Экономический кризис: причины и методы преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение характеристики экономического кризиса в России и рассмотрение причин и методов его преодоления. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы. Во второй главе раскрываются особенности кризиса в России в 90-х и в 2008-09 годах. В третьей главе описаны пути выхода страны из кризиса, антикризисная политика и социальная политика государства во время кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……3
Глава 1. Теории экономических кризисов……………………………...4
1.1. Экономический кризис как фаза экономического цикла…………4
1.2. Сущность и причины кризисов………………………………..……7
1.3. Классификация и периодичность кризисов…………………….…10
Глава 2. Особенности экономического кризиса в России………….…12
2.1. Кризис Российской экономики 90-х гг………………………...…..12
2.2. Кризис Российской экономики 2008-09 гг…………………...……19
Глава 3. Пути выхода из кризиса………………………………………..21
3.1. Государственная антикризисная политика……………………..….21
3.2. Социальная политика в условиях кризиса…………………………24
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовой экономика.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

      Следовательно, кризис, при всей его болезненности, - необходимый элемент прогресса.

      Кризис  переживает несколько стадий в своей  динамике:

  • латентный, скрытый период, когда его предпосылки  назревают, но еще не прорываются  наружу; этот период совпадает с  завершающим этапом фазы стабильного развития (зрелости) уходящего цикла и началом рождения в его недрах последующего цикла;
  • период  обвала, взрыва, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения  всех показателей динамики количественно  преобладающей, но уже обреченной системы, а заодно и надсистемы. В этот период набирают силу, открыто проявляются и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее. Нарушается устойчивость и возрастает альтернативность вариантов развития надсистемы. Возможны и зигзаги, отступления, задержки в выходе из кризиса;
  • период смягчения кризиса, создания предпосылок для его преодоления, перехода к фазе депрессии, обеспечивающей временное равновесие (на нижнем уровне) между потерявшей свою былую силу системой и утвердившейся, показавшей свою силу новой, которая на фазе оживления (когда кризис и депрессия уже позади) становится господствующей, преобладающей и готовится к новому скачку своего подъема, расцвета.

      Длительность  этих периодов, как и самого кризиса, неодинакова, исход нельзя считать заранее точно предопределенным. Как и во всякой борьбе, возможны варианты, - но на общем пути прогресса.

      Кризисы всеобщи, они присущи любой системе  в живой и неживой природе, в обществе, ибо без циклов нет  развития, а без развития система мертва (абсолютно мертвых, стационарно неизменных систем практически нет). И в то же время нет двух абсолютно идентичных кризисов: каждый из них индивидуален, неповторим, имеет свой набор причин и факторов, свои ни с чем не схожие черты. Но это положение не абсолютно, не найти двух кризисов, в которых не обнаруживается сходство тех или иных черт. Это дает основание для типологии кризисов, их классификации по тому или иному основанию (критерию).

     1.3. Классификация и периодичность  кризисов. 

     Современной общественной науке известны более 1380 типов цикличности.

     Типы  экономических циклов многообразны – от нескольких лет до десятилетий. В настоящее время происходит довольно быстрое приспособление предпринимателей к условиям нестабильности за счет увеличения загрузки мощностей, реконструкции предприятий и привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Такая форма и время реакции порождают циклические колебания продолжительностью 3-5 лет и формируют краткосрочные циклы, называемые циклами запасов, или циклами Китчина.

     Более длительная форма реакции связана  со строительством новых предприятий и перепрофилированием старых, что определяется колебаниями спроса и предложения оборудования и заказами на новое строительство. Формируются циклические колебания периодом 8-12 лет. Это – классический цикл, называемый также циклом Жуглара.

     Особую  форму принял кризис в России. Его  вид и форма протекания не укладываются в принятую теоретическую классификацию. Это так называемый системный кризис, который совпал по времени и масштабам не только с перестройкой и реструктуризацией экономики, но и ломкой командно-административной системы «развитого социализма». Сложившаяся в прошлом отраслевая структура, где отрасли, производящие потребительские блага, составляли лишь 20%, техническая отсталость, отсутствие институциональных конструкций в значительной мере затянули время выхода из кризисного состояния.

     В общей классификации типов экономических циклов особое место занимает концепция «длинных волн», т. е. циклов длительностью 40-60 лет, вызываемых глубинными структурными, организационными и технологическими изменениями, экономическим освоением принципиальных и существенных новшеств. Концепция больших циклов конъюнктуры связана с именем русского экономиста Н. Д. Кондратьева, работавшего в первой трети двадцатого века. Он объяснял продолжительность циклов не только отклонением совокупного спроса и совокупного предложения с изменением спроса на оборудование, сооружения, но и переходом от одного технологического способа производства к другому.

     Некоторые особенности имеют структурные и аграрные кризисы, связанные с ростом нереализуемых запасов, товаров, падением цен на них, снижением заработной платы, объемов производства. Эти кризисы оказывают большое влияние на общее состояние конъюнктуры, изменяют последовательность и обостряют проявление циклических кризисов. Особое влияние на экономику оказывают энергетические кризисы, спады добычи природных ископаемых, перепроизводство и недопроизводство сельхозпродуктов. 
 
