Экономическая роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:49, реферат

Описание работы

Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- Исследовать возникновение и основные исторические этапы государственного регулирования экономики
- определить объекты, цели, функции и цели государственного регулирования экономики;
- Рассмотреть позиции различных школ
- Рассмотреть функции государства в экономике
- Обозначить цели и границы государственного воздействия на экономику

Содержание

Введение.
3

1. Возникновение и основные исторические этапы государственного регулирования экономики. 5

2. Цели и границы государственного воздействия на экономику. 10

3. Рыночные формы и средства государственного регулирования внутренних и внешних условий экономического роста. 13

4. Обзор позиций различных школ. 18

5. Функции государства в экономике.
21

Заключение. 24

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат на печать.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

      Государственный бюджет, представляющий собой годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, должен выполнять три основные функции:

      а) фискальную функцию, осуществляющую формирование финансовой базы деятельности государства;

      б) регулирующую функцию, включающую использование в целях регулирования экономики налогов и других инструментов;

      в) социальную функцию, означающую перераспределение ВВП для проведения государственной социальной политики.

      Бюджетная политика государства должна строиться  на сочетании рыночного и государственного механизмов регулирования экономики, обеспечении сбалансирования бюджета, чтобы не только покрыть расходы доходами, но и образовать остаток средств, сократить государственный и внешний долги.

      Государственная собственность играет важную роль в регулировании экономики, особенно в условиях кризиса, когда частные инвестиции резко сокращаются. Увеличивая вложения в предприятия государственного сектора, правительственные органы препятствуют общему экономическому спаду и образованию массовой безработицы. Перераспределяя материальные ресурсы и деньги в интересах обобществленного сектора, государство осуществляет строительство новых предприятий и реконструкцию старых, в которые частный капитал из-за невыгодности не инвестируется. Это улучшает структуру хозяйства и снижает издержки производства в частном секторе, повышает его рентабельность.

      Главным инструментом мобилизации денежных средств в центральные и местные  бюджеты являются налоги, которые взимаются с физических и юридических лиц, распространяются на доходы, товары, имущество, услуги и др. Свою функцию средства государственного регулирования экономики налоги выполняют путем выработки и совершенствования системы налогообложения, определения налоговых ставок и их дифференциации, предоставления различных налоговых льгот.

      Государство законодательно закрепляет налоговую систему, ее принципы, структуру и механизм. В странах с развитой рыночной экономикой налоговая система характеризуется такими чертами, как прогрессивность налогообложения, изменение ставок налогов с учетом конъюнктуры, применение разнообразных налоговых льгот. Основными формами налогов являются: подоходный налог на доходы физических лиц, налоги на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость (НДС), социальные взносы, таможенные пошлины и др.

      Важное  место в системе налоговых  льгот в рыночной экономике занимает политика ускоренной амортизации, применяемая в США, Франции, ФРГ, Великобритании и др. Она состоит в ускоренном амортизационном списании основного капитала и образовании за счет этого скрытых резервов. Причем норма ускоренной амортизации устанавливается с разрешения Министерства финансов. Метод ускоренной амортизации за счет ее более высокой нормы позволяет предприятиям вернуть вложения не только до физического, но и морального износа, использовать дополнительные средства амортизационного фонда для инвестирования в модернизацию оборудования и новое строительство. При этом следует иметь в виду, что амортизационный фонд образуется за счет не только сумм возмещения изношенного основного капитала, но и части прибыли, которая образует скрытые резервы, не подпадающие под налогообложение, а следовательно, не поступающие в бюджет.

      Льготное  налогообложение сопровождается противоречивыми последствиями. Положительно то, что оно, способствуя росту прибыли предприятий, стимулирует использование достижений научно-технического прогресса (НТП), прогрессивные структурные сдвиги, интенсивный экономический рост. Однако в результате широких налоговых льгот бюджет недополучает крупные средства, что усугубляет бюджетный дефицит и инфляционные процессы. Чтобы преодолеть эти негативные явления, часто стремятся повысить налоговые ставки на прибыль предприятий и доходы физических лиц. Но опыт показывает, что тяжелый налоговый пресс на предприятия дает отрицательные последствия, поскольку ведет к снижению деловой активности, расцвету теневой экономики и недобору налогов, то есть опять же к дефициту бюджета.

