Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа
Целью работы является исследование экономической роли государства с рассмотрением практики использования государством регулирующих экономику механизмов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ.…...………….…………….………….....................................
5
2. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ…...……………………………
14
2.1. Нормативно-законодательная деятельность органов государственной власти……………………………………………………………………….
15
2.2. Регулирование денежно-кредитной сферы……………………………….
17
2.3. Воздействие на рыночные отношения…………………………………….
19
2.4. Налоговое обложение предпринимателей и граждан…………………….
21
2.5. Расходование бюджетных средств………………………………………...
23
2.6. Государственное предпринимательство и государственно-частное партнерство…………………………………………………………….…...
25
2.7. Проведение макроэкономической, промышленной, структурной и региональной политики…………………………………………………...
27
2.8. Внешнеэкономическое регулирование…………………………………....
31
2.9. Социальная политика и развитие социальной сферы…………………... 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….... 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…... 40
И тем не менее государство сохраняет важные рычаги воздействия на соотношения курсов валют, на таможенную защиту экономики, на развитие экспортного потенциала страны и на выработку и проведение внешнеторговой политики в целом.
В
прошлом курсы иностранных
В России валютное регулирование осуществляет Центробанк согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле». Несколько лет назад государством был выбран курс на создание свободно конвертируемого рубля. В этих целях были сняты запреты на перевод рублей за границу, была уменьшена доля обязательной продажи валюты банками России и т.д.
В последние месяцы 2008 года в связи с финансовым кризисом продолжается отток капитала из нашей страны, что приводит к ослаблению номинального курса рубля. В ноябре Банк России в рамках мер, направленных на снижение оттока капитала из страны и сдерживание инфляции, принял решение о повышении ставки рефинансирования и процентных ставок по кредитным и депозитным операциям, проводимым Центробанком. Ставка рефинансирования была повышена с 11% до 12% годовых. Кроме того, 11 и 24 ноября 2008 года Банк России расширял коридор допустимых колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины на 30 копеек в каждую сторону и поддерживал последние месяцы курс рубля за счет продажи золотовалютных резервов [23, 11].
Таможенная и внетаможенная защита национальной экономики долгое время была главным средством ограждения страны от негативного воздействия внешнего рынка и стимулирования отечественного производства. На практике применяются не только импортные таможенные тарифы, но и экспортные в тех случаях, когда необходимо ограничить вывоз за границу товаров, нехватка которых на внутреннем рынке приводит к росту цен. В эпоху глобализации начался процесс снижения уровня таможенной защиты и устранения других запретов, ограничивающих импорт (отмена валютного и товарного контингентирования, отказ от системы административных ограничений). Страновые таможенные тарифы стали заменяться или ограничиваться международными, устанавливаемыми Всемирной торговой организацией, которая все больше берет на себя функции внешнеторгового регулирования. Ее регламенты принимаются при участии всех государств-членов, которые имеют возможность защищать свои интересы как в процессе принятия коллективных решений, так и при приеме в ВТО новых членов, к которым любое государство может предъявить свои претензии и требования.
Таможенное регулирование в России осуществляется Таможенным кодексом и Законом «О таможенном тарифе». Таможенный кодекс предусматривает уплату следующих таможенных платежей: таможенной пошлины, НДС и акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию России, и таможенных сборов, которые взимаются таможенными органами за предоставляемые ими услуги.
Каждое
государство заинтересовано в развитии
собственного экспортного производства
и в повышении
В ноябре 2008 г. был одобрен Госдумой и Советом Федерации закон «О внесении изменений в статью 3 Закона «О таможенном тарифе». В целях оперативного и более гибкого применения мер таможенно-тарифного регулирования и государственной поддержки нефтяной отрасли в связи со снижением мировых цен на нефть законопроект предусматривает сокращение срока действия ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные нефтепродукты с 2-х до 1-го календарного месяца. По новой методике расчета пошлина на вывоз сырой нефти из России с 1 декабря 2008 г. снижается с 287,3 долл/т до 192,1 долл/т. Экспортные пошлины на светлые нефтепродукты снижаются с 205,9 долл/т до 141,8 долл/т, а на темные нефтепродукты – со 110,9 долл/т до 76,4 долл/т [23, 34].
Ни одно государство не отказывается от проведения внешнеторговой политики, направленной на использование сравнительных преимуществ страны перед иностранными конкурентами, на развитие сырьевого, научно-технического, инновационного, кадрового потенциала, способствующего прогрессу и повышению международной конкурентоспособности экономики. Немаловажное значение имеет регулирование географического направления внешней торговли, приоритетных связей с отдельными странами и регионами. Важной прерогативой государств является выбор не только двусторонних партнеров, во и принятие решений об участии в международных организациях и региональных сообществах. Пример создания, расширения и деятельности ЕС весьма поучителен. Объединившиеся государства проводят совместную внешнеэкономическую политику ограждают свое пространство от международной конкуренции едиными таможенными пошлинами, защищают свои коллективные интересы на переговорах с внешнеторговыми партнерами, принимают меры по диверсификации внешних поставщиков энергоносителей и сырья ради обеспечения своей безопасности и устранения односторонней зависимости от других стран. Опыт ЕС в области регулирования внешнеэкономических связей дает представление о масштабах воздействия на эту чувствительную сферу, ибо проводимая им политика является выражением общих устремлений соответствующих стран, которые благодаря этой организации имеют возможность принимать дополнительные меры к стимулированию своих экономических и политических отношений с внешним миром.
