Экономические функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить экономические функции государства.

В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть границы и необходимость государственного вмешательства в экономику.

2. Охарактеризовать и проанализировать экономические функции государства.

3. Изучить положение России в переходный период.

Объект исследования: экономические функции государства как пути урегулирования экономики страны.

Предмет исследования: анализ экономических функций государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И РЫНОК
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
1.2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА II. РОССИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Экономические функции государства.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Функционирование  этого механизма можно проиллюстрировать  на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочноя  цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам  нести риск сбыта, на деле это правило  не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой - недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный  минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.

Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел  в сельском хозяйстве останется неизменным.

1.2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство  реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства  в рыночной экономике проявляется  через следующие важнейшие функции:

1. Обеспечение  правовой базы и общественной  атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение  дохода и богатства.

4. Корректирование  распределения ресурсов с целью  изменения структуры национального  продукта.

5. Стабилизация  экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

6. Охрана окружающей  среды.

При изменении  политической обстановки наблюдаются  перемены в экономической политике.

Управление экономикой -- это целенаправленное воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных предприятий и фирм для достижения намеченных целей.

Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы.

В процессе управления экономическими процессами на уровне всего общества осуществляется сбор и анализ информации о ходе и перспективе  производственной деятельности, принимается  решение, постановление, законы обязательные для исполнения.

Правительство берет на себя задачу обеспечения  правовой базы, является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает также меры, как предоставление законного статуса частным предпринимателям соответствующие права и гарантии предпринимательства. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. В соответствии с принятыми законами правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи противозаконной экономической практики, применяет власть для наложения соответствующих наказаний.

Государство также  представляет услуги обществу в форме содержания государственных структур, обеспечивающих поддержание общественного порядка: суд, прокуратура, полиция и т.п., а также вводит стандарты измерения веса, качество продуктов, поддержание денежного обращения и правил функционирования рынка товаров, капитала и рабочей силы.

Защита конкуренции.

Государство стоит  на защите конкуренции, то есть создает  условия для состязательности между  предпринимателями за более выгодные условия реализации результатов  своего производства, с одной стороны и состязательности между производителями и покупателями за кошельки потребителей товаров и услуг. В этом случае сама конкуренция рассматривается как форма творческой деятельности и свободы, когда все участники рынка подчиняются диктату покупателя или требованиям потребителя. При конкуренции вопрос о спросе и предложении товаров и услуг решается с помощью рыночной цены. Это значит, что индивидуализация производителя и поставщики ресурсов могут достигнуть желательных результатов лишь в том случае, если они приспосабливаются к желаниям и потребностям потребителей, покупателей.

Силой противопоставления конкуренции является монополия. При  возникновении монополии ситуация резко меняется, поскольку на передний план выходят интересы производителей, которые могут устанавливать цены в ущерб всему обществу.

В странах Запада правительства устанавливают контроль над монополиями, и это оно  делает двумя способами.

Во - первых, правительство  с помощью "естественных монополий" оказывает прямое воздействие на ценообразование многих видов товаров, услуг, сырьевых источников и т.п. В этих сферах правительство формирует комиссии для регулирования цен. Кроме этого, правительство устанавливает стандарты на предоставление услуги.

Во - вторых, важным противодействующим фактором диктату монополий является система антимонополистических и антитрестовых законов с целью защиты свободы предпринимательства в качестве эффективного регулятора поведения малых, средних и крупных представителей бизнеса.

Перераспределение дохода.

В развитых капиталистических странах существует глубокая дифференциация населения по величине получаемых доходов, что является причиной определенного социального неравенства во взаимоотношениях различных классов в обществе.

С целью снижения этой напряженности правительство берет на себя задачу уменьшения неравенства в доходах. Эта задача находит свое разрешение в ряде политических и экономических мер, предпринимаемых правительствами стран с рыночной экономикой. Среди этих мер следует указать на трансфертные платежи, обеспечивающие выплаты остронуждающимся малообеспеченным, инвалидам, безработным. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем экономическим структурам, которые не могут существовать без поддержки правительства, к примеру, сельское хозяйство.

