Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:47, реферат
Цель работы: изучить экономические взгляды А. Тюрго, представителя школы физиократов.
Введение
I. Школа физиократов
II. Анн Роббер Жак Тюрго барон дель Ольн. Экономические взгляды. Вклад в развитие идей физиократизма
III. Заслуги школы физиократов
Заключение
Введение
В процессе становления современных экономических теорий были положены разнообразные важнейшие теоретические положения и методологические установки различных научных школ, оставивших значительный след в истории экономических учений. В данном реферате будет рассмотрены экономические учения школы физиократов - специфического течения в рамках классической политической экономии. Изучение идей этой школы достаточно важно. В своём «Капитале» Маркс довольно часто говорит о физиократах, одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы. В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита. К.Маркс говорил: «Существенная заслуга физиократов состоит в том, что они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии». Он указал на заслуги физиократов по вопросу о «чистом продукте», в анализе капитала и его производства, показав, что учение физиократов является первой систематической концепцией капиталистического производства.
Одной из основных проблем, которой занимался Кенэ, основоположник школы физиократов, — это, говоря языком современной науки, проблема основных народнохозяйственных пропорций, обеспечивающих развитие экономики. Эта проблема достаточно важна для современности. Можно сказать, что идеи Кенэ лежат в основе составляемых теперь и в нашей стране, и в других странах балансов межотраслевых связей. Эти балансы отражают производственные взаимоотношения отраслей и играют все большую роль в управлении хозяйством.
Цель работы: изучить экономические взгляды А. Тюрго, представителя школы физиократов.
Задачи:
1) дать общую характеристику школы физиократов;
2) описать известные сведения
из биографии А. Тюрго и его экономические
взгляды;
3) определить значение А. Тюрго в развитии
идей физиократизма;
4) сделать вывод о сущности идей физиократов,
их вкладе в развитие экономической науки.
I. Школа физиократов
Физиокра́ты (фр. physiocrates, от др.-греч. φύσις — природа и κράτος — сила, власть, господство) — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кенэ, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Термин «физиократы» вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кенэ и его учеников (А. Тюрго, В. Мирабо, Д. Немур, Г. Летрон, М. Ривьер и др. ) они себя называли «экономистами», а свое учение – «политической экономией».
Физиократизм - это экономическая мысль начального этапа развития системы свободного предпринимательства. Непосредственной причиной возникновения новой экономической школы было материальное оскудение Франции, указывавшее на ошибочность прежней экономической политики. В этот период в Англии уже начался промышленный переворот, а во Франции укрепилось мануфактурное производство. Заканчивалась эпоха первоначального накопления капитала, и торговая эксплуатация аграрных стран теряла свою значимость в качестве источника богатства. Первоисточником доходов становилось товарное производство. В связи с этим потребовался пересмотр экономической программы и теории меркантелизма. Физиократы высказывались за необходимость перехода к аграрным отношениям, которые основывались бы на свободном механизме хозяйствования, на принципах свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции. По их мнению, это могло помочь вывести сельское хозяйство из тупика.
Особенность физиократии состояла
в том, что ее буржуазная сущность скрывалась
под феодальной оболочкой. Хотя Кенэ и
собирался обложить чистый продукт единым
налогом, в основном он обращался к просвещенному
интересу власть имущих, обещая им рост
доходности земель и укрепление земельной
аристократии.
Эта «хитрость» была в духе
его характера. Вот что говорил он своим
друзьям, имея в виду сильных мира сего
— короля, министров, аристократов: «Если
я буду читать им мораль, они не станут
слушать меня, заявив, что я философ-мечтатель,
или подумают, что я хочу распоряжаться
ими, и пошлют меня к черту. Я же, напротив,
ограничиваюсь тем, что говорю им: вот
ваш интерес, интерес вашей власти, ваших
развлечений и вашего богатства. Тогда
они прислушаются к этому как к речи друга».
По этой причине школа физиократов в первые годы имела немалый успех. Ей покровительствовали герцоги и маркизы, иностранные монархи проявляли к ней интерес. И в то же время ее высоко ценили философы-просветители, в частности Дидро. Физиократам сначала удалось привлечь симпатии как наиболее мыслящих представителей аристократии, так и растущей буржуазии.
С начала 60-х годов (кроме версальского «антресольного клуба», куда допускались только избранные) открылся своего рода публичный центр физиократии в доме маркиза Мирабо в Париже. Здесь ученики Кенэ (сам он не часто бывал у Мирабо) занимались пропагандой и популяризацией идей мэтра, вербовали новых сторонников. В ядро секты физиократов входили молодой Дюпон де Немур, Лемерсье де ла Ривьер и еще несколько человек, лично близких к Кенэ. Вокруг ядра группировались менее близкие к Кенэ члены секты, разного рода сочувствующие и попутчики.
Школа физиократов выступала с критикой монетаризма. Отвергла положения о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником - внешняя торговля. Физиократы отводили деньгам роль посредника в обращении, а источник богатства видели в производстве.
Основной концепцией системы физиократов было учение о «естественном порядке». «Естественный и основной порядок политических обществ» - такое заглавие дает Мерсье де ла Ривьер своей книге, и Дюпон де Немур определяет физиократию как "науку естественного порядка".
