Экономический кризис: причины и методы преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение характеристики экономического кризиса в России и рассмотрение причин и методов его преодоления. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы. Во второй главе раскрываются особенности кризиса в России в 90-х и в 2008-09 годах. В третьей главе описаны пути выхода страны из кризиса, антикризисная политика и социальная политика государства во время кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3
Глава 1. Теории экономических кризисов……………………………...4
1.1. Экономический кризис как фаза экономического цикла…………4
1.2. Сущность и причины кризисов………………………………..……7
1.3. Классификация и периодичность кризисов…………………….…10
Глава 2. Особенности экономического кризиса в России………….…12
2.1. Кризис Российской экономики 90-х гг………………………...…..12
2.2. Кризис Российской экономики 2008-09 гг…………………...……19
Глава 3. Пути выхода из кризиса………………………………………..21
3.1. Государственная антикризисная политика……………………..….21
3.2. Социальная политика в условиях кризиса…………………………24
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовой экономика.doc

— 183.00 Кб (Скачать)
 

     К последствиям кризиса 1998 года можно  отнести: резкий скачок курса доллара, обесценивание денежных средств  населения, масштабный банковский кризис, рост безработицы, социальную нестабильность, потерю доверия населения к правительству и банкам.

     И, тем не менее, кризис 1998 года не лишен  позитивных сторон, в первую очередь  это – поддержка отечественного товаропроизводителя. Либеральные  реформы привели к формированию в России сильного частного сектора, адаптированных к рынку компаний. Как только у них появились возможности развития, они ими воспользовались, оперативно заполнив образовавшиеся бреши, нарастив производство и экспорт. К тому же потери населения вследствие кризиса снизили издержки и увеличили прибыль предприятий. Таким образом, эти компании поправили свое финансовое положение, смогли лучше платить налоги.

     Все эти факторы, свидетельствуют о  том, что заработали запущенные ранее  рыночные механизмы. Кризис сделал то, на что не могло, да и обычно не может, решиться никакое правительство. 
 

    2.2. Кризис  Российской экономики 2008-09 гг. 

     Мировой экономический кризис в России уже  официально вступил в свои права. На территории всего мира финансовый кризис начался еще в конце 2007 – начале 2008, и вот, кризис докатился и до России. А ведь сначала о финансовом кризисе Россия говорила неохотно, ведь никто и не подозревал, что под проблемами ипотечного рынка США скрывается что-то куда более серьезное, и что в последствии это все выльется в глобальный процесс спада экономики всей планеты. Многие подозревали, что кризис удастся подавить на начальной стадии, так как это было в 2001 году. Но экономический кризис 2008 стал тем самым, неприятным сюрпризом. По сути, современная проблема является отголоском тех времен, когда для устранения проблемной ситуации администрацией белого дома был предпринят ряд неоднозначных и не эффективных мер, которые не убили кризис, а всего лишь отложили его на длительный срок. Тогда еще никто не подозревал, что кризис Россия встретит совершенно не готовой психологически. В этом смысле финансовый кризис 2008 очень похож на экономический кризис России в 1998 году. В 2008 году финансовый кризис  России еще не набрал полную силу, россияне еще не успели ощутить присутствие глобального экономического кризиса, по крайней мере, большинство из них. Это потому что наше государство заранее подготовило антикризисную программу, которой пользуется и сейчас, а еще, потому что пик проблемы пришелся только на 2009 год.

     Как же выглядит экономический кризис России в 2009 году? В первую очередь от кризиса пострадали фондовые рынки – торги на них приостанавливаются из-за неустойчивой и совершенно ненормированной ситуации. Второе, это то, с чем Россия знакома на опыте прошлого, это повышенная инфляция, которая усердно съедает золотовалютные резервы нашей страны. Также многочисленные сокращения производства и увольнения по территории всего государства сделали свой вклад в экономический кризис России, особенно тяжело пришлось малому бизнесу. Сегодня безработица в РФ составляет 10,5 % от активного населения страны, что составляет примерно 7,7 млн. человек. За последние два месяца 2,2 млн. человек были зарегистрированы как безработные. К осени 2009 года армия безработных пополнится выпускниками высших учебных заведений, многие из которых ощутят проблемы с трудоустройством.

