Экономические блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение и изучение экономических благ, выявление их роли в нашей жизни.
Задачи, которые ставлю перед собой при раскрытии темы:
• изучить классификацию благ;
• проанализировать их связь между собой;
• рассмотреть особенность предоставления общественных благ;
• рассмотреть основные подходы к классификации благ;
• сделать вывод.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1.Основные подходы к классификации благ………………………….... 5
1.1Ограниченность благ………………………………………………….. 5
1.2.Границы предоставления экономического блага……………………6
Глава 2.Классификация экономического блага…………………………………8
2.1.Частные и общественные блага………………………………….........8
2.2.Взаимодополняемые и взаимозаменямые блага…………………....13
2.3.Смешанные блага……………………………………………..............14
2.4.Достойные и недостойные блага………………………………….....17
2.5.Материальные и нематериальные блага………………………….....17
2.6.Долговременные и недолговременные блага…………………….....18
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список использованной литературы………………………………………...…21

Работа содержит 1 файл

оэт.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

          Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина – рыночная неэффективность (дефекты рынка). В то же время эти блага (товары) являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляются посредством особых случаев.

      Крупномасштабным их примером могут служить товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» – навигационные знаки (например, маяки).[2,с.30]

     Благо, предоставление которого  отдельному лицу невозможно без  предоставления остальным и потребляемое сообща, являются чистым общественным благом. Они обладают двумя важными свойствами – несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.  

      Несоперничество означает, что прибавление дополнительного  потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

     Неделимость блага в потреблении  означает, что индивид не может  непосредственно выбирать объем  потребления блага. Мы неизбежно  пользуемся всем объемом услуг  по обороне страны. Ни один  человек не имеет возможности  выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие – соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. [9,с.21]

      Общество  безусловно может выбрать необходимый  уровень национальной обороны (численность  войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага.

Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) – весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

      Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции.

      Отметим, что на рынке телепрограмм потенциальные  выгоды, напротив, вполне сопоставимы  с затратами на исключение и это  стимулирует развитие коммерческих каналов телевидения (вспомним сеть «НТВ плюс» в России). После того, как потребители преодолели порог исключения, благо становится для них неисключаемым (можно смотреть коммерческий канал круглые сутки без какой-либо дополнительной оплаты).

      Эту же ситуацию можно интерпретировать и иначе, как одновременную покупку двух разных благ: права приема телепрограмм (эта услуга является исключаемой, нужно заплатить за декодер на определенный срок) и собственно времени просмотра (в рамках данного срока время просмотра неограниченно). Время просмотра выступает в роли неисключаемого блага, если только не вводится повременная оплата просмотра, что вполне возможно в случае кабельного телевидения.[9,с.29]

      Общественные  блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько должно тратить государство на производство и распределение общественных благ предмет жарких бюджетных баталий парламентариев. Так, расходы на оборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов, формируемых главным образом за счет налоговых поступлений от предприятий и населения (прямых и косвенных).

     Сопоставление частных благ общественным благам:

Частные блага (н-ер хлеб) обладают следующими двумя свойствами:

Исключительность: Благо является исключительным, если при его покупке вы можете исключить другие товары из потребления.

Конкурентность: Благо считается конкурентным в потреблении в том случае, когда потребитель, покупая булку хлеба, не будет покупать такую же булку. 

  • Конкурентные  товары истощаемы. Технические последствия  истощаем ости, это то что, потребление дополнительного количества конкурентных товаров вовлекает некоторые предельные издержки производства
  • Общественное благо может обладать следующими двумя свойствами:

Неисключаемость: Товар является неисключаемым, если никто не может быть искючон от пользы или потребления произведенного товара.

Значение  неисключаемости таково, что благо  может быть использовано без прямой платы за него.

Неконкурентность: Потребление товара одним потребителем не может повлиять на количество или качество товара доступное для других.

• Неконкурентные товары не истощаемы. Технические последствия  неистощаемости таковы что,  предельные издержки на предоставление неконкурентных товаров дополнительному потребителю  равны нулю.

• Все  общественные блага обладают свойством неисключаемости, но они не обязательно обладают свойством неконкурентности.

            Сопостовимость  частных благ общественными благами.

                                                                                                                   Таблица 1.

  Неконкурентные Конкурентные
Исключаемые • Загрязнение  воды, загрязнение воздушного пространства

Частные блага

Неисключаемые Чистые общественные блага

• Покупатели не взаимодействуют, друг с другом не увеличивают  полезность блага друг для друга (проблема безбилетника)

• биоразнообразие, выхлопные газы

• Шум, национальная оборона, радио

Смешанные общественные блага

• Покупатели учитывают  полезность блага для других –  взаимное вмешательство потребителей создает негативные последствия (проблема свободного доступа)

• рыболовство  в океане, парки

•мосты, дороги

 
 

2.2 Взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага

      Взаимодополняемыми  называются товары или услуги, которые  удовлетворяют потребности  (используются) только в комплексе друг с другом.

Это  блага (товары или услуги), которые  потребитель не может использовать по отдельности. Например, лыжи

совершенно  бесполезны, если к ним нет креплений. В тетради мы пишем ручкой, в  чай сыплем сахар, а автомобиль -не поедет без бензина.

      Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные - то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.

Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary - дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами - комплементами.

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется  тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений.

      При относительной взаимодополняемости  нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в  том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному  благу в дополнение требуется определенное количество  другого, а при относительной - нет.[13,54-56]

      Взаимодополняемость ресурсов, так же как и потребительских  благ, тоже может быть абсолютной или  относительной. Так, например, топливо  для печи можно подбрасывать в  разных количествах, а для запуска  производства или покупки ресурсов необходим вполне определенный размер денежных средств (капитала) и т.д. 

2.3.Смешанные блага.

    Смешанное благо в отличие от чистого  блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т. е. быть платным.

    Разновидностью  исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления такого блага другим.  Типичным примером перегружаемого общественного блага являются шоссейные дороги, мосты, туннели. До определённого уровня полезность этих благ у всех потребителей остается одинаковой и дополнительные потребители не ухудшают положение других пользователей. Здесь проблема избытка потребителей не стоит. [7,с.19-20]

          Однако начиная  с некоторого момента, например при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведёт к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других.

    Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами чистого общественного блага, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пределами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. С помощью установления платы за предоставление перегружаемых общественных благ регулируются предложение и спрос на эти блага и обеспечивается рациональное использование материально-технической базы производства такого рода общественных благ, а также поддерживается их высокое качество.

      Другой  разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления  с ограниченным доступом, которое  принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые.

      Многие  блага имеют характер смешанный, промежуточный между благами  коллективного и частного потребления. В качестве примера можно указать  транспортную инфраструктуру (дороги, мосты), потребительские свойства которой ухудшаются по мере нарастания перегруженности. Также в качестве смешанных благ можно указать рыболовство, парки, услуги в области медицины и образования, интеллектуальные услуги и т.д.[5,с.7-9]

      Фармацевтические  услуги - "товар" с высокой потребительской стоимостью, что определяет их стоимость; это один из видов интеллектуальных услуг, способствующих поддержанию сохранению здоровья; проявление их результатов имеет отсроченный и дифференцированный характер; они являются смешанным общественным благом, т.к. ими пользуются и общество в целом и отдельная личность; имеют смешанную оплату: платные, бесплатные, частично оплачиваемые; имеют четко выраженное совпадение экономических и территориальных границ.

Рассмотрим  смешанные общественные блага более подробно на примере высшего образования.

Информация о работе Экономические блага