 

     Глава 2. Особенности экономического кризиса в России.

     2.1. Кризис Российской экономики  90-х гг. 

     Конец 90-х годов отмечен серьезными сбоями в функционировании мирового хозяйства: 1998 год ознаменовался  двукратным падением темпа общемирового прироста валового продукта и международной  торговли. Не обошли эти тенденции и Россию.

     Российская  Федерация относится к типу стран  с так называемым «зарождающимся»  рынком, что явилось причиной ее высокой уязвимости в ходе мирового кризиса.

     Накопление  кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации. Экономический кризис был фактически подготовлен рядом объективных и субъективных факторов:

  • накоплением «отсроченной инфляции» в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить;
  • неоправданно низкой долей накопления, то есть государство жило не по средствам, «проедая» доходы будущих поколений;
  • чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального состояния экономики;
  • полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и развития промышленного производства;
  • непродуманной фискальной политикой;
  • восточно-азиатским и мировым экономическим кризисом;
  • снижением валютных поступлений от продажи энергоносителей;
  • политическим кризисом, противостоянием думы и правительства;
  • личностным фактором в принятии решений в канун кризиса.
 

     Банковский кризис – главная составляющая кризиса  августа 1998 года. Под банковским кризисом традиционно понимается устойчивая неспособность значительного числа банков выполнять свои обязательства перед клиентами, которая выражается в нарушении условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств, в банкротстве и ликвидации банковских учреждений. Чем больше банков охвачено кризисом, тем тяжелее его экономические последствия. Если же серьезные трудности начинают испытывать банки, на которые приходится основной объем банковских операций, то кризис можно считать системным, то есть угрожающим существованию всей банковской системы.

     Российский  банковский кризис похож на «традиционные» банковские кризисы поскольку:

  1. Резко ухудшилась платежеспособность банков, возросло число банкротов. Если в первой половине 1998г. доля проблемных банков (к проблемным банкам относятся банки, испытывающие серьезные финансовые трудности и находятся в критическом финансовом положении) составляла 30% численности банковского сообщества, то в результате кризиса  к 01.10.98 она увеличилась почти до 50% и в них было сосредоточено около 40-45% банковских активов. Число коммерческих банков сократилось на 13%.
  2. Значительно уменьшилась стоимость банковских активов, что было вызвано обесцениванием ценных бумаг.
  3. В ходе кризиса население и предприятия изъяли существенную часть своих сбережений из банковской системы.
  4. Российскую экономику поразил масштабный кризис, приведший к крупным потерям как предприятий, так и бюджетной сферы.
 

     Российский банковский кризис 1998 г., несомненно, является системным, и стал наиболее глубоким потрясением для банковской системы страны и для экономики в целом. Кроме того, кризис 1998 г. проявился в убыточности многих российских банков и потере банковской системой существенной части своего капитала.

     Кризис 1998 г. стал результатом как внешних для российской банковской системы финансовых потрясений: фактическое банкротство государства, резкая девальвация национальной валюты и разрушение финансовых рынков, так и ее внутренних структурных слабостей: провалы и ошибки менеджмента, низкий уровень капитализации, неадекватная оценка и учет рисков, слабое развитие непосредственно банковского бизнеса. Масштабы потерь российских банков во второй половине 1998 г. оцениваются в 50-60% капитала банковской системы (2-3% ВВП).

     Девальвация российского рубля привела к  повышению уровня курсового риска  для российских банков – размер активов банковской системы достиг 39% ВВП (на 1 января 1999 г.); оценка валютных активов банков по курсу на начало 1998 г. дает их сокращение до 22% ВВП. Столь резкая разница в значениях двух показателей демонстрирует уровень доллараизации балансов российских банков. Этот факт означает, что, во-первых, доходы банков находятся в сильной зависимости от динамики курса доллара и повторение ситуации середины 1995 г. может оказать существенное негативное воздействие на их финансовое положение, во-вторых, валютные доходы имеют в немалой степени «бумажный» характер, поскольку основываются на переоценке, а не на реальных финансовых результатах.

     Отказ правительства от обслуживания внутреннего  государственного долга привел к резкому ухудшению качества активов и показателей ликвидности банковской системы, в результате многие банки, проводившие отнюдь не рискованную кредитную политику, попали в тяжелое финансовое положение.

     Основным  источником потерь для российских банков стали их операции на рынке валютных государственных облигаций.

     Существенный  фактор развития российского кризиса - проблема внешней задолженности банковской системы. Прекращение внешнего финансирования во II квартале 1998 г. и отрицательное внешнее финансирование, (отток капитала) начиная с III квартала, поставили перед российскими банками труднейшую задачу поиска достаточного объема ликвидных ресурсов, а девальвация рубля и подрыв доверия к банкам сделали ее неразрешимой.

