике страны;
4) На основе современной экономической литературы сделан анализ экономического роста в 2007-2008 гг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Понятие и краткие теории экономического роста 5
1.2 Стадии экономического роста, элементы и экономическое развитие 10
2. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16
2.1 Особенности и проблемы экономической динамики России 16
2.2 Экономический рост в России в 2007 и 2008 гг. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие теории фирмы базируется на максимизации прибыли, возможностях делового поведения и способности воздействия на условия отраслевой конкуренции. Здесь исследователями были разработаны различные подходы к фирме как организации и мотивациям, которые ее характеризуют. Отмечается ряд проблем, связанных с монопольным положением современных корпораций, которые вместе контролируют значительную часть промышленного производства, соотношением риска в принятии решений между управляющими и акционерами, возрастанием трансакционных затрат и элементов неопределенности.
Государственное
регулирование обусловлено
Мировой опыт свидетельствует о трех типах государственного вмешательства. Первый - это законы, направленные на защиту здоровья или безопасности населения, прежде всего регулирующие условия производства и технику безопасности, контроль продукции, защиту потребителей. Второй тип вмешательства связан с требованиями лицензирования, квалификации, опыта работы при допуске в ряд отраслей и промышленного производства. Третий тип вмешательства включает в себя учреждение регулирующих органов государственной власти для наблюдения и контроля в определенных отраслях.
Конечно, всегда существуют противоречия между автономией государственных предприятий, деятельность которых определяется рынком, и обязанностью государства определять и отстаивать определенные общенациональные приоритеты. Разрешать эти противоречия призваны различные механизмы индикативного планирования и прогнозирования, государственного программирования промышленного производства, исследований и опытно-конструкторских разработок, системы контрактных отношений с государственными предприятиями различных видов. Так, во Франции принципиальным изменением в отношениях между государством и предприятиями публичного сектора в последние два десятилетия стал переход к контрактным отношениям. При этом важной характерной чертой французской экономической системы является сохранение государственного влияния на процесс принятия решений, а, следовательно, государственных позиций в системе управления и контроля над рядом предприятий, подвергшихся акционированию, независимо от величины доли участия государства в капитале компании.
Российский
опыт реформирования, к сожалению, сопровождался
значительным снижением ВВП, который
в 1990-е гг. оценивался на уровне 49%. И
когда речь идет о роли и функциях
государства в области
Рассматривая проблемы промышленного развития, исследователи обращают внимание, что многие из них в равной мере присущи и национализированным, и регулируемым частным отраслям. Цели правительства и национализированного предприятия могут быть различными, а усилия и эффективность в большой степени необозреваемы. Контроль прибыли и связанные с затратами цены подрывают, в известной степени, внутреннюю эффективность. В то же время контроль цен, не связанных с затратами, подрывает аллокативную эффективность. Поэтому нельзя утверждать, что форма собственности не имеет значения.
В
процессе приватизации государственного
и муниципального имущества в
РФ и либерализации системы
Детальный анализ по трем отраслям – электроэнергетике, машиностроению и металлообработке и полиграфической – показывает, что показатели производительности труда и фондоотдачи в государственном и негосударственном секторах этих отраслей существенно не отличаются между собой. Если в целом по промышленности производительность государственного сектора составляла в 2000 г. 67,8%, а негосударственного - 105,6%, то в названных отраслях производительность государственного сектора, соответственно, составляла 89,4, 96,3 и 109,6% (Таблица 2. Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов промышленности и ряда отраслей в 2000 г.7, нажмите на ссылку, чтобы увидеть таблицу). В негосударственном секторе показатель производительности труда в электроэнергетике, машиностроении и металлообработке и полиграфической промышленности ниже, соответственно, на 4,4, 4,6 и 14,4% по сравнению со средним по промышленности в негосударственном секторе (105,6%)9.
Рассматривая показатель фондоотдачи государственного сектора, отмечается его положительное отклонение в электроэнергетике, машиностроении и металлообработке, полиграфической промышленности: соответственно, на 46,1, 16,6 и 3,5% по сравнению со средним по промышленности в государственном секторе (84,9%). Данное обстоятельство подчеркивает актуальность сохранения высокой доли государственного сектора в названных отраслях.
