Экономическая роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:49, реферат

Описание работы

Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- Исследовать возникновение и основные исторические этапы государственного регулирования экономики
- определить объекты, цели, функции и цели государственного регулирования экономики;
- Рассмотреть позиции различных школ
- Рассмотреть функции государства в экономике
- Обозначить цели и границы государственного воздействия на экономику

Содержание

Введение.
3

1. Возникновение и основные исторические этапы государственного регулирования экономики. 5

2. Цели и границы государственного воздействия на экономику. 10

3. Рыночные формы и средства государственного регулирования внутренних и внешних условий экономического роста. 13

4. Обзор позиций различных школ. 18

5. Функции государства в экономике.
21

Заключение. 24

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат на печать.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

         Вывод .Таким образом, современное государственное регулирование экономики (рынков капиталов, товаров, услуг и труда и др.) представляет собой комплекс экономических, административных, организационных и других мер, охватывающих как внутреннюю, так и внешнеэкономическую политику. При этом экономические функции государства не означают прямого вмешательства во внутреннюю и внешнеэкономическую деятельность. Государственные функции при рыночной экономике должны прежде всего сводиться к выработке и установлению экономических и правовых условий для обеспечения интенсивного социально ориентированного экономического роста.

4. Обзор позиций различных школ.

      В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм и неокейнсианство.

      Меркантилисты считали, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатства страны и короля. Это воззрение имело место в ХVIII веке среди французских экономистов, как-то: Т.Мэн, А.Монкретьен. Они провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны.

      Для меркантилистов богатством считалось  золото, поэтому в целях его  накопления и преувеличения они  призывали поощрять экспорт и  сдерживать импорт.

      Классическая  теория вмешательства в экономику - основывалась на работе А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство»6. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры и делать все то, что индивидуум не в состоянии сделать сам эффективно. А.Смит выдвинул постулат, что именно стремление предпринимателя к достижению свои частных интересов является главной движущей силой экономического развития, которое в конечном итоге увеличивает благосостояние как его самого, так и всего государства в целом.

      А главное в этой концепции то, что  для всех субъектов хозяйствования должны быть гарантированны основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

      Кейнсианская  концепция как я уже отмечала выше, получила распространение в 30-е годы ХХ века после глубочайшего спада в экономике США.

      Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на экономическую роль государства. Он говорил, что «…государственная власть не только регулирует внешние эффекты, но уже давно является «встроенным стабилизатором» экономики».7

      Его теорию можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии.

      Согласно  его теории, государство должно активно  вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

      Он  также рассматривал государство  в качестве стабилизатора рынка, я имею в виду, что оно, по мнению Кейнса, должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.

      Что касается инструментов влияния государства  на экономику, то он предлагал следующие из них: использование гибкой денежно-кредитной политики, активной финансово-бюджетной политики и прямого создания государством рабочих мест.

      Говоря  о достоинствах этой модели, я хочу отметить тот факт, что она позволила  ослабить циклические колебания в течение 4-х десятилетий, но объективное развитие экономической системы привело к тому, что зародилось несоответствие между возможностями государственного регулирования и развивающимися экономическими условиями. Дело в том, что кейнсианская модель может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, а кейнсианские пути входа из кризиса только раскручивали инфляционную спираль.

      Под воздействием этого кризиса произошла  кардинальная перестройки системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

      Неоклассическая теория монетаристов - заключается в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Теоретической основой этой концепции послужили концепции неоклассического направления экономической мысли.

      Они уверенны в том, что государство  может лишь косвенно влиять на экономику, а главная роль состоит в реализации экономического развития страны по средствам рыночных сил.

      В основу монетаристского подхода, существующего  в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен, при этом сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Хочу заметить, что это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциальной зависимости скорости обращения денег от процентной ставки и обратно пропорционально зависимости от предложения денег.

      Неокейнсианцы – сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег.8 Основателями такой теории были Дж. Робинсон, Р.Харрод, Е.Домар, которые выступали за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

      Вывод. Рассмотрев основные концепции экономической роли государства в эволюционном периоде, я могу сделать вывод, что ни одна из них не описывает целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях. Поэтому несостоятельными оказались как кейнсианские подходы по преодолению стагфляции путем вмешательства государства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения влияния государства на экономические процессы только методами монетаристской политики.

      Если  рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось  три основных подхода к вопросу  о роли государства в экономике переходного периода, как-то: концепция невмешательства, концепция «ограниченной интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства.

      Первая  своими корнями уходит в теорию классиков  политической экономии; второй предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях; третий связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К.Марка и В.И.Ленина.

      В целом замечено, что роль государства  в экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      5. Функции государства в экономике.

      Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

      В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

      Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через следующие  важнейшие функции:

      а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

      б) стабилизация экономики. Правительство  использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

      в) социально-ориентированное распределение  ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

      г) обеспечение социальной защиты и  социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

      Антитрестовское регулирование.

      Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

      Естественная  монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

      Для обеспечения приемлемого поведения  таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

      Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

      Таким образом, цель отраслевого регулирования  состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

      Другим  видом контроля являются антитрестовские  законы. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размыта, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

      В том же году была создана Федеральная  торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

      Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Информация о работе Экономическая роль государства