Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 17:33, контрольная работа
Моей целью было ознакомиться с литературой на тему: “Экономическая система: понятие и виды ”.
Передо мной встала задача сделать выводы относительно экономического развития нашей страны, и некоторых других государств. А также ознакомиться с понятием и классификацией экономических систем.
Введение……………………………………………………………….2
1. Понятие экономических систем……………………………….…4
1. определения, исторические концепции………………….…4
2. характеристика: элементы, структура, функции ……….…7
2. Классификация экономических систем……………………….…9
2.1 традиционная экономика…………………………….....…...10
2.2 командно-административная экономика………………..…12
2.3 рыночная экономика………………………………….……..14
2.4 смешанная экономика………………………………..….…..17
3. Характеристика экономической системы России…...…….........21
3.1 Экономическая система………………………….………….21
3.2 Соотношение государственного и частного сектора……...25
3.3 Структура предприятий по формам собственности………28
Заключение………………………………………………………......…33
Список литературы……………………………………………..……...35
Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:
1) некоторые
потребности общества в силу
их специфики (содержание
2) оно может
смягчить негативные
Cмешанная экономика является целостной системой, выступающей
адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал.
В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые:
а) не получают от государства планов;
б) работают по рыночным законам;
в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.
В этих странах
главные экономические вопросы
в основном решаются рынками. Они
же и распределяют преобладающую часть
экономических ресурсов. Вместе с тем
часть этих ресурсов централизуется и
распределяется государством с помощью
командных механизмов в целях компенсации
некоторых слабостей рыночных механизмов.
3.
СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИИ
3.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Формирование
современной рыночной экономики в России
имеет ряд особенностей и происходит в
условиях взаимоотягощающих экономических,
политических и социальных кризисов, что
затягивает переход к зрелой рыночной
системе на десятилетия и усиливает болезненность
самих переходных процессов.
Характеризуя формирующуюся в России
модель рыночной экономики, следует учитывать
особую геополитическую роль страны. Россия
в социокультурном плане выступает связующим
звеном между цивилизациями западного
и восточного типа. В экономическом плане
российское общество исторически сформировалось
как восточное и сохранило, несмотря на
смену политических режимов, такие черты,
как огромную роль государственного регулирования
экономики и большое количество государственной
собственности. Частная собственность,
напротив, не развита, прежде всего, на
землю, то есть связь власти и собственности
неразрывна. Также в России не существует
автономного от государства гражданского
общества, а личная инициатива слаба
при довольно сильных коллективистских
тенденциях.
Сложившаяся в первой половине 90-х
гг. российская модель рыночной экономики
включает ряд черт, унаследованных из
исторического прошлого. Государство
даже после приватизации немалой части
собственности по-прежнему располагает
мощным государственным сектором в важнейших
отраслях хозяйства.
Вместе с тем государство, утратив
в ходе приватизации немалую часть прежних
источников доходов, сохранило непосильный
для него объем финансовых обязательств,
что обусловливает затяжной кризис госбюджета.
В России не возникало взаимодействия
и разграничения функций между рыночными
структурами и государством, которые постоянно
конфликтуют друг с другом, усугубляя
кризисное состояние экономики. В результате
сложившиеся в переходной экономике России
формы собственности заметно отличаются
от преобладающих в зрелой рыночной экономике.
На многих приватизированных предприятиях
так и не появился эффективный собственник.
Значительное влияние на экономические
процессы оказывают сложившиеся в предыдущую
эпоху монополистические структуры, что
затрудняет формирование конкурентной
среды; нередко практикуются и криминальные
формы конкурентной борьбы.
Наряду с неблагоприятным в целом
инвестиционным климатом в стране ограничение
конкуренции обусловливает медленную
структурную перестройку экономики. Причем
начавшийся переход к открытой экономике
высветил неконкурентоспособность подавляющего
большинства отраслей обрабатывающей
промышленности и вызвал новый перекос
в отраслевой структуре - в сторону топливно-энергетического
комплекса и первичной переработки сырья
(металлургия и химия).