      Необходимыми  элементами механизма государственного регулирования экономики являются кредитная и денежная системы, тесно связанные со сферами производства, обмена и потребления. Эти системы, играя большую роль в распределении и перераспределении денежных средств, оказывают сильное влияние на темпы экономического роста.

      К мерам в области кредитной и денежной политики, осуществляемой обычно Центральным банком, относятся: изменение учетной ставки этого банка; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке; регулирование ценообразования и денежного обращения; антиинфляционные мероприятия и др. Среди данных мер, оказывающих регулирующее воздействие на экономику, можно выделить изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на изменение размера банковских ссуд и ход воспроизводственного цикла. Так, повышение процентной ставки по кредитам в период экономического подъема удорожает его и ослабляет «перегрев» экономики. Наоборот, снижение ставки процента по кредитам дает возможность шире использовать дешевый кредит для активизации сферы производства и обращения.

      Определенное  регулирующее воздействие на экономику  оказывает такая мера, как изменение нормы обязательных резервов, которые образуются за счет отчислений коммерческих банков на счета Центрального банка. Дифференциация норм отчислений в резервы используется для стимулирования долгосрочных кредитов, направленных на капитальные вложения в производство, так как для краткосрочных и ликвидных кредитов устанавливаются более высокие нормы отчислений.

      К весьма эффективной форме регулирования  экономики относятся операции на открытом рынке по купле-продаже ценных бумаг, позволяющие увеличить резервы банков и расширить их активные операции. На рынок потребительских товаров сильное влияние оказывает ограничение или расширение потребительского кредита, которые воздействуют на объем спроса и инфляционный процесс.

      С кредитной политикой тесно связана  государственная политика в области регулирования ценообразования и денежного обращения, антиинфляционных мер. Государственное вмешательство в формирование цен проявляется как в прямом установлении фиксированных цен на товары и услуги, так и косвенно, через акцизы и субсидии, означающие снижение цен в форме специальных доплат производителю или потребителю. Применяется также дифференциация ставок налога на добавленную стоимость, которые, входя в цену, формируют и изменяют ее. В отношении цен на экспортные товары применяются освобождение экспортеров от налогов, экспортные субсидии, льготные тарифы и кредиты. Все это способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

      Первостепенное  значение в условиях рыночной экономики  приобрело антиинфляционное государственное регулирование.

      В системе антиинфляционного государственного регулирования различаются краткосрочные и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционной политики, применяемой при резком повышении цен, наиболее эффективны, когда они способствуют росту предложения  или, наоборот, ведут к снижению спроса. Долгосрочная антиинфляционная политика, в отличие от краткосрочной, направлена на ослабление инфляционных ожиданий, снижение цен или замедление их роста путем ограничения денежной эмиссии и уменьшения бюджетного дефицита. Эти меры должны сочетаться со стимулированием НТП и совершенствованием структуры народного хозяйства, повышением производительности общественного труда. Опыт антиинфляционного государственного регулирования, накопленный в странах с развитой рыночной экономикой, представляет несомненный интерес для выработки программы укрепления курса рубля и оздоровления товарно-денежного обращения в России.

      По  мере роста масштабов экономики  и усложнения задач по ее регулированию возрастает потребность в долгосрочном государственном регулировании экономики. Оно обычно осуществляется в форме государственного целевого программирования, дающего возможность комплексно использовать все элементы государственного регулирования. Такой подход позволяет осуществлять структурную перестройку экономики на основе НТП, развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры, поддерживать          низкорентабельные отрасли и предприятия, работа которых, однако, необходима для эффективного функционирования всего народного хозяйства.