Юридической основой данной концепции, на взгляд Ф.Кенэ, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию»
Эту концепцию он подробно изложил в работе «Естественное право» (1765), которая дает представление о мировоззрении Кенэ и философских корнях физиократизма. Кенэ считал, что общественные законы являются законами «естественного порядка», которые выгодны человеческому обществу. Эти законы, рассуждал далее Кенэ, установлены богом для воспроизводства и распределения материальных благ. Данную идею он развивал в работе «Китайский деспотизм» (1767). «Физические законы, которые устанавливают естественный порядок, наиболее выгодный для человеческого рода, и с точностью определяют естественное право всех людей, являются вечными, неизменными и несомненно лучшими законами, какие только могут существовать.» Право собственности, по мнению Кенэ, является основой естественного права. По существу, под естественным порядком понимался буржуазный порядок. Под маркой обоснования естественного порядка защищался капиталистический способ производства, с господством частной собственности и развивающийся на основе свободной конкуренции.
Учение физиократов о «естественном праве» и «естественном порядке» имело огромное значение для обоснования физиократической теории. Это учение, хотя и в религиозной оболочке, выдвигало идею объективности и закономерности общественного развития. Физиократы рассматривали общество как живой общественный организм, а экономическую жизнь - как естественный процесс, имеющий внутренние закономерности.
В теоретическом наследии
Ф. Кенэ важное место занимает учение
о чистом продукте, или о прибавочном
продукте. В противоположность
Рассуждая так, Ф. Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества - классов. При этом Ф. Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного. К производительному классу относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников - землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу - всех граждан вне земледелия, т. е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг.
Маркс считал, что физиократам удалось раскрыть в учении о «чистом продукте» тайну прибавочной стоимости. Он писал, что поскольку осью их учения является концепция о минимуме заработной платы, физиократы пришли к правильному выводу, что «производителен только такой труд, который создает прибавочную стоимость», что «в пределах земледельческого труда физиократы правильно понимают прибавочную стоимость как продукт труда наемного работника».
Большое научное значение имеет учение физиократов о капитале. В отличие от меркантилистов, которые отождествляли капитал с его денежной формой, они сосредоточили свой анализ на вещественных формах состава капитала. Исследование издержек производства позволило Кенэ дать разграничение составных частей капитала. Затраты, которые производятся ежегодно на земледельческие работы (семена, рабочая сила), он называл ежегодными авансами. Издержки же, производимые на несколько лет (сельскохозяйственные машины, постройки, скот), Кенэ называл первоначальными авансами. Названное деление он относил к производительному капиталу, а не к капиталу обращения. Это фактически соответствует делению капитала на оборотный и основной. Разница между этими двумя частями капитала правильно была связана с различием способов, какими эти части входят в стоимость готового продукта. По утверждению Кенэ, в издержки производства ежегодные авансы входят полностью, а первоначальные - частично.
Но это различие между ежегодными и первоначальными авансами Кенэ находил только в капитале, применяемом в земледелии, который он считал единственно производительной формой капитала. Оба этих вида авансов, по его мнению, противостоят деньгам и товарам, находящимся на рынке. Денежной формы капитала Кенэ не знал, не понимал он и значения экономических функций денежной фазы движения капитала, поскольку отождествлял капитал с запасом средств производства, применяемых в земледелии. Игнорировал он и промышленный капитал, который считал бесплодным, поэтому у него отсутствует анализ экономической структуры капитала. Давая капиталу натуралистическое обоснование, Кенэ не подошел к выяснению общественной природы капитала. Не учитывая общественно-исторические условия, в которых вещественные формы капитала выступают в капиталистическом производстве, физиократы объявляли капитал внеисторической категорией, присущей всем эпохам. Характеризуя учение о капитале и подчеркивая его ограниченность, Маркс все же очень высоко оценивал вклад физиократов, и прежде всего Кенэ, отмечал, что заслуга физиократов состояла в том, что они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала.
Учение о составе капитала
явилось у Кенэ исходным пунктом
для анализа процесса воспроизводства
и обращения всего
Главная проблема, которую решал Кенэ в «Экономической таблице» - это выявление основных народнохозяйственных пропорций, которые обеспечивают развитие экономики страны.
«Экономическая таблица» - это схема, которая показывает, как происходит реализация годового продукта общества и как формируется предпосылки воспроизводства. Для того чтобы показать возможность простого воспроизводства в национальном масштабе и экономические связи между классами, Кенэ вполне закономерно упрощал процесс реализации, абстрагируясь от ряда моментов. Он исключил из анализа процесс накопления и рассматривал простое воспроизводство. В «Таблице» предполагаются неизменная стоимость денег, стабильность товарных цен, исключается влияние внешней торговли на процесс реализации. Впоследствии К. Маркс, используя такой подход при анализе простого воспроизводства, так же как и Кенэ, будет абстрагироваться от колебания цен во влияния внешнего рынка.
Насколько Маркс вдохновлялся идеями Кенэ, свидетельствует тот факт, что непосредственно под своей схемой он изобразил в письме «Экономическую таблицу», вернее, самую ее суть. Схема Маркса даже в этом первоначальном виде, конечно, резко отличается от «Таблицы» Кенэ: в ней показан действительный источник прибавочной стоимости — эксплуатация наемного труда капиталистами. Но важно то, что у Кенэ содержалась в зародыше важнейшая идея: процесс воспроизводства и реализации может бесперебойно совершаться только при соблюдении определенных народнохозяйственных пропорций.
«Экономическая таблица» Франсуа Кенэ - это первая в истории политической экономии макроэкономическая сетка натуральных (товарных) и денежных потоков материальных ценностей. Заложенные в ней идеи - это зародыш будущих экономических моделей.
Кенэ умер в Версале в декабре 1774 г. Башомон, автор дневника, который является важным источником по истории Франции этого периода, записал: «Несколько дней назад скончался месье Кенэ, доктор медицины, более известный своими сочинениями в области земледелия и государственного управления, глава секты экономистов, которые называли его преимущественно le maitre».
Информация о работе Экономическая теория физиократов. А.Тюрго-ученый и государственный деятель