     Тот факт, что в России кризис случился несколько позже, чем в других странах с рыночной экономикой, объясняется тем, что в отличие от стран Восточной Европы российская банковская система имела больше возможностей для экстенсивного развития. Болезненность банковского кризиса обусловлена тем, что он ударил не столько по предприятиям, сколько по населению. 

     Из большого числа  экономических и политических последствий кризиса августа 1998 года, можно выделить следующее:

  1. Утрачено доверие инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности экономической системы России, следствием чего стало резкое снижение кредитного рейтинга России и всех российских организаций. Также были снижены рейтинги российских коммерческих банков, что привело к серьезным затруднениям в сфере привлечения иностранных инвестиций и предоставления зарубежных кредитов. Усилился отток капитала из России. Закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета означало переход к инфляционному характеру финансирования. Это, в свою очередь, повысило темпы роста денежной массы, и сказалось на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики.
  2. Произошли серьезные нарушения в работе банковской системы, осуществлении платежно-расчетных отношений. Прямые потери коммерческих банков вследствие отказа Правительства Российской Федерации от обслуживания своих долговых обязательств оцениваются в сумме 45 млрд. рублей. К этому следует добавить косвенные потери, обусловленные неожиданной девальвацией рубля и исполнением форвардных контрактов на приобретение иностранной валюты, заключенных исходя из официальных обязательств ЦБ РФ по поддержанию обменного курса рубля в заданных пределах (от 5,25 рубля до 7,15 рубля за 1 доллар США на период с 1998 по 2000 год), эти потери могут быть оценены в несколько десятков миллиардов рублей. Общая величина потерь российской банковской системы из-за решений от 17 августа оценивается в 100 - 150 млрд. рублей. В результате многие, в том числе структурообразующие, банки стали неплатежеспособными. Значительная часть (по некоторым оценкам, до половины) коммерческих банков разорилась. По данным Департамента пруденциального надзора Центрального банка Российской Федерации, для восстановления банковской системы страны потребуется не менее 100 млрд. рублей. Вследствие отказа многих крупных банков под предлогом форс-мажорных обстоятельств от выполнения своих обязательств перед клиентами, банковская система страны утратила доверие населения, что имеет крайне негативные долгосрочные последствия не только для отечественных банков, но и для экономической системы страны в целом.
  3. Сократился объем ВВП и инвестиций. По сравнению с ожидавшимися итогами года, по состоянию на 1 августа 1998 года, согласно официальным прогнозам: объем ВВП снизился на 50 - 77 млрд. рублей в ценах на 1 января 1998 г. (или 85 - 130 млрд. рублей в ценах на 1 декабря 1998 года); объем инвестиций сократился соответственно на 22,9, млрд. рублей или 38,9 млрд. рублей. Таким образом, общие потери ВВП, связанные с негативными последствиями решений от 17 августа, можно оценить в сумму свыше 300 млрд. рублей в текущих ценах.
  4. Усложнилась возможность решения проблемы государственного долга Российской Федерации. Утрата Российской Федерацией доверия инвесторов вследствие решений от 17 августа серьезно ухудшила возможности и условия привлечения новых займов, необходимых для рефинансирования текущих обязательств по обслуживанию государственного долга. В сочетании с практической невозможностью обслуживания обязательств по внутреннему долгу, это создает угрозу возникновения неплатежеспособности России по внешнему долгу.
  5. Произошла глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резко повысились темпы инфляции. Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63 %, по непродовольственным товарам - 85 %. В первом полугодии 1998 года рост потребительских цен был в 12 раз ниже - 4 %, в 1997 году - всего 11 %. Неуправляемая девальвация рубля повлекла за собой резкое сжатие денежной массы в реальном выражении, обострение кризиса ликвидности и рост неплатежей. Для преодоления этих последствий, а также для стабилизации банковской системы в условиях массового оттока вкладов потребовалась значительная необеспеченная денежная эмиссия. Возникла угроза раскручивания инфляционной спирали с длительными негативными последствиями макроэкономической дестабилизации.
  6. Сократились реальные доходы и сбережения широких слоев населения России и увеличилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, возросла безработица. Это произошло вследствие спровоцированного девальвацией рубля всплеска внутренних цен, вызвавшего обесценение доходов и рублевых сбережений, а также вследствие утраты сбережений в обанкротившихся банках или потери их части при переводе в Сберегательный банк Российской Федерации по схеме, предложенной согласно решению Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 1998 года «О мерах по защите вкладов населения в банках». В результате решений от 17 августа реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1 %. Потери сбережений населения в банковских вкладах оцениваются Международной конфедерацией обществ потребителей в несколько десятков миллиардов рублей. Кроме того, для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тыс. человек, размеры трудоустройства безработных были на 31 тыс. человек (или на 23,5 %) меньше, чем за аналогичный период 1997 года, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 млн. человек (или 11,5 % от экономически активного населения).

Информация о работе Экономический кризис: причины и методы преодоления