Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:59, реферат
Кризисные процессы в экономике, как уже отмечалось, охватили все регионы. Решающее негативное воздействие на социально-экономическое положение регионов оказывают макроэкономические факторы: сужение внутреннего рынка, инфляция, кризис неплатежей, обострившая внешняя конкуренция и др. Вместе с тем кризисные явления имеют значительные региональные особенности.
Экономические
проблемы регионов
Кризисные процессы в экономике, как уже отмечалось, охватили все регионы. Решающее негативное воздействие на социально-экономическое положение регионов оказывают макроэкономические факторы: сужение внутреннего рынка, инфляция, кризис неплатежей, обострившая внешняя конкуренция и др. Вместе с тем кризисные явления имеют значительные региональные особенности. Наибольший спад производства характерен для регионов с высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом (особенно оборонной промышленности, сельского хозяйства и инвестиционного машиностроения). По мере развития открытой выносной экономики преимущества получают, в первую очередь, регионы с развивающейся рыночной инфраструктурой и экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.
Из экономического
кризиса первыми выходят
Увеличивается
дифференциация регионов по уровню жизни.
Существенно различается
Углубление различий
между регионами осложняет
В этой ситуации
особенно важно проводить
Рассмотрим некоторые вопросы исполнения республиканского бюджета и, в связи с этим тенденции в соотношении республиканского и территориальных бюджетов. Доля прямых налогов повысилась, а косвенных - понизилась. В доходной базе территориальных бюджетов наблюдается уменьшение удельного веса прямых и косвенных налогов вместе взятых при одновременном увеличении доли других налогов и сборов.
В результате удельный
вес доходов в региональных бюджетах
(без субвенций) вырос. Сложилась
серьезная, хотя и корректируемая, но
асимметрия налогово-бюджетной системы
с позиций взаимоотношений
На сегодня, к сожалению, не принят целый ряд остро необходимых законов, например, закон об антидемпинге, о зерне, недобросовестной конкуренции, которые способствовали бы большей управляемости в экономике.
Государственная
региональная политика до сегодняшнего
дня в основном направлена на решение
краткосрочных задач и
Свидетельством
стихийности и
Как уже отмечалось, экономический кризис в стране имеет ярко выраженный региональный характер. Если в среднем объем промышленного производства в республике уменьшился в сравнении с докризисным почти в 2 раза, то в региональном разрезе глубина спада и факторы его определяющие имеют резко дифференцированный характер.
Новым фактором, определяющим финансовое положение регионов в период рыночных реформ стала дезорганизация платежно-расчетных отношений. Как правило, сегодня рассматривают влияние платежного кризиса на положение отдельных предприятий или отраслей, но практически не рассматривается региональный аспект этой проблемы. Между тем, этот фактор, учитывая его размеры, оказывает серьезное влияние на самообеспеченность территорий и состояние его бюджетов.
Анализ региональной структуры неплатежей показывает, что основным фактором такой дифференциации является отраслевая специализация регионов. Как показал анализ, основной удельный вес неплатежей сконцентрирован в топливно-энергетической отрасли, а также в аграрном секторе и черной металлургии и машиностроении. Соответственно наибольший объем неплатежей сконцентрирован в регионах Павлодарской, Карагандинской, Петропавловской, Жамбылской областей, а также в аграрных регионах.Общее ухудшение финансового положения вызвало резкий рост задолженности по заработной плате.
Наибольший объем
задолженности приходится на "добывающие"
регионы и регионы с
Значительный удельный вес регионов с преобладающим развитием добывающих отраслей в общем объеме задолженности по заработной плате обусловлен не только финансовым положением, но и более высоким уровнем заработной платы в некоторых регионах.
Как уже отмечалось,
отраслевое влияние на региональное
развитие ведет к тому, что отдельные
регионы "вырываются" вперед в
развитии не благодаря промышленному
и экономическому подъему, а благодаря
однобокому развитию основной отрасли.
