Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 17:33, контрольная работа
Моей целью было ознакомиться с литературой на тему: “Экономическая система: понятие и виды ”.
Передо мной встала задача сделать выводы относительно экономического развития нашей страны, и некоторых других государств. А также ознакомиться с понятием и классификацией экономических систем.
Введение……………………………………………………………….2
1. Понятие экономических систем……………………………….…4
1. определения, исторические концепции………………….…4
2. характеристика: элементы, структура, функции ……….…7
2. Классификация экономических систем……………………….…9
2.1 традиционная экономика…………………………….....…...10
2.2 командно-административная экономика………………..…12
2.3 рыночная экономика………………………………….……..14
2.4 смешанная экономика………………………………..….…..17
3. Характеристика экономической системы России…...…….........21
3.1 Экономическая система………………………….………….21
3.2 Соотношение государственного и частного сектора……...25
3.3 Структура предприятий по формам собственности………28
Заключение………………………………………………………......…33
Список литературы……………………………………………..……...35
2.1 ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Исторически первичная форма хозяйства — натуральное хозяйство (патриархальное хозяйство, или традиционная экономика).
Традиционную экономическую систему отличают крайне примитивная технология, в первую очередь, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями, а координация деятельности несет характер внеэкономического принуждения к труду. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов. Производство и потребление непосредственно соединены.
Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего коллективная, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежат племени или общине.
Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности.
Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.
Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю “общенародной собственностью”.
Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную “Продовольственную программу”, которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.
Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.
Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин - органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.
В настоящее время натурально-хозяйственные отношения сохранились в слаборазвитых странах в форме отсталых экономических укладов (страны Азии и Африки), а также в форме усиления самообеспечения домашних хозяйств и предприятий, систематических неплатежей, что характерно для современных кризисных переходных экономик. В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.
2.2 КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Административно-командная
система (централизованная, плановая,
коммунистическая)
господствовала ранее в СССР, странах
Восточной Европы и ряде азиатских государств.
Характерными чертами административно-командной
системы являются общественная (а в реальности
государственная) собственность практически
на все экономические ресурсы, сильная
монополизация и бюрократизация экономики,
централизованное, директивное, экономическое
планирование как основа хозяйственного
механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной
системы имеет ряд характерных черт. Во-первых,
он включает непосредственное управление
всеми предприятиями из единого центра
- высших эшелонов государственной власти,
что отрицает самостоятельность хозяйственных
субъектов. Во-вторых, государство полностью
контролирует производство и распределение
продукции, в результате чего исключаются
свободные рыночные взаимосвязи между
отдельными предприятиями. В-третьих,
государственный аппарат руководит хозяйственной
деятельностью с помощью преимущественно
административно-командных (директивных)
методов, что подрывает материальную заинтересованность
в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной
власти развивается бюрократизация хозяйственного
механизма и экономических связей. По
своей природе бюрократический централизм
не способен обеспечить рост эффективности
хозяйственной деятельности. Полное огосударствление
хозяйства масштабную монополизацию
производства и сбыта продукции.
Гигантские монополии, утвердившиеся
во всех областях народного хозяйства
и поддерживаемые министерствами и ведомствами,
при отсутствии конкуренции не заботятся
о внедрении новинок техники и технологии.
Для порождаемой монополизмом дефицитной
экономики характерно отсутствие нормальных
материальных и людских резервов на случай
нарушения сбалансированности народного
хозяйства.
В странах с административно-командной
системой решение ключевых экономических
задач имело свои специфические особенности.
Структура общественных потребностей,
распределение товаров и услуг определялись
центральными плановыми органами. При
этом из-за невозможности детализировать
и предвидеть изменение общественных
потребностей в таких масштабах, эти органы
руководствовались преимущественно задачей
удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных
благ, трудовых и финансовых ресурсов
осуществлялось без участия непосредственных
производителей и потребителей. Оно происходило
в соответствии с заранее выбранными как
"общественные" целями и критериями,
на основе централизованного планирования.