Преодоление
неконкурентоспособности российской
экономики потребует длительного времени,
возможно нескольких десятилетий.
Переход к рыночным отношениям в различных
отраслях и сферах российской экономики
осуществляется крайне неравномерно.
Так, в денежно-кредитной сфере и торговле
происходит быстрое приближение к уровню
стран со зрелой рыночной экономикой,
тогда как в сельском хозяйстве в основном
сохранились формы организации производства,
унаследованные от административно-командной
системы.
Неравномерным является также переход
к рыночной экономике в регионах России.
Быстрее всего этот процесс протекает
в Москве, а также в Санкт-Петербурге и
других крупных городах, где широкое распространение
получило частное предпринимательство,
тогда как в отдаленных регионах и сельской
местности становление рыночных отношений
идет крайне медленно. В некоторых отсталых
регионах Сибири и Дальнего Востока до
сих пор сохраняется традиционная
экономическая система.
Присущие российской модели рыночной
экономикивысокая криминализация экономической
жизни и уход предпринимательства "в
тень" обусловлены как факторами, общими
для всех стран с переходной экономикой
(конфликты в ходе перераспределения собственности,
рост коррупции), так и российскими особенностями.
Чрезвычайно болезненные гигантские
социальные сдвиги, происходящие в переходной
экономике, вызывают превращение немалой
части населения в маргиналов и люмпенов,
которые становятся легкой добычей криминальных
структур. В эту же сторону толкает аномия,
т.е. разрушение прежних общественных
ценностей, не сопровождающееся быстрым
формированием новой законченной системы
ценностей. Фактическим проявлением аномии
в обществе является рост преступности,
в том числе экономической.
Характерные для России деспотизм
и отсутствие демократических традиций
порождали неуважение к закону и недоверие
к любой власти. Немалую роль играет и
упоминавшийся антагонизм между государством
и предпринимательскими структурами,
ведущий к разрастанию теневой экономики.
На формирование рыночной экономики
в России также оказывают влияние такие
факторы, как склонность немалой части
населения к государственному патернализму
(значительной роли государства в перераспределении
доходов населения) и общественным формам
присвоения (бесплатному образованию,
медицинскому обслуживанию и т.д.). Это
ведет к сохранению значительной экономической
роли государства в финансировании социальных
нужд и ограничению рыночных факторов
в социальной сфере.
Из сказанного следует, что основанная
на сильной регулирующей роли государства
российская модель рыночной экономики
опирается на ряд долговременных факторов:
преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность
большинства обрабатывающих отраслей,
неэффективность сельского хозяйства,
социальное иждивенчество. Эти факторы
в современных условиях сдерживают функции
свободного рынка.
Такая переходная экономика, представляющая
собой шаг вперед по сравнению с административно-командной
системой, со временем должна будет уступить
место зрелой рыночной системе.
Это означает то, что в России в
ближайшем будущем неизбежно придется
воссоздавать рыночные механизмы и строить
на их основе смешанную экономическую
систему. Нашей стране необходимо избегать
возникновения командной системы и допускать
вмешательство государства в экономическую
жизнь страны лишь для решения тех экономических
задач, которые рынки решить не могут или
решают неудачно.
