Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:57, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение и изучение экономических благ, выявление их роли в нашей жизни.
Задачи, которые ставлю перед собой при раскрытии темы:
• изучить классификацию благ;
• проанализировать их связь между собой;
• рассмотреть особенность предоставления общественных благ;
• рассмотреть основные подходы к классификации благ;
• сделать вывод.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1.Основные подходы к классификации благ………………………….... 5
1.1Ограниченность благ………………………………………………….. 5
1.2.Границы предоставления экономического блага……………………6
Глава 2.Классификация экономического блага…………………………………8
2.1.Частные и общественные блага………………………………….........8
2.2.Взаимодополняемые и взаимозаменямые блага…………………....13
2.3.Смешанные блага……………………………………………..............14
2.4.Достойные и недостойные блага………………………………….....17
2.5.Материальные и нематериальные блага………………………….....17
2.6.Долговременные и недолговременные блага…………………….....18
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список использованной литературы………………………………………...…21
Высшее образование с точки зрения экономической теории можно рассматривать как экономическое благо, обладающее полезностью с точки зрения его потребителей и требующее затрат на свое производство. Как и любое другое благо, оно предлагается в экономической системе и в отношении его имеется определенный спрос. Особенностью этого блага является то, что оно может рассматриваться как смешанное общественное благо. С одной стороны, увеличение числа потребителей этого блага не влечет за собой значительного снижения полезности, доставляемой каждому из них. Высшее образование как экономическое благо обладает свойством относительного несоперничества (неконкурентности) в потреблении. [12,с.16-17]
С
другой стороны, потребители могут быть
ограничены в доступе к потреблению этого
блага, то есть в получении высшего образования.
С этой точки зрения высшее образование
обладает некоторыми характеристиками
частных благ. В целом же, мы вправе говорить
о высшем образовании как о смешанном
общественном благе.
2.4.Достойные и недостойные блага.
Достойные
блага (merit goods) называются также в
русскоязычной литературе социально
значимыми благами и благами,
обладающими особыми
Достойные
блага удовлетворяют потребности, которые
общество считает нужным поддерживать
и которые у индивидов не сформированы
должным образом, в основном из-за неполной
информированности. Как следствие, индивиды
выбирают меньший объем потребления этих
благ, чем следовало бы. В качестве примеров
можно привести бесплатное образование,
школьные обеды и завтраки, театры и концертные
залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных
семей. Противоположный случай - недостойные
блага (merit bads), потребление которых общество
считает нужным ограничивать. К ним относятся
алкогольные напитки, табачные изделия,
наркотики и т. п.[10,с.45]
2.5 Материальные и нематериальные блага.
С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага — это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудование и т.д. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время; поставляются потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом, а процесс их пополнения в течение определенного периода — потоком.
Исходя из срока использования различают материальные блага: длительного пользования (их потребление распределено по времени, например, дома, мебель, бытовая и производственная техника) и разового (кратковременного) пользования (про-дукты питания, электричество и т.п.).
Нематериальные
блага представлены услугами, а также
такими условиями жизни, как здоровье,
способности человека, деловые качества,
профессиональное мастерство и т.п.[11,с.76]
2.6. Долговременные и недолговременные блага.
Экономические блага можно разделять на долговременные и недолговременные. От чего зависит это разделение? От срока использования этого блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага.
Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Бутерброд и коробок спичек - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще.
Долговременные блага - предполагают многоразовое использование.
Недолговременные
исчезают после (или в процессе) разового
использования (потребления).[6,с.34]
Заключение.
Блага - материальные вещи и услуги, которые используются для удовлетворения потребностей человека.
Определенные блага существуют в естественном виде, человек ими пользуется, но они не являются объектом экономической деятельности. Другие можно получить в результате экономической деятельности, но в количестве, ограниченном уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Следовательно,я считаю, существует проблема ограниченности экономических благ относительно потребностей .
Экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей, одновременно экономическая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ. В экономической деятельности люди для достижения своих целей используют средства, которых иногда бывает недостаточно и которые можно применить по-разному. Ценность блага определяется интенсивностью потребности (величина психологическая, изменяемые в зависимости от индивида) и имеющейся количеством блага, способного удовлетворить эту потребность.И мы выяснили,что в зависимости от критериев оценки существуют различные классификации экономических благ. [4, с 58]
Существенным фактором человеческой жизни и деятельности является зависимость от материальных благ. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими доступно человеку всюду и всегда. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует приложения больших усилий. Это свободные или бесплатные блага, не порождающие экономических проблем для хозяйствующих субъектов. Другие материальные блага (разного рода «редкости») имеются в ограниченном количестве. Чтобы удовлетворить потребности в них, необходимы усилия производителей, связанные с их добычей и приспособлением к потребностям людей. Эти блага называются экономическими.
Нужно
отметить,что на производство благ,
как правило, требуется время. Это продукты
питания, одежда, жилье, мебель, оборудование
и т.д. Многие из материальных благ могут
накапливаться, храниться длительное
время; поставляются потребителям по мере
необходимости. Наличие благ на данный
момент называется запасом, а процесс
их пополнения в течение определенного
периода — потоком.[17,с.12]
Список
использованной литературы.
1. Курс переходной экономики: Учебник для вузов по экономическим
направлениям и специальностям / Под ред. Абалкина Л.И., М.: Финстатинформ. – 1997. с.640.
2. И. П. Мерзляков, "О становлении рыночной экономики", Финансы, N 1,
1994.с.271.
3.Макконелл Д., Брю С. Экономикс. - М., 1996.с.400.
4.Ребнев Л. С., Нуреев Р. М. Экономика: Курс основ. - М., 2000. с.350.
5. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям \\
вопр. Экономики. 1997. № 10. с. 142-150.
6. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. гл.36-39..
7.Хэл
Р.Вэриан «Микроэкономика:
8. «50 лекций по микроэкономике», том 1. – Санкт-Петербург,2000г.
9.М.В. Сафрончук «Микроэкономика». – Москва,
2006 г.с.256.
10. Овчинников Г.П. Экономика: Учебник. СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2002.с.352.
Дополнительная
11. Борисов
Е.Ф. Основы экономики:
12. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.с224.
13. Романов
В.Н., Романова Г.В. Современная
экономика в вопросах и
14.Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Микроэкономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М., 2004.с.190.
15.Самуэльсон
П.А., Нордхаус В.Д- Экономика / Пер. с англ.
М., 1997: С. 49-50.
16.Экономика Издание 3-е, переработанное и дополненное Учебник под редакцией доктора экономических наук профессора А. С.. Булатова Ю Р ИСТЪ Москва 1999.с.504.
17. Общая экономическая теория. // Под ред. Баликоева В.З.- М.,1999.с.743.
18. Экономическая теория: системный курс: Учеб. пособие для эк. спец. вузов // Под ред. Плотницкого М.И., Тура А.Н.- Мн.: Мисанта, 2000.с.430.
19.Корнейчук Б., Симкина Л. «Микроэкономика», учебное пособие, М.:2005,с.432.
20.Тарасевич
Л., Гребенников П., Леусский А. «Микроэкономика»,
М.: Юрайт, 2003,с.66.