Экономическая система: сущность, структура, типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия экономическая система, ее структуры и ее видов.
Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
раскрыть понятие, сущность экономической системы общества;
определить структуру экономической системы;
рассмотреть современные модели экономических систем;
провести сравнительный анализ экономических систем;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическая система: сущность, структура, типы……………..6
1.1. Понятие, сущность и структура экономической системы…………...6
1.2. Современные модели экономических систем…………………………8
1.3. Сравнительная характеристика экономических систем…………….17

Глава 2. Экономические системы на примере стран мира………………...20
2.1. Традиционная экономика на примере Бутана……………………….20
2.2. Административно-командная экономика на примере ГДР……...…21
2.3.Смешанная экономика на примере Швеции………………………….25

Глава 3. Экономическая система Российской Федерации: стратегия развития………………………………………………………………………..28
3.1. Особенности экономической системы СССР………………………..28
3.2. Российская модель переходной экономики………………………....36
3.3. Экономическая система современной России………………….......40
Заключение…………………………………………………………………….44
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом.теория.docx

— 92.30 Кб (Скачать)

Третий важнейший признак сложной  системы имеет внутреннюю структуру  взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация экономической  системы – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции.

Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует  во внешней по отношению к ней  среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более  высокого порядка. По отношению к  экономической системе это означает, что данное общество ставит перед  ней определенные цели и в зависимости  от этого оценивает данную систему  посредством определенного набора показателей.

И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или  субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие  этого атрибута.

Характеристика сложных целостных  систем может быть намного больше, но я ограничивалась данными атрибутами, которые в достаточной степени  показывают возможные направления  поисков в экономической теории.

В заключение отмечу, что при сознательной трансформации экономической системы  главным условием недопущения окончательного ее распада является «плавное» изъятие  «лишних» элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе. На основе проведенного исследования составлена таблица 1, в которой сведены основные отличительные черты командно-административной, рыночной и смешанной экономических систем. (См. Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ на примере  стран мира

 

Для полного исследования вопроса об экономических системах, необходимо рассмотреть их на практике, на примере конкретных государств, с конкретными моделями экономики.

 

2.1. Традиционная  экономика на примере Бутана

Экономика Бутана - одна из наименее развитых в мире, и является ярким  примером традиционной экономической  системы. Она основана на сельском хозяйстве  и лесоводстве, которые предоставляют  основные средства существования больше чем 60 % населения. Сельское хозяйство  состоит в значительной степени  из натурального хозяйства и животноводства. Крутые горы доминируют над ландшафтом и делают строительство дорог  и другой инфраструктуры трудным  и дорогим. Практически отсутствуют  крупные промышленные предприятия. Есть несколько предприятий деревообрабатывающей и пищевой промышленности.

Экономика Бутана тесно интегрирована с Индией торговыми и кредитно-денежными отношениями. Индустриальный сектор - отсталый, представлен главным образом надомным хозяйством. Большинство проектов, типа строительства дороги, соединяющей страну с Индией, реализуется иммигрантской рабочей силой. Основное внимание правительства сосредоточено на развитии туризма и энергетики (Бутан располагает крупными гидроэнергетическими ресурсами - по оценке ООН приблизительно 200 тыс. МВт).

Каждая экономическая  программа, принимаемая правительством, учитывает его желание оставить неизменным традиционный стиль жизни  населения и защитить окружающую среду. Сильная зарегулированность экономики и неопределенность законов в таких областях, как торговля, промышленное лицензирование, наемной рабочей силы мешает проникновению иностранных инвестиций в Бутан. [19, стр. 197]

 

2.2. Административно-  командная экономика на примере  ГДР

Хозяйственная система ГДР  опиралась на базисный тип государственно-социалистической централизованно-административной экономики. Она постепенно насаждалась в оккупационной зоне СССР после 1945 г. по образцу советской хозяйственной системы: путем огосударствления банков, сельскохозяйственных и промышленных предприятий, а также создания «центральных органов управления" для всех отраслей экономики. В результате сразу же после образования ГДР был принят первый двухлетний план (1949-1950 гг.).