      Возрастает  роль государства в регулировании внешнеэкономических связей по мере интернационализации производства и международной экономической и технологической интеграции, развития мирового рынка, обострения глобальных проблем. При этом следует заметить, что экономические средства регулирующего воздействия на макро- и микроэкономические воспроизводственные процессы внутри страны, рассмотренные выше, оказывают заметное влияние на внешнеэкономические связи страны (сотрудничество и предпринимательство в области использования достижений НТР, внешнеторговые экспортные операции, состояние торгового и платежного баланса, валютное регулирование, международные расчеты и др.).

      Существуют  специфические средства (инструменты) государственного экономического воздействия  на внешнеэкономические связи. В их числе средства регулирования экспорта и импорта товаров и услуг, перемещения капиталов, использования достижений в области НИОКР; средства регулирования размеров инвестиций в экономику страны, их функционирования, качественной селекции и регистрации; средства регулирования рынка труда, миграции специалистов и рабочих и др. Данные средства внешнеэкономического государственного воздействия применяются как в отдельности, так и в различных комбинациях в зависимости от конкретных целей, условий и возможностей. Главное при этом состоит в создании внешнеэкономических связей и отношений для интенсивного экономического роста внутри страны.

      Обычно  в своей внешнеторговой деятельности государство использует как либерализм, так и протекционизм. Это зависит от конъюнктуры рынка, вида товаров и услуг, места страны в международном разделении труда, национальных традиций поддержки отечественных производителей. Среди средств государственного внешнеторгового регулирования, связанного с протекционизмом, следует отметить не только защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, но и средства стимулирования экспорта, поддержку конкурентной национальной продукции на мировом рынке. К данным средствам относятся:

      1) дотации экспортерам в виде  экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;

      2) выдача на льготных условиях  экспортных кредитов, государственное страхование и предоставление гарантий при внешнеэкономических операциях со странами с нестабильным политическим режимом, предоставление налоговых льгот. Государство берет на себя также значительную часть затрат по обучению кадров, изучению конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом.

      Большое значение при проведении политики государственного протекционизма имеет учет специфики отрасли, особенно сельского хозяйства. Эта отрасль в ряде стран уже давно развивается в условиях протекционизма, чтобы по возможности обеспечить положительный баланс сельскохозяйственного внешнеторгового оборота, превышение экспорта перед импортом и рост валютных накоплений. При этом вводятся достаточно высокие ввозные таможенные пошлины на сельскохозяйственные товары и квоты на их импорт с целью защиты национальных фермеров, а также компенсационные пошлины, при которых отечественный экспортер товара получает государственную субсидию на его производство. Данные средства по организации внешнеторгового сельскохозяйственного оборота применяются и в современной России, где доля импортного продовольствия в снабжении населения чрезмерно велика. Это, в частности, относится к мерам по повышению ввозных тарифов на иностранные сельскохозяйственные товары и введению на них квот. В своей внешнеэкономической деятельности государство не только защищает отечественных сельских производителей, но и ориентирует их не на импорт продовольствия и других продуктов, а на развитие национального АПК, обеспечение продовольственной безопасности страны.

      Экономическая роль государства в развитии сельского хозяйства и АПК не ограничивается регулированием внешнеторговых связей. В США, Западной Европе и других странах государство способствует созданию благоприятных условий для интенсификации сельского хозяйства, развития производственной и социальной инфраструктуры села. В этих целях проводится дотационное государственное инвестирование в аграрную сферу, осуществляется программа поддержания цен на сельскохозяйственные товары и фермерские доходы, организуется государственная инспекция и система общенациональных стандартов. Все это не только содействует формированию спроса на продовольственные товары и сырье внутри страны, но и стимулирует их конкурентоспособный экспорт. При этом в отношении экспорта сельскохозяйственных товаров в ряде стран проводится политика фритредерства, а по отношению к импорту — политика протекционизма.

Информация о работе Экономическая роль государства