2.9. Социальная политика и развитие социальной сферы
Проведение социальной политики, направленной на снятие напряженности между различными классами и слоями населения, на поддержание малообеспеченных граждан, на смягчение экономического неравенства, является важнейшей задачей современного государства. Эта деятельность не относится непосредственно к функции регулирования народного хозяйства, скорее она обеспечивает определенную степень социальной справедливости в обществе. Иное дело - организация государством и развитие таких сегментов социальной сферы, как народное образование и здравоохранение, которые хотя и не относятся непосредственно к хозяйственной деятельности, но во все большей мере влияют на состояние экономики и ее перспективы. Поэтому социальную политику нельзя исключить из проблематики государственного регулирования экономики, понимая при этом, что это особая сфера, олицетворяющая социальную направленность деятельности государства, придающая смысл и оправдание его вмешательству в объективные экономические процессы, предпринимаемое исключительно ради обеспечения общественных интересов.
Социальная политика обычно проводится государством по следующим направлениям: помощь обездоленным, беднейшим и неспособным материально себя обеспечивать людям; материальная поддержка временно безработных граждан и оказание им содействия в устройстве на работу, в повышении их профессионального уровня и переквалификации, обеспечение по возможности полной занятости трудоспособного населения; выплата пособий на детей, оплата отпусков по беременности и родам и больничных листов, создание целостной системы социальной защиты всех граждан на основе более справедливого распределения национального дохода; организация медицинского страхования граждан и финансирование всеобщего бесплатного здравоохранения; содержание системы бесплатного начального и среднего образования и предоставление льгот при получении профессионального и высшего образования; создание государственной системы пенсионного обеспечения в сочетании с деятельностью частных пенсионных фондов; решение социальных проблем в жилищно-коммунальной сфере; гарантирование государством сбережений населения в частных банках пенсионных фондах и страховых компаниях, а также инвестиций граждан в ценные бумаги; борьба с бедностью и экономическим неравенством граждан путем создания целостной системы социальной защиты на основе более справедливого распределения национального дохода.
В России социальная сфера является одной из самых проблемных (чего стоит один только Федеральный закон «О монетизации льгот»). Правовое регулирование осуществляется Трудовым и Жилищным кодексами, Федеральными законами «О трудовых пенсиях», «О социальной защите инвалидов», «Об образовании» и другими правовыми актами.
В
России 2008 год был объявлен годом
семьи. В этих целях государство
значительно расширило свою поддержку
лицам с семейными
С июля 2008 г. фиксируется тенденция помесячного роста безработицы. К концу года ожидается заметное увеличение числа граждан, обратившихся в государственные органы службы занятости, что является негативным последствием финансового кризиса. В ноябре 2008 года было утверждено постановление Правительства Российской Федерации «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год». Увеличены минимальная и максимальная величины пособия по безработице. На 2009 год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей (в 2008 году – 770 рублей), а максимальная – в размере 3400 рублей (в 2008 году – 3080 рублей) [23, 42].
Расходы на социальную инфраструктуру доходят до половины всех бюджетных ассигнований развитых стран. Государство содержит разветвленную систему социального обеспечения, которая в последнее время дополняется участием граждан в частных пенсионных и страховых фондах. Рост государственных расходов прежде всего на развитие научных исследований и инноваций, на здравоохранение и образование, на жилищное строительство и коммунальное хозяйство и высокая доля этих расходов в ВВП свидетельствуют о том, что именно эти сферы находятся сейчас в центре внимания, так как они в большей мере, чем прежние вложения в приоритетные отрасли промышленности, повышают эффективность национальных экономик и их международную конкурентоспособность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За период эволюции экономической науки от меркантилизма до институционализма экономические отношения прошли естественный путь развития от доиндустриальной до индустриальной и постиндустриальной цивилизации.
Мировая практика свидетельствует о постоянном поиске в каждой стране на разных этапах ее развития наиболее оптимального соотношения между конкурентным рынком и свободой предпринимательства, с одной стороны, и вмешательством государства в экономику и его социальной политикой, с другой.
Практическое воздействие современного государства на происходящие в рыночной экономике процессы осуществляется по важнейшим направлениям: нормативно-законодательная деятельность органов государственной власти; регулирование денежно-кредитной сферы; воздействие на рыночные отношения; налоговое обложение предпринимателей и граждан; расходование бюджетных средств; государственное предпринимательство и государственно-частное партнерство; проведение макроэкономической, промышленной, структурной и региональной политики; внешнеэкономическое регулирование; социальная политика и развитие социальной сферы.
Указанные направления реализуются в настоящее время и в России. Это отражается во всех кодексах Российской Федерации, во многих федеральных законах, целевых программах, приказах и других нормативно-правовых актах.
Правильное использование руководством нашего государства регулирующих механизмов позволяет минимизировать воздействия кризиса на экономику России. Примером могут служить принятие следующих мер:
для поддержки банковской системы были приняты Федеральные законы «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статью 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;