Хозяйственный порядок и  процесс хозяйствования строились согласно марксистско-ленинскому принципу примата политики над экономикой и под руководством Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), что находило свое воплощение в иерархической организации государственного и хозяйственного аппарата в соответствии с принципом демократического централизма. Высшей хозяйственно-политической инстанцией были Политбюро ЦК СЕПГ, решения которого должны были реализовывать Совет министров и подчиняющаяся ему Государственная плановая комиссия при выработке пятилетних и годовых народнохозяйственных планов.[19, стр.293]

В пятилетних планах намечались основные экономические, социальные, научно-технические, культурно-образовательные задачи и указывались пути и способы  их решения. Эти планы разрабатывались  с учетом долгосрочных целей развития (15-20 лет), международных договоров  и степени реализации предшествующих пятилетних планов. В соответствии с поставленными партией макроэкономическими задачами (рост производства товаров и национального дохода, соотношение между накоплением и потреблением, импортом и экспортом, доходами и расходами государства, уровень цен и занятость и т.п.) центральной плановой комиссией вырабатывались и согласовывались частичные планы. Пятилетние планы рассматривались как важнейший инструмент социалистической экономической политики. Их осуществление обеспечивалось при помощи государственных плановых заданий, которые становились основой для составления годовых планов.

Годовые народнохозяйственные планы играли роль оперативных, обязательных для экономического процесса планов, с разделением по отраслям производства и непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, культура и т.п.), по регионам, по уровням регулирования (предприятия, управляемые центральными ведомствами, и предприятия регионального подчинения), по пересекающимся народнохозяйственным задачам (капиталовложения, внешняя торговля и т.д.). Разработка и координация годовых планов осуществлялись при помощи пирамидальной системы материальных и финансовых балансов, в которых согласовывались объемы производства и потребления благ, рабочей силы, основных и оборотных средств, а также доходов и расходов государства, населения и пр.

11 отраслевых промышленных  министерств и другие центральные органы (министерства науки и техники, внешней торговли, внутренней торговли, финансов, Ведомство по ценообразованию, Государственный банк и др.) должны были разработать и согласовать соответствующие частичные планы. В соответствии с этими планами комбинаты, подчиняющиеся министерствам, и местные органы власти получали детальные задания, которые содержали разбивку по конкретным предприятиям. Последние на этой основе составляли свои проекты планов и заключали между собой предварительные соглашения о поставках и услугах (так реализовывался принцип единства плана, баланса и договора). После проверки и сведения воедино этих проектов вышестоящими инстанциями частичные планы согласовывались Государственной плановой комиссией и представлялись в виде общего народнохозяйственного плана. Он утверждался Народной палатой в качестве закона и подлежал безусловному выполнению предприятиями.[19, стр.294]

Как и в советской хозяйственной системе, в ГДР с самого начала приоритет отдавался производству средств производства (подразделение общественного производства) по сравнению с производством потребительских благ (II подразделение общественного производства). Доля I подразделения в совокупном чистом продукте достигала 70% (доля сельского хозяйства составляла 7,8%). Почти вес промышленные и строительные предприятия с начала 80-х годов были подчинены централизованно управлявшимся комбинатам по горизонтали (но отраслевому принципу) или по вертикали (по ступеням технологической цепочки). На них было занято 98% работающих в промышленности, ими выпускалось 97,8% чистого продукта промышленности (2,2% приходилось на долю частных предприятий). Наряду с комбинатами, входившими в сферу управления центральных ведомств, существовали комбинаты регионального подчинения, но последние производили всего лишь 6% промышленной продукции.

Генеральные директора комбинатов непосредственно подчинялись отраслевым промышленным министерствам и обладали правом давать указания директорам отдельных предприятий. Они распределяли централизованно установленные (и преимущественно агрегированные) плановые показатели по отдельным предприятиям, согласовывая при этом намеченные центром планы с производственными возможностями предприятий. Учитывая то, что в комбинаты входило довольно много разных по размерам предприятий, последние могли использовать свои преимущества по владению информацией о конкретных процессах для реализации собственных целей. Поэтому для управления поведением предприятий наряду с прямыми плановыми показателями (их было около 120) применялись также косвенные «экономические стимулы", такие, как нормативы издержек и распределения прибыли, цены, проценты, отчисления в государственный бюджет и в «общественные фонды», премии и т.п. Контроль над всеми частичными финансовыми планами, и в особенности над инвестиционным планом, возлагался на филиалы Государственного банка, которые к тому же осуществляли надзор за всеми платежными и расчетными операциями.[19, стр.295]