     Также для кризиса 2008-2009 характерно отсутствие некоторых продуктов, и сильное повышение цен на фоне инфляции. Банковская система также переживает кризис: приостановились выдачи кредитов в большинстве вариантов, а многие частные банки и вовсе вынуждены закрываться. Также на фоне финансового кризиса в России и Украине, многие популярные сегодня профессии стали неактуальными.

     Кризисные явления, ставшие неотъемлемой частью жителей России, выглядят следующим образом: заработные платы снизились до 60%, сократилось не менее 40% рабочих, а количество рабочих дней существенно сократилось до 30%.

     Экономический кризис России это испытание, сложно точно определить последствия кризиса или тем более дать однозначный прогноз кризиса. Особенно сейчас, в условиях глобальной нестабильности, когда мировой кризис прочно укоренился во всех сферах хозяйствования. Экономический кризис 2009 безусловно закончится, сложно точно определить когда, в 2009, 2010 или быть может даже в 2011 году, можно с уверенностью сказать лишь одно, все мы станем сильнее и мудрее, когда закончится кризис.

 

      Глава 3. Пути выхода из кризиса.

     3.1. Государственная антикризисная  политика. 

     Антикризисная политика государства на этапе перехода к рынку должна обеспечить решение следующих задач:

     1. Нейтрализация угроз экономической безопасности населения, возникающих вследствие недоступности необходимых для жизнеобеспечения благ.

     2.  Оживление производства, предотвращение  массовой безработицы и необратимого разрушения научно-промышленного потенциала.

     3.  Сохранение и развитие основ  рыночной экономики. 

     Основные  подходы по преодолению экономических кризисов:

     Первый  – инерционный сценарий государственного регулирования (используемый в недавнем прошлом) исходит из того, что основные направления экономической политики государства остаются неизменными. Прежде всего, это касается макроэкономической и институциональной политики, так как при их сохранении невозможна активная промышленная, научно-техническая и  социальная политика.  Этот сценарий следует рекомендациям сторонников рыночной саморегуляции экономики.

     Второй  – мобилизационный сценарий государственного регулирования исходит из того, что под влиянием растущего социального напряжения власти будут вынуждены принять административные меры по распределению жизненно обеспечивающих ресурсов, по мобилизации бюджетных доходов в целях преодоления бюджетного кризиса, а также установить административный контроль над монополизированными секторами экономики в целях предотвращения массового обнищания населения. Этот вариант предполагает также, что меры инфляционной «накачки» экономики деньгами применяться не будут и денежную политику удастся удержать под контролем. Этот сценарий соответствует требованиям сторонников жесткого государственного регулирования и контроля экономики и многих представителей местных органов власти.

     Третий  – реанимационный сценарий государственного регулирования предполагает применение комплекса мер экономической политики, ориентированных на стремительный подъем инвестиционной активности и экономический рост, повышение конкурентоспособности отечественной экономики. Этот сценарий соответствует долгосрочным интересам развития страны, интересам подавляющей части населения. Отмеченный сценарий включает часть мер, направленных на улучшение платежной дисциплины и мобилизацию доходов бюджета, и в дополнение к ним, меры по изменению денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеторговой, институциональной и структурной политики, позволяющие кардинально переломить сложившиеся тенденции углубления кризиса. Реализация такого сценария позволит в конечном итоге гарантированно реализовать цели среднесрочного характера, гарантированно вывести экономику страны на траекторию динамичного экономического роста, позволяющего развязать затягивающийся узел социальных проблем.

    Современные исследования теоретиков, основанные на опыте десятилетия экономических  реформ, диктуют особый подход  к формированию принципиально иной доктрины экономической политики антикризисного управления, которая получила название «двухсекторной экономики»

    Двухсекторная экономика, то есть экономика, в которой имеется сектор с рыночным регулированием и сектор с государственным административно-плановым управлением, и есть тот возможный вариант экономической политики, позволяющий быстро запустить простаивающее производство и обеспечить режим полной занятости, увеличить реальные доходы населения и государства, подавить инфляцию, обеспечить качественный рост инвестиционной активности, решить проблему внешнего долга и обеспечить собираемость налогов.

