Экономическая система: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Моей целью было ознакомиться с литературой на тему: “Экономическая система: понятие и виды ”.
Передо мной встала задача сделать выводы относительно экономического развития нашей страны, и некоторых других государств. А также ознакомиться с понятием и классификацией экономических систем.

Содержание

Введение……………………………………………………………….2
1. Понятие экономических систем……………………………….…4
1. определения, исторические концепции………………….…4
2. характеристика: элементы, структура, функции ……….…7
2. Классификация экономических систем……………………….…9
2.1 традиционная экономика…………………………….....…...10
2.2 командно-административная экономика………………..…12
2.3 рыночная экономика………………………………….……..14
2.4 смешанная экономика………………………………..….…..17
3. Характеристика экономической системы России…...…….........21
3.1 Экономическая система………………………….………….21
3.2 Соотношение государственного и частного сектора……...25
3.3 Структура предприятий по формам собственности………28
Заключение………………………………………………………......…33
Список литературы……………………………………………..……...35

Работа содержит 1 файл

ВАРИАНТ.doc

— 358.50 Кб (Скачать)

  Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1) некоторые  потребности общества в силу  их специфики (содержание армии,  выработка законов, организация  уличного движения, борьба с эпидемиями  и т.д.) оно может удовлетворить  лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2) оно может  смягчить негативные последствия  деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в  богатстве граждан, ущерб для  окружающей среды от деятельности  коммерческих фирм и т.д.).

   Cмешанная экономика является целостной системой, выступающей

адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал.

  В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые:

а) не получают от государства планов;

б) работают по рыночным законам;

в) вынуждены  на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах  главные экономические вопросы  в основном решаются рынками. Они  же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ 

3.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА

  Формирование современной рыночной экономики в России имеет ряд особенностей и происходит в условиях взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов. 
  Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, такие черты, как огромную роль государственного регулирования экономики и большое количество государственной собственности. Частная собственность, напротив, не развита, прежде всего, на землю, то есть связь власти и собственности неразрывна. Также в России не существует автономного от государства гражданского общества, а личная инициатива слаба при довольно сильных коллективистских тенденциях. 
  Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства.  
  Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета. 
В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник. 
  Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы. 
  Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре - в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия).

  Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий. 
Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы. 
  Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно. В некоторых отсталых регионах Сибири и Дальнего Востока до сих пор сохраняется традиционная  экономическая система.  
  Присущие российской модели рыночной экономикивысокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства "в тень" обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями. 
  Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической. 
  Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики. 
  На формирование рыночной экономики в России также оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере. 
  Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка. 
Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе. 
  Это означает то, что в России  в ближайшем будущем неизбежно придется воссоздавать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную экономическую систему. Нашей стране необходимо избегать возникновения командной системы и допускать вмешательство государства в экономическую жизнь страны лишь для решения тех экономических задач, которые рынки решить не могут или решают неудачно.

  В последние десятилетия в странах Запада и наиболее развитых странах других регионов мира все более выделяются черты экономической системы будущего. К такой экономической системе должно прийти и российское экономическое развитие. Ее характерными чертами являются:

-  изменение  структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг. Так, в России уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП); 
-  рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. Например, в России уже 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование; 
-  новое отношение к труду, так как для высокообразованных работников характерно творческое отношение к нему и высокие требования к человеческим отношениям на работе; 
-  повышение внимания к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию, т.е. ограничивающему безоглядное использование природных ресурсов; 
-  гуманизация (социализация) экономики, в результате чего главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек ("человеческий потенциал"); 
- информатизация общества, вследствие чего в мире постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество); 
-  возрождение малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции; 
-  глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм мир стал единым рынком, для многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематической операцией.
 

3.2 СООТНОШЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО  СЕКТОРА

 В последнее  пятилетие резко возросло государственное присутствие в экономике. Правда, привести конкретные цифр государственного участия, очень сложно ввиду объема и структуры госсектора. Ведь до сих пор не произведена инвентаризация госпредприятий, госимущества в стране и за рубежом.

                                                                                                                    Таблица 1.