Такая всеобъемлющая система  централизованного управления, планирования и косвенного регулирования страдала многочисленными функциональными недостатками. Особенно следует подчеркнуть, что система премирования, привязанная к показателям выполнения и перевыполнения основных и дополнительных нормативов (объем товарной продукции, чистая прибыль, объем чистой продукции, экспорт, снижение затрат, рост производительности труда и т. д.), побуждала предприятия при разработке планов добиваться установления «мягких", легко выполнимых плановых показателей, что имело своим следствием неэффективное применение факторов производства, невысокую производительность труда и инновационную вялость. Этому способствовало также отсутствие надлежащих показателей для оценки результативности производства и контроля над ней, прежде всего за недостатком цен, отражающих ограниченность благ и ресурсов.

Во многих отношениях не соответствующий потребностям (хотя и вполне согласующийся с планом) объем производства приводил на внутреннем рынке к диспропорциям между  товарными фондами и покупательским спросом, а потому к незапланированному росту наличной денежной массы и скрытой инфляции (инфляции удерживания денег населением), а во внешней торговле - к пассивному платежному балансу. Наконец, закоснелая система планирования была не в состоянии оперативно реагировать как на эндогенные (обусловленные выполнением плана), так и на экзогенные (порожденные мировым рынком) факторы, вызывающие различные нарушения.

Эти имманентные системе  недостатки не могли быть устранены ни реформами системы планирования (например, созданием «новой экономической системы» в 60-е годы), ни организационными изменениями структуры управления и взаимодействия предприятий (образованием комбинатов).

Кроме того, руководство  ГДР оказалось не готово даже после начатой Горбачевым политики перестройки осуществить смену курса в экономической политике, подобно Польше или Венгрии. Лишь после смещения Хонеккера с высших постов в партии и в Государственном совете (октябрь 1989 г.) и под давлением ежедневных демонстраций населения с требованием демократического обновления сформированное Модровым правительство согласилось пойти на свободные выборы и провозгласило переход от «централизованной командной экономики» к «социально и экологически ориентированному рыночному хозяйству». Правда, поначалу было совершенно неясно, на каких принципах должна происходить намечаемая трансформация хозяйственной системы, и вокруг этого вопроса развернулись ожесточенные дискуссии. После первоначальных поисков «третьего пути" в июле 1990 г. стал действовать экономический, валютный и социальный союз с ФРГ, а 31 августа 1990 г. был подписан договор о воссоединении Германии.[19, стр.297]

 

2.3. Смешанная экономика  на примере Швеции

Швеция считается одним  из самых успешных государств Европы. Высочайшие достижения в экономической  и социальной сфере показали, что  методы управления этим государством вполне себя оправдывают.

Социальные услуги Швеции – эталон для всего остального мира, а уровень жизни в ней  едва ли не самый высокий в Европе. Среди экономистов прижился термин «Шведская модель». Она сочетает в себе высокую занятость населения, приближенную к полной и стабильное состояние цен. Достигается это  ограничительной политикой в  сфере экономики, контролируемыми  капиталовложениями, поддержанием уровня занятости на необходимом уровне. Достижения страны формировались историческими  путями, а еще и национальным характером государства. Дело в том, что территория Швеции занимает четвертое место  после Украины, Франции, Испании  по размерам. Государство имеет прямые выходы к морю, а более половины ее территории – леса. В Швеции –  мягкий климат, умеренные осадки зимой, обильные – летом. Земля там достаточно плодородная, богатая полезными  ископаемыми. Многие их них идут на экспорт, что составляет солидных доход  для государства.

В стране сравнительно небольшое  население, около десяти миллионов, что совсем немного для такой  территории. При этом средний доход  жителя страны – около двадцати пяти тысяч долларов США в год.

Информация о работе Экономическая система: сущность, структура, типы