Значительная часть ресурсов в соответствии
с господствовавшими идеологическими
установками направлялась на развитие
военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции
между участниками производства жестко
регламентировалось центральными органами
посредством повсеместно применяемой
тарифной системы, а также централизованно
утверждаемых нормативов средств фонда
заработной платы. Это вело к преобладанию
уравнительного подхода к оплате труда.
Переход к социализму в СССР на практике
вылился в полное огосударствление экономики.
В период форсированной индустриализации
и сплошной коллективизации происходит
формирование административно-командной
системы. Свертывание товарно-денежных
отношений привело к созданию такой своеобразной
системы, которую А. А. Богданов удачно
назвал "объединенным натуральным хозяйством" [11,
c.342].
С течением времени плановое хозяйство становится чрезвычайно громоздким. В начале 80-х годов число плановых показателей оценивалось в огромную величину — 2,7—3,6 млрд., в том числе, в центре утверждалось порядка 2,7—3,5 млн.
В условиях командной экономики господствует редистрибутивный принцип распределения продукции. Причастность к власти
означает и причастность к распределению. Вертикальная, зависящая от центра, форма распределения продукта воплощается в номенклатурных уровнях распределения, торговля соединяется с распределением, становится не формой обмена, а формой редистрибуции (спецмагазины, спецбуфеты, спецстоловые и т.д.). Поэтому главной формой социальной борьбы становится не борьба за собственность на факторы производства, а борьба за доступ к ключевым рычагам распределения, за контроль над каналами распределения.
Доход в обществе зависит, прежде всего, от статуса, чина, и должности.
Нежизнеспособность
этой системы, ее невосприимчивость
к достижениям НТР и неспособность
обеспечить переход к интенсивному типу
экономического развития сделали неизбежными
коренные социально-экономические преобразования
почти во всех социалистических (коммунистических)
странах. Стратегия экономических
реформ в этих странах определяется законами
развития мировой цивилизации, в результате
чего с большей или меньшей скоростью
там строится современная рыночная экономика.
2.3 РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Наиболее распространенная форма хозяйства — рыночная экономика (или товарное хозяйство) характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики. Для потребителей этим интересом является максимизация полезности, для производителей — максимизация прибыли.
Рыночная система делится на два вида: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм).
Система чистого капитализма сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX - начале ХХ в.
Значительная
часть ее элементов вошла в современную
рыночную систему.
Отличительными чертами этой экономической
системы являлись частная собственность
на экономические ресурсы; рыночный механизм
регулирования макроэкономической деятельности,
основанный на свободной конкуренции;
наличие множества самостоятельно действующих
покупателей и продавцов каждого товара
[14, с.132].
Одной из главных причин чистого капитализма
является личная свобода всех участников
экономической деятельности (не только
капиталиста-предпринимателя, но и наемного
работника). Добровольный, без принуждения
обмен становится необходимым условием
суверенитета потребителя. Решающим
условием экономического прогресса стала
свобода предпринимательской деятельности
тех, кто имел капитал, и свобода наемного
работника продавать свою рабочую силу.
Ключевые экономические задачи в рассматриваемой
экономической системе решаются опосредованно,
прежде всего через цены, складывающиеся
на рынке под воздействием спроса и предложения.
В организации экономической деятельности цены выполняют следующие три функции: во-первых, они передают информацию; во-вторых, служат стимулом к применению наиболее экономичных методов производства,
что ведет к наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов; в-третьих, они определяют, кто получает какую долю произведенного продукта, — другими словами, устанавливают распре-
деление доходов [11, c.354].
Ориентируясь
на конъюнктуру рынка, определяемую, прежде
всего, уровнем и динамикой цен, товаропроизводители
самостоятельно решают проблему распределения
всех ресурсов, производя те товары, которые
пользуются спросом на рынке. Таким образом,
рынок, прежде всего через цены, координирует
деятельность миллионов людей.
Предприниматели стремятся получить
все больший доход (прибыль), предельно
экономно использовать природные, трудовые
ресурсы, капитал, знания и максимально
широко реализовать такой ресурс, как
свои творческие и организационные (так
называемые предпринимательские) способности
в избранной ими сфере деятельности. Это
служит мощным стимулом развития и совершенствования
производства, раскрывает созидательные
возможности частной собственности.