Это еще более усиливает
Проведенный нами анализ динамики основных показателей, характеризующих финансовое положение регионов, позволяет сделать следующие выводы:
• в условиях общей разбалансированности финансовой системы, неурегулированности бюджетных, налоговых, платежно-расчетных отношений в экономике финансовые показатели не отражают с достаточной степенью объективности реальную экономическую нужду регионов, следовательно, не могут служить главным критерием для принятия управленческих решений на уровне центральных органов исполнительной власти, в частности, о финансовой поддержке регионов.
• в этом случае для более объективной оценки финансового положения регионов следует использовать более широкую систему показателей, не ограничиваясь анализом таких традиционных финансовых показателей, как состояние территориальных бюджетов и объем полученной прибыли.
• за период реформ ухудшилось финансовое положение всех регионов Казахстана, однако темпы этого процесса и последствия этого спада резко различались по регионам.
Можно выделить в целом 3 группы факторов, определяющих особенности проведения экономических реформ по регионам:
• отраслевая специализация регионов, связанная с особенностями их природно-ресурсного потенциала;
• выполнение регионами специфических республиканских функций (в первую очередь оборонной, внешнеэкономической и пр.), что вызывает несбалансированность отраслевой структуры экономики, не приспособленной к рынку;
• географическое положение того или иного региона, обусловливающее значительные различия в транспортных издержках и затратах на воспроизводство рабочей силы.
Определяющее
воздействие на темпы его спада
оказали все-таки особенности отраслевой
структуры производства в отдельных
регионах. Этому и способствовало
то, что иногда правительство способствовало
вольно или невольно углублению сложившихся
отраслевых приоритетов. В результате
специфику казахстанской
Кризис
действующей модели
межбюджетных отношений
Кризис действующей модели межбюджетных отношений имеет серьезные основания. В стране усиливается концентрация налоговых поступлений в республиканском бюджете для финансирования государственных расходов, непосредственно не связанных с интересами регионов. Одновременно с уменьшением доходов региональных бюджетов (в связи с повышением концентрации аккумулированных налогов в республиканском бюджете) происходит сокращение централизованных расходов по финансовой поддержке регионов.
Конечно, за годы реформ произошло сокращение централизованного перераспределения финансовых ресурсов через республиканский бюджет. Сегодня на разных территориях от трети до половины доходов поступает в бюджеты территорий. Состояние бюджетов территорий в таких условиях уже больше отражает их финансовое положение, хотя массовые нарушения платежной дисциплины как предприятиями, так и отдельными регионами, предоставление ряду из них льгот продолжают искажать реальную ситуацию. В условиях, когда из 14 областей и 2 городов 12-13 сводят свои бюджеты с дефицитами, процент оставляемых доходов на территориях имеет важное значение только для трех-четырех основных регионов-доноров.
В Казахстане можно сегодня выделить следующие группы регионов:
1) нефтяные - Актюбинская, Атырауская, Мангистауская
2) энергетические, которые впрочем разделяются на электроэнергетические, находящиеся в более менее благополучном положении (Павлодарская) и угледобывающие, главная отрасль которой является дотационной (Карагандинская).
3) промышленные,
ориентированные на
4) Аграрные и промышленно неразвитые: Торгайская, Алматинская, Кызыл-Ординская, Костанайская.
5) Особняком
среди всех этих регионов
Несовершенство
современной казахстанской
Вместе с тем, на наш взгляд, именно неверная региональная политика и затягивала кризис. В качестве аргументов этому можно привести невыполнение таких концептуальных требований, обеспечивающих успех государственной региональной политики, как стратегическое целеполагание, ориентированное на задачи территориального развития; учет интересов всех сторон (в том числе регионов-доноров); выбор приоритетов и концентрация на этих направлениях государственных ресурсов и усилий;
системность и
упорядоченность частных