Конечно, параллельно необходимо повышать эффективность использования имущественного комплекса в народном хозяйстве и на предприятиях. Как известно, процесс приватизации государственного и муниципального имущества представляет одно из направлений реформирования экономики РФ. Попытки реформирования народного хозяйства принимались в 60-е (создание совнархозов), 70-е (повышение роли основного звена), 80-е гг. (хозрасчет, эксперименты в ряде отраслей, развитие кооперативов). Однако известное противостояние государств не позволяло высвободить ресурсы на потребительские нужды, резервы интенсификации не использовались в полном объеме.
Государство в России традиционно играет существенную роль в организации общественной жизни, сознании народа, глубокие традиции государственности сближают нас с латинскими странами Европы и Америки. Для этих стран характерно равномерное использование двух основных рычагов государственного воздействия на экономические процессы: через непосредственное управление довольно обширной государственной собственностью и через государственное регулирование различных рынков (товаров, труда, ценных бумаг, социальных услуг и др.).
Управление государственной собственностью преследует стратегические интересы государства: увеличение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, оптимизацию структуры собственности как базы устойчивых предпосылок экономической динамики, использование государственных активов в качестве инструмента вовлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Исходя из целей непосредственного управления государственной собственностью, важно обеспечить логическую последовательность принимаемых решений и действий - оценка материально-технической базы в отраслях народного хозяйства, постановка задач по основным направлениям использования собственности, выработка механизма управленческого воздействия, организация контроля эффективности. Собственность, как известно, характеризует соединение вещественного и личного факторов производства, дает возможность реализовать экономический потенциал общества, возможности отдельного коллектива и личности.
В
некоторых исследованиях
Современные тенденции мирового развития, пробивающие себе путь сквозь противоречия и конфликты, свидетельствуют об усилении международных и региональных интеграционных процессов, учете требований научно-технической политики, международном разделении труда и открытости экономик. Противоречия и конфликты перехода к открытости экономик обусловлены системой сложившихся геополитических интересов, переходным характером построения новой модели международных отношений.
Необходимость
радикальной экономической
Целевые
установки радикальной
В ходе осуществления радикальной экономической реформы важно учесть интересы государства и граждан, интересы общества и отдельных социальных групп, обеспечить эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении их разнообразия (и равноправия). Опыт США, Германии, Японии, других развитых стран свидетельствует о постепенной трансформации и сочетании государственной, корпорационной и конкурентно-рыночных форм собственности. Следует подчеркнуть, что эволюция форм собственности регулируется государством на основе законодательства о приватизации и системы трехсторонних соглашений между правительством, работодателями и профсоюзами.
Доля государственного сектора в экономике развитых стран различна. В экономической литературе приводятся противоречивые данные о динамике и структуре форм собственности. Заслуживает внимания оценка Института экономики РАН, который отмечает, что в целом для развитых стран характерна тенденция к росту перераспределяемой государством части национального продукта: с 1950 по 1993 г. доля государственных расходов (центральных и местных) в ВВП возросла в США с 20 до 38%, в Японии - с 20 до 35%, в ФРГ и Англии - с 36 до 50%, во Франции - с 31 до 54%.
По-видимому, в развитии отношений собственности целевые установки должны сводиться к эффективности ее различных форм в конкретных условиях, созданию условий равноправного взаимодействия субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц) в процессе формирования и использования национального продукта, постепенному движению к многоукладной экономике при значительной роли государства в регулировании экономических и, особенно, социальных процессов (обеспечение минимального потребительского уровня, индексация фиксированных ставок в бюджетной сфере, пенсий, пособий и т.д.). В функции государства входит, помимо создания законодательно-нормативной базы, прямое государственное владение и управление объектами стратегического назначения, формирование федерального бюджета, проведение гибкой внешнеэкономической политики.
Наличие
дифференциации в уровнях социально-
Информация о работе Экономический рост его элементы и стадии развития