Среднегодовая численность занятых  в экономике (на 1 января 2010)

  На государственных  и муниципальных предприятиях На предприятиях смешанной формы собственности На частных  предприятиях
Тыс. чел. 21796 459,1 41126
% от общей численности

занятых

32,1 6,7 61,2

Таким образом, можно судить о соотношении в экономике частного и государственного сектора по таким данным, как среднегодовая численность занятых в экономике (Таблица 1).

На государственных и смешанных предприятиях добывается 16,8% полезных ископаемых от общего объема добычи, в том числе 15,6% топливно-энергетических полезных ископаемых; в обрабатывающем производстве на долю государственных, муниципальных, смешанных предприятий приходится 19% от общего объема производства, в том числе производство нефтепродуктов - 20%, обработка древесины 7%, химическое производство - 20%, металлургическое производство - 11%, производство машин и оборудования - 16%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 70,2%.

  В 2006 году доля госсектора в ВВП России составлял 34%. На 1 января 2010 года это цифра составит не менее 50%, если просуммировать объемы производства всех госкомпаний. Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг.

Рассмотрим общие  параметры государственного сектора:

  • объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
  • в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
  • "Газпром", формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;

Крупнейшие государственные  компании можно разделить на несколько  групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:  

  1. инфраструктура - транспортная (РЖД, "Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт", "Госкорпорация по организации воздушного движения"), коммуникационная ("Связьинвест", "Почта России", ФАПСИ,), энергетическая ("ЕЭС России", "Росэнергоатом", ТВЭЛ);
  2. добыча и экспорт сырья "Роснефть", алмазная монополия "АЛРОСА", "Газпром", "Газпромнефть". По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
  3. оборонно-промышленный комплекс - "Росавиакосмос", судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения, это относится к таким госкорпорациям как Рособоронэкспорт, Ростехнологии;
  4. финансовый комплекс - государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ "Газпром", "СОГАЗ" и т.д.
  5. информационный комплекс - включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг "Газпроммедиа", контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, "Известия", "Эхо Москвы" и др.), РАО "ЕЭС" (REN TV и др.), "Российская газета" и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств.

В настоящее  время происходит формирование новых  государственных корпораций. Значительное укрупнение происходит также среди компаний с государственным участием

     На  сегодняшний день наблюдается тенденция, как на укрупнение госсектора, так и на его уменьшения в некоторых сферах экономики страны.

Таким образом, за последние годы параллельно с  созданием, так называемой, суверенной демократии в России в экономике создается государственный сектор, занимающий особое, можно сказать, суверенное положение. Он позволяет контролировать развитие российской экономики в целом за счет «практической монополии внешнеэкономической деятельности и занятия командных высот в экономике»4, управлять финансовыми потоками, перераспределяя прибыль организаций и предприятий. Данная система не подконтрольна Федеральному Собранию или иной государственной или общественной организации. Российская экономика прибрела черты мобилизационной. По существу, образован государственный мегахолдинг под эгидой правительства Российской Федерации, похожий на что-то вроде «товарищества с ограниченной ответственностью» высшей государственной бюрократии. 

3.3 СТРУКТУРА  ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ

          Начнем рассматривать эволюцию  форм собственности в России  с СССР.

     Основой экономической системы в СССР являлась общественная собственность  на средства производства, которая  выступала в виде государственной  собственности. Уже в 30-е годы она была объявлена преобладающей, а к началу 90-х годов социальная структура собственности имела следующий вид: государственная — 89,2, колхозная — 8,3, кооперативов по производству товаров и услуг (в т.ч. — ЖСК) — 1,4, собственность граждан — 1,1%. Если учесть, что колхозная собственность по существу была государственной, то можно прийти к выводу об абсолютной государственной монополизации средств производства в этот период. [13, с. 80-81]

     Таким образом, государство имело все  основные правомочия собственника, передав коллективам предприятий лишь право пользования средствами производства, а руководству предприятий — лишь ограниченное право оперативного управления.

     Однако  в конечном итоге «партийно-бюрократическая  машина, сохранив свое ведущее положение, вошла в конфликт с «перестройкой», и сложившиеся в 1987—1990 гг. благоприятные возможности для перехода к рыночным отношениям были упущены. В довершение ко всему произошел распад СССР, и образовались самостоятельные государства, в т.ч. и Российская Федерация (РФ). [13, с. 82]

Информация о работе Экономическая система: понятие и виды