Современная рыночная экономика (современный
капитализм) отличается особой гибкостью:
она способна перестраиваться, приспосабливаться
к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
В ходе длительной эволюции, преимущественно
в ХХ в., рыночная экономика свободной
конкуренции превратилась в современную
рыночную экономику. Для нее характерно,
во-первых, многообразие форм собственности,
среди которых по-прежнему ведущее место
занимает частная собственность в различных
ее видах (от трудовой индивидуальной
до крупной, корпоративной).
Во-вторых, происходит развертывание научно-технической
революции, ускорившей создание мощной
производственной и социальной инфраструктуры.
В-третьих, воздействие государства на
развитие национальной экономики и социальной
сферы становится более активным.
В развитой рыночной экономике существенные
изменения претерпевает хозяйственный
механизм. Плановые методы хозяйствования
получают дальнейшее развитие в рамках
отдельных фирм в виде маркетинговой системы
управления. В то же время на макроуровне
развитие плановых методов связано с государственным
регулированием экономики, вплоть до осуществления
общенациональных программ и планов.
Планомерность выступает как средство
активного приспособления к требованиям
рынка. В результате и ключевые задачи
экономического развития получают новое
решение. Например, вопрос об объеме и
структуре производимой продукции решается
на основе маркетинговых исследований
в рамках фирм, а также прогноза развития
потребностей. Прогноз рынка позволяет
заблаговременно сокращать выпуск устаревающих
товаров и переходить к качественно новым
моделям и видам продукции. Маркетинговая
система управления производством дает
возможность еще до начала производства
приводить индивидуальные затраты компаний,
выпускающих основную массу товаров данного
вида, в соответствие сложившимся на рынке
ценам.
Задача использования ресурсов решается
в рамках крупных компаний на основе стратегического
планирования. В то же время перераспределение
ресурсов на развитие новейших отраслей
происходит во многом за счет бюджетных
ассигнований, на основе государственных
общенациональных и межгосударственных
программ, государственного стимулирования
НИОКР 3 в приоритетных направлениях
развития научно-технического прогресса.
Задача распределения созданного
валового внутреннего продукта не только
решается на основе традиционно сложившихся
форм, но и дополняется выделением все
больших ресурсов как крупными компаниями,
так и государством для вложений в развитие
"человеческого фактора": финансирования
систем образования, в том числе переподготовки
работников различной квалификации, совершенствования
медицинского обслуживания населения,
на социальные нужды.
2.4 СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Экономические системы всех стран являются смешанными, хотя одни из них тяготеют к командным, другие к рыночным. Исходя из этого, они различаются по степени гомогенности (чистоты).
Абсолютно ≪чистых≫ экономических систем не существует, однако определенные черты чистых экономических систем можно было наблюдать в отдельные периоды истории. В бывших социалистических странах была предпринята попытка создать систему, основанную на господстве общественной собственности. Рыночно-капиталистическое хозяйство в период своего расцвета в XIX веке также имело черты чистой системы [6, c.54].
Отличительная особенность смешанной экономической системы — гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.
На рисунке 2 представлено несколько примеров на период начала ХХ века. Государство играет более существенную роль в Советском Союзе, чем в США. Но в Албании, где роль государства наибольшая, потребители могут выбирать, какие товары покупать. А в экономике Гонконга (наиболее рыночной) государство взимает налоги, обеспечивает получение образования, регулирует деятельность на многих рынках.
Таким образом, смешанные системы существовали в различных исторических условиях. Например, колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме.
Трактовка термина «смешанная экономика» не имеет определенности. Его первоначальное значение – сочетание различных секторов экономики (частного и государственного) и разнообразие форм собственности.
Вторая позиция (кейнсианская) выдвигает на первый план проблему сочетания рынка (рыночного механизма) и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала (частного предпринимательства) и социальности (общественных социальных гарантий). Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.
Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал [6, c.53].