    Сущность  модели двухсекторной экономики  заключается  в следующем:

  • Экономика рассматривается как сложная система взаимодействующих между собой элементов, основными из которых являются предприятия, то есть коллективы людей, оснащенные средствами производства и предназначенные для выпуска определенного вида продукции (товаров и услуг).
  • Способы координации и управления, действующие в экономике, являются относительно независимыми от форм собственности на средства производства. В частности, возможно применение как государственного административно-планового управления экономикой при частной форме собственности на средства производства, так и рыночного регулирования при государственной форме собственности.
  • Определяющее влияние на экономику имеют способы координации и управления при существенно более слабом влиянии форм собственности, так как первые непосредственно воздействующие на создание общественного продукта, а вторые – лишь косвенно, через его распределение.
  • Кризис и спад производства связаны в первую очередь с нарушениями в согласованности работы предприятий друг с другом и с потребителем.
  • Главной причиной нарушения согласованности является неприспособленность предприятий к введенным рыночным условиям, и, прежде всего, к мгновенно изменившимся ценовым пропорциям, так как они в течение десятилетий работали в условиях централизованной плановой экономики с совершенно иным соотношением цен. Самостоятельная адаптация большинства предприятий к новым условиям за счет собственных резервов невозможна, так как требуется коренное изменение их технологической и производственной базы.

     Для выхода из кризиса экономическая  политика должна быть эффективной, она должна повышать потенциальный уровень производства. Для этого необходимо применение мер, нейтрализующих факторы, вызывающие ценовые диспропорции. Хорошо известны тарифные и нетарифные меры защиты внутреннего рынка. Нейтрализация же действия других отрицательных факторов возможна лишь административным введением цен, к которым приспособлены отечественные предприятия. Для этого необходимо применить меры прямого административно-планового управления экономикой со стороны государства. Однако в связи с несовместимостью указанных мер с рыночными условиями применение их возможно только при разделении экономики на два сектора – плановый и рыночный, то есть путем реализации концепции двухсекторной экономики. 

     3.2. Социальная политика в условиях  кризиса. 

     Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.

     Рассмотрение  отдельных, самых общих параметров социальной ситуации показывает, что в целом эффективность социальной политики является относительно низкой, по крайней мере, в первой половине 90-х годов. Несмотря на существенные положительные сдвиги, как в ее содержании, так и в механизме, социальная политика не смогла выполнить своей главной задачи – гарантировать минимальное благосостояние всем слоям населения.

     Она оказалась не в состоянии предотвратить  падения жизненного уровня и добиться хотя бы относительной общей социальной стабилизации. Не только ранее существовавшая, но и преобразуемая система социальной защиты далеко не полностью отвечает нынешнему, во многом изменившемуся и усложнившемуся состоянию социальной сферы.

     Устойчивое (в течение нескольких лет) падение  жизненного уровня населения, длительные задержки с выплатой заработной платы и пособий, их обесценивание, ухудшение условий государственного финансирования социальных услуг – сочетание подобных моментов во многом способствовало обострению политической ситуации в России. Свидетельством тому служат рост забастовочного движения и других форм социального протеста, итоги выборов в Государственную Думу в 1995 году, увеличение числа противников нынешних форм и методов преобразований. Результаты социально-экономической политики реформаторов еще не адекватны тем целям, которые они сами провозгласили и которые получили общественную поддержку. Это обстоятельство не может не отражаться на настроениях и позициях преобладающей части населения страны.

     Однако  эффективность социальной политики в современной России не поддается однозначно негативной оценке. Социальная деятельность государства на всех уровнях, а также институтов гражданского общества играет важную роль в ослаблении пагубного влияния инфляции и спада производства на благосостояние населения, в облегчении его приспособления к радикально меняющимся условиям существования. Социальная политика во многом способствует торможению падения жизненного уровня, зарождению тенденции к повышению покупателей способности всех видов денежных доходов, к расширению потребительского спроса населения.

Информация о работе Экономический кризис: причины и методы преодоления