Важным направлением перераспределения доходов является вмешательство правительства в  процессе формирования рыночных цен. Это  достигается путем гарантийных  цен на продукцию фермеров, а также  законодательства о минимальных  ставках заработной платы.

Государство активно  стимулирует спрос и предложения  товаров и услуг, потребление  которых приносит обществу пользу. Существуют определенные виды товаров  и услуг, которые называются государственными или общественными благами, которые  рыночная система несклонна производить в силу особой дороговизны или отсутствия прибыли.

Классическим  примером общественного блага предоставляемого обществу со стороны государства  служат организации экологического назначения, навигационные системы -- строительство морских маяков, предостерегающих корабли от кораблекрушений. Другими видами общественных благ является национальная оборона, регулирование паводков, строительство дорог и т.п. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться указанными благами и услугами, финансировать их должен государственный сектор за счет налогов, пополняющих государственную казну.

Указанные виды услуг порождают некомпенсируемые издержки, то есть затраты больше чем  выручка, получаемая от реализации этих услуг. В данном случае речь идет о  так называемых издержках перелива. Наиболее известными издержками перелива связаны с загрязнением окружающей среды (затраты на сооружения очищающие воду, воздух, содержание инспекций и т.п. покрывается за счет государственного бюджета).

Государство осуществляет комплекс мер, направленных на стабилизацию развития производства посредством проведения политики полной занятости ресурсов (капиталов, сырья, рабочей силы и поддержания стабилизации уровня цен).

Для того, чтобы  вмешательство правительства в  политику было эффективным, в обществе получает соответствующее развитие государственный сектор экономики как важнейший экономический фундамент общественного развития.

Государственный сектор и его роль в экономике  страны.

За последние  несколько десятилетий значительно  возросла регулирующая роль государства в самых различных областях экономической деятельности, как-то: в производстве, занятости, производительности труда, уровне цен, распределении ресурсов, сборе налогов и правительственных расходах. Между деятельностью частного и государственного секторов в экономике существует различие, но есть и общие черты, которые дополняют друг друга в решении общенациональных, социальных, политических, экономических задач страны.

Воздействие государства  на экономику наиболее ощутимо через  налогообложение и правительственные  расходы. Однако существуют много других путей вмешательства государства  в экономическую жизнь страны о чем было сказано ранее.

Среди важнейших  причин, порождающих необходимость роста государственного сектора в экономике, следует назвать такие, как рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов и другие).

О масштабах  экономической роли государства  свидетельствуют правительственные  закупки товаров и услуг и  государственные трансфертные платежи. В США трансфертные платежи составляют почти 30% национального продукта. Их доля в других странах еще выше, например, в Швейцарии они составляют 51%, во Франции -- 46%, в Великобритании -- 45%.

Государственные расходы на товары и услуги в США  за последние 60 лет возросли более  чем в 100 раз (с 9 млрд. долларов в 1929 г. до 1 трилл. долларов в конце 80 годов). В последние десятилетия правительственные закупки колебались на уровне 20-30% национального продукта. Из указанной суммы расходов около половины составляют трансфертные платежи, то есть выплаты определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и пособий ветеранам войны и т.п. За период с 1929 г. по 1988 год они возросли с 3,7 млрд. долларов до 586 млрд. долларов, то есть почти в 150 раз.

Между государственными закупками и трансфертными платежами имеются важные различия. Через правительственные закупки (закупки оружия, строительство учреждений, оплата услуг судей, пожарных и учителей) перераспределяются ресурсы от частного к общественному потреблению товаров. А через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора (приобретая товары и услуги лиц и отдельные группы при помощи государства приобретают оплаченные обществом товары, влияя на производственную структуру и активность через рост спроса на соответствующую продукцию). Но в оценке роли закупок и трансфертов во влиянии государства на экономику первостепенная роль принадлежит государственным закупкам.

Само государственное  вмешательство в экономику осуществляется в трех направлениях -- это вмешательство федерального правительства, правительств в штатах и местных органов власти. Каждая из указанных ветвей государственного сектора имеет в себе доходы, соответствующие денежные источники и расходы своих бюджетов.

Информация о работе Экономические функции государства