«Экономическая теория древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим)»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Современная экономическая теория, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс» исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Содержание

Введение 2
Глава1.Экономическая теория древнего мира(Китай, Индия, Греция, Египет, Рим) 3 1.1. Экономическая теория древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим) 3
1.2. Экономическая мысль древнего мира 3 1.3. Экономические законы и экономические категории 4
Глава 2. Экономическая мысль цивилизаций: 5
2.1. Древнего Египта 5
2.2. Древнего Китая 5
2.3. Древней Индии 7
2.4 Древней Греции и Древнего Рима 8
Заключение 11
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

g.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

                                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                    

                       СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

К О Н Т Р О  Л Ь Н А Я     Р А Б О Т  А

По предмету:   Экономическая  теория

На тему: «Экономическая теория древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим)»

Вариант № 9

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент   
 
 
 
 
 
 
 

  2009 
 

Содержание 
 
 

Введение                                                 2

Глава1.Экономическая теория древнего мира(Китай, Индия, Греция, Египет, Рим)  3 1.1. Экономическая теория древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим)       3                                                                                                     

1.2. Экономическая мысль  древнего мира                                                                       3     1.3. Экономические законы и экономические категории                                               4

Глава 2. Экономическая мысль цивилизаций:                                                               5  

2.1. Древнего Египта                                                                                                         5

2.2. Древнего Китая                                                                                                             5

2.3. Древней Индии                                                                                                          7

2.4  Древней  Греции и Древнего Рима                                                                            8

Заключение                                                                                                                        11

Список использованной литературы                                                                              12 
                                                    Введение

        

       Современная экономическая теория, представляет собой не целое,  а совокупность различных течений,  школ, иногда резко различающихся  методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс» исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

     В современной экономической теории возникают все новые вопросы, появляются новые проблемы. Так, перед экономической теорией встал вопрос глобальных экономических проблем. И это объяснимо. Глобальные экономические проблемы проистекают из взаимодействия человека и общества с природой. Так, например, современная экономическая наука считает глобальными те проблемы, которые: а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран; б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил; в) требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.

      Однако перед экономической теорией начала 20 века еще не стояло таких проблем. Это говорит о том, что экономические знания претерпевают изменения вместе с развитием общества и в свою очередь, влияют на развитие этого общества.

     С  появлением  первых  государственных  образований   и   зарождением  различных форм участия государства  в хозяйственной  жизни,  т.е.  со  времен древних цивилизаций, перед обществом возникло  множество  насущных  проблем, актуальность и важность которых сохраняется до  сих  пор  и  едва  ли  когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет  всегда проблема толкования  идеальной  модели  социально-экономического  устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей  и концепций  в  экономической  теории,  принимаемой  в  результате   всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

      Как же эта проблема решалась  в Древнем  мире?  Какими  аргументами  на протяжении  с четвертого тысячелетия   до  нашей  эры  и  до  первых  столетий первого тысячелетия  нашего времяисчисления  в  странах  Древних странах  античного рабства поддерживалась   система   рабовладения   и   приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными? 
 
 

 

Глава 1. Экономическая теория древнего мира (Китай Индия Греция Египет Рим) 

1.1. Экономическая теория древнего мира (Китай Индия Греция Египет Рим) 
 

            Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы люди получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса. 
        Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика. 
         Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука. 
          Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. 
         Экономическая мыль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), сформировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов. 
         Мыслители Древнего Рима – Сенека (4 – 65 гг. до н. э.), Лукреций Кар (39 – 55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которой, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не есть». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда. 
         Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. 
         Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства, экономическая наука возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI – XVII вв. появилось ее название – политическая экономия (от греческих слов: «политейя» - общество, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон). Таким образом, политическая экономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII века.

 
 
 

1.2.Экономическая мысль Древнего мира

         

        С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.

          Выразителями экономической мысли Древнего мира были крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств. Они стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

         Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную.

 
 
 

1.3. Экономические законы и экономические категории.

 
 
            Все экономические явления и процессы развиваются под воздействием экономических законов. Что такое экономический закон? 
           Это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимосвязи в экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления. 
          Между законами развития общества (экономическими законами) и законами природы существуют общие черты и различия. 
          Общее между ними то, что, как и законы природы, экономические законы объективны, т. е. действуют независимо от воли и сознания людей. Различия же заключаются в следующем: 
·экономические законы являются законами человеческой деятельностью. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например закон всемирного тяготения; 
·законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи; 
·открытие и применение экономических законов требует определенных усилий, так как это использование встречает сильное противодействие отживающих сил общества. 
         Экономические законы объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей, людьми они не изобретаются (как, например, законы юриспруденции).              Однако встает вопрос, могут ли быть эти законы познаны человеком и использованы в экономической жизни? 
          Ответ на этот вопрос однозначен. Необходимо научное познание экономических законов и сознательная реализация их требований обществом. Кроме экономических законов общая экономическая теория изучает экономические категории, т. е. логические понятия, представляющие собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества, например товар, стоимость, деньги, деньги, равновесие, спрос, предложение и т. д. 
          Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов – закономерности развития общества. В этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы. С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использовании одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе. 
          Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические общеэкономические законы. 
Специфические экономические законы 
– это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования. 
Общие экономические законы 
– это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.

 

Глава 2. Экономическая мысль цивилизаций: 
 

2.1. Древний Египет. 
 

      На примере  этой  страны  человечество  располагает  двумя  самыми  ранними памятниками экономической мысли за  всю  историю  самоорганизации  в  рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до  нашей эры  и  им  является   некое   послание,   получившее   название   «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся  «правила» государственного управления и  руководства  хозяйством,  овладение  которыми для правителя так же важно, как и  всякая  другая  сфера  искусства.  Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение  Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста  ссудных  операций  и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в  стране гражданской войны.

       Особенность экономики Египта заключалась в отсутствии денег как таковых. Египтяне торговали на рынках, выплачивали жалование, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время был установлен эталон относительной стоимости товаров. Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Другой единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало "кольцо", но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а и его вес или стоимость.

         На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства.

       Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется  «Речение Ипусера», а главная его идея - недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.  
 
 

2.2.Древний Китай. 

        Своеобразие древнекитайской экономической   мысли   ассоциируется,   как правило, с именем Конфуция (Кун Цзы (551—479 до н.э.) и его сборником  «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями  популярного в IV—III  вв.  до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Информация о работе «Экономическая теория древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет, Рим)»