В последние десятилетия в странах Запада и наиболее развитых странах других регионов мира все более выделяются черты экономической системы будущего. К такой экономической системе должно прийти и российское экономическое развитие. Ее характерными чертами являются:
- изменение
структуры производства и потребления,
преимущественно за счет возрастания
роли услуг. Так, в России уже в начале
90-х гг. услуги стали преобладать над товарами
в структуре валового внутреннего продукта
(ВВП);
- рост уровня образования, прежде всего
за счет послешкольного. Например, в России
уже 52% работающих имеют высшее (включая
незаконченное высшее) и среднее профессиональное
образование;
- новое отношение к труду, так как для
высокообразованных работников характерно
творческое отношение к нему и высокие
требования к человеческим отношениям
на работе;
- повышение внимания к окружающей
среде, прежде всего через переход к устойчивому
развитию, т.е. ограничивающему безоглядное
использование природных ресурсов;
- гуманизация (социализация) экономики,
в результате чего главным объектом приложения
инвестиций, а также расходов бюджета
становится сам человек ("человеческий
потенциал");
- информатизация общества, вследствие
чего в мире постоянно увеличивается численность
производителей знаний (занятых в науке
и научном обслуживании), их распространителей
(информационных сетей, учебных заведений,
инновационных фирм) и потребителей (все
общество);
- возрождение малого бизнеса, прежде
всего из-за быстрого обновления и высокой
дифференциации выпускаемой продукции;
- глобализация хозяйственной деятельности,
в результате которой для заметного числа
фирм мир стал единым рынком, для многих
фирм единым рынком стал их регион земного
шара, для еще большего числа компаний
экспорт и импорт продукции и экономических
ресурсов стал не эпизодической, а систематической
операцией.
3.2 СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРА
В последнее пятилетие резко возросло государственное присутствие в экономике. Правда, привести конкретные цифр государственного участия, очень сложно ввиду объема и структуры госсектора. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом.
Среднегодовая численность занятых в экономике (на 1 января 2010)
На государственных и муниципальных предприятиях | На предприятиях смешанной формы собственности | На частных предприятиях | |
Тыс. чел. | 21796 | 459,1 | 41126 |
%
от общей численности
занятых |
32,1 | 6,7 | 61,2 |
Таким образом, можно судить о соотношении в экономике частного и государственного сектора по таким данным, как среднегодовая численность занятых в экономике (Таблица 1).
На государственных и смешанных предприятиях добывается 16,8% полезных ископаемых от общего объема добычи, в том числе 15,6% топливно-энергетических полезных ископаемых; в обрабатывающем производстве на долю государственных, муниципальных, смешанных предприятий приходится 19% от общего объема производства, в том числе производство нефтепродуктов - 20%, обработка древесины 7%, химическое производство - 20%, металлургическое производство - 11%, производство машин и оборудования - 16%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 70,2%.
В 2006 году доля госсектора в ВВП России составлял 34%. На 1 января 2010 года это цифра составит не менее 50%, если просуммировать объемы производства всех госкомпаний. Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.
Рассмотрим общие параметры государственного сектора:
Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
На сегодняшний день наблюдается тенденция, как на укрупнение госсектора, так и на его уменьшения в некоторых сферах экономики страны.
Таким образом,
за последние годы параллельно с
созданием, так называемой, суверенной
демократии в России в экономике создается
государственный сектор, занимающий особое,
можно сказать, суверенное положение.
Он позволяет контролировать развитие
российской экономики в целом за счет
«практической монополии внешнеэкономической
деятельности и занятия командных высот
в экономике»4, управлять финансовыми
потоками, перераспределяя прибыль организаций
и предприятий. Данная система не подконтрольна
Федеральному Собранию или иной государственной
или общественной организации. Российская
экономика прибрела черты мобилизационной.
По существу, образован государственный
мегахолдинг под эгидой правительства
Российской Федерации, похожий на что-то
вроде «товарищества с ограниченной ответственностью»
высшей государственной бюрократии.
3.3 СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ
Начнем рассматривать эволюцию форм собственности в России с СССР.
Основой экономической системы в СССР являлась общественная собственность на средства производства, которая выступала в виде государственной собственности. Уже в 30-е годы она была объявлена преобладающей, а к началу 90-х годов социальная структура собственности имела следующий вид: государственная — 89,2, колхозная — 8,3, кооперативов по производству товаров и услуг (в т.ч. — ЖСК) — 1,4, собственность граждан — 1,1%. Если учесть, что колхозная собственность по существу была государственной, то можно прийти к выводу об абсолютной государственной монополизации средств производства в этот период. [13, с. 80-81]
Таким образом, государство имело все основные правомочия собственника, передав коллективам предприятий лишь право пользования средствами производства, а руководству предприятий — лишь ограниченное право оперативного управления.
Однако
в конечном итоге «партийно-