Экономическая роль государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Рассмотреть основные экономические функции государства.
3. Выявить роль государства в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….стр3
Глава 1. Функции государства в рыночной экономике……………………..стр5
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование…………………………..стр7
Идеи Адама Смита……………………………………………………….стр19
Теории о роли государства в экономике……………………………….стр21
Глава 2. Экономическая роль государства в современной России…….…стр23
2.1 Социально-экономический кризис в России: основные черты………стр24
2.2 Роль государства в кризисной экономике……………………………...стр25
2.3 Задачи нового этапа реформ в России……………………………….…стр28
2.4 Оценка экономической ситуации в России…………………………….стр30
Заключение…………………………………………………………………...стр35
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Роль государства в рыночной экономике - копия.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Со  становлением рыночной экономики возникли и качественно новые функции  государства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением постиндустриального общества. Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. В переходной экономике роль государства была не велика. На данный момент все изменилось.

     Усиление  роли государства – новый ориентир в проведении курса реформ в России. 

     2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОСИИ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

     Главная причина социально-экономического кризиса лежит в сфере политики российского государства, допустившего одностороннюю ориентацию реформ на стабилизацию финансов в ущерб интересам населения и реальному сектору экономики.

     Социально-экономический кризис характеризуется следующими чертами:

     — резкое падение уровня жизни.

     Каждый  пятый житель страны получает доходы, которые не позволяют приобрести товары и услуги, включенные в состав потребительской корзины. Гарантированная  государством ставка оплаты труда не достигает 20% прожиточного минимума. Заработная плата составляет около 40% доходов населения и не дает возможности основной массе граждан достойно жить за счет заработка по основному месту работы.

     — деградация социальной сферы.

     Так, в России в процентах от ВВП  расходы на науку, образование и  здравоохранение в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах Запада. Упадок социальной сферы сопровождается ее вынужденной коммерциализацией, уходом наиболее квалифицированных  работников из промышленности в сферу услуг, слабым притоком молодых и перспективных кадров.

     — высокая безработица.

     Налицо  угроза дальнейшего роста безработицы  в связи с реструктуризацией  промышленности. Для многих регионов Центральной и Северной России, Южной  Сибири и Дальнего Востока уровень безработицы приближается к социально опасным пределам. Государственные органы не готовы к регулированию рынка труда и проведению эффективной политики занятости.

     — опасное нарастание социальной напряженности.

     — растущая дифференциация доходов и концентрация огромного богатства в руках очень узкой группы граждан.

     В условиях высокой дифференциации доходов  не может сложиться средний класс, который является источником экономического процветания и социально-политической стабильности во всех современных обществах.

     — острый демографический кризис.

     По  показателю продолжительности жизни  Россия находится в пятом-шестом десятке стран мира. Очень высок  уровень заболеваемости и инвалидности, распространяются болезни, обусловленные  социальным неблагополучием, возникают эпидемии опасных инфекционных болезней.

     — утрата населением доверия к власти.

     Это оборачивается развитием «теневой»7 экономики, низкой нормой сбережений в государственных и особенно негосударственных банках, «долларизацией» экономики, бегством капитала, недоверием предпринимателей государственной финансовой политике.

     Для преодоления кризиса в России необходимо глобально изменить курс проведения реформ, а это означает: усилить роль государственного регулирования  экономики. 

     2.2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ

     В кризисной ситуации стране необходимо эффективное государство. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к централизованной хозяйственной деятельности. Оно должно проявить умение в использовании той собственности, которой располагает, для увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики.

     Российское  правительство особое внимание уделяет  концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях:

     — формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение экономической, организационно-правовой активности государства в целях стимулирования экономического подъема; 

     — развитие правовых и налогово-бюджетных основ федерального устройства государства;

     — легитимизация диалога между всеми ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности.

     Государство должно активизироваться как в создании технических, так и организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий, трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции.

     Одновременно  государство должно наладить систему управления своими активами. В противном случае права собственника принимают на себя директор и промышленный управленческий аппарат, что порождает уродливые формы управления. Бесхозность государственной собственности — один из тормозов на пути к экономическому росту, причина невыплаты налогов и источник скрываемых доходов

     Все должно работать на вектор поступательного  движения вперед. Необходимо наладить партнерство между предпринимателями  и государством. Это один из путей  экономического роста в условиях переходной экономики.

     Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции8 — важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер.

     В последние годы государство предпринимало  неоднократные попытки для создания условий экономической стабилизации, но они не дали ожидаемых результатов. К одной из них можно отнести ориентацию на селективную, ограниченную поддержку приоритетных направлений промышленного развития. Суть данного направления проста: определение государственными органами приоритетов, проведение на конкурсной основе отбора эффективных проектов, выделение государством до 20% необходимого объема средств. Но никто не нашел необходимых средств, и в первую очередь само государство. Средства не нашлись потому, что государственное регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышленной политикой. Выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и частной собственности.

     Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ведущую к деградации промышленных мощностей, следует дополнительно использовать два пути: 1) активизацию долгосрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств и 2) увеличение вложений в оборотные фонды для более полного использования производственного и трудового потенциала. 

     2.3 ЗАДАЧИ НОВОГО ЭТАПА РЕФОРМ В РОССИИ

     К числу основных задач нового этапа  нынешнее правительство относит следующие:

     1. Радикальное избавление от последствий приватизации, восстановление роли и значения государственной собственности.

     2. Сужение поля коррупции и прямого воровства путем устранения некоторых наиболее очевидных причин, порождающих эти явления.

     3. Проведение социальной реформы  в области государственного образования,  здравоохранения и т.д.

  1. Реформа предприятий, включая такие ее аспекты, как уточнение взаимоотношений между собственниками и менеджментом, процедура банкротств, перепрофилирование деятельности, маркетинг и пр.
  2. Создание в стране полноценного земельного рынка.
  3. Восстановление инвестиционного9 процесса при усилении роли государства.

     Для решения данных задач необходимо:

     А. Радикально изменить курс социально-экономической  политики.

     Направить усилия государства на всемерную  поддержку производства, активное вовлечение в хозяйственный оборот финансовых ресурсов страны, снижение долгового  бремени экономики. В этих целях  необходимо:

  • пересмотреть порочную практику подготовки бюджетных расходов под уровень собираемых налогов, повысить коэффициент монетизации экономики;
  • сконцентрировать усилия государства на сокращении затрат на содержание государственного аппарата и рационализации других бюджетных расходов, не связанных с качеством и уровнем жизни населения;
  • провести реформу доходов населения, резко повысив долю оплаты труда до принятых международных стандартов;
  • разработать и осуществить долгосрочную программу промышленной политики, перестройки структуры производства;
  • на основе повышения конкурентоспособности производства и создания в стране благоприятного инвестиционного климата содействовать сокращению бегства капитала из страны;
  • навести порядок в системе межбюджетных10 отношений.

     Б. Принять законодательные и нормативные  акты, направленные на обеспечение социальных гарантий, т.е.:

  • установление размера минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума;
  • возмещение работникам ущерба за нарушение сроков выплаты начисленной заработной платы, пенсий и пособий;
  • введение в практику переговоров об условиях и уровне оплаты труда лиц, работающих по найму;
  • утверждение порядка упреждающей индексации оплаты труда с учетом прогнозируемого роста стоимости жизни;
  • увеличение средней оплаты труда работников бюджетной сферы в отраслях, непосредственно определяющих качество трудовых ресурсов.
  • разработку и применение в качестве социальных стандартов нормативов прожиточного минимума;
  • законодательное закрепление и введение в практику независимых экспертиз нормативно-правовых актов, экономических проектов и целевых программ;
  • принятие федерального закона «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» с учетом имеющихся предложений тарифной сетки оплаты труда.                                                Одним из ключевых направлений социальной политики государства должно стать принятие федерального закона о социальном партнерстве.

     2.4 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СИТУАЦИИ В РОССИИ

       «Мы живём в уникальное время. И мы должны использовать его, чтобы построить современную, процветающую и сильную Россию».

     Либерализм  в мире, хотим мы того или не хотим, сменился умеренным протекционизмом. Высокий рейтинг более не гарантирует  инвесторам надёжность вложений. Впервые  за долгие годы вслух и громко заговорили о необходимости структурных  реформ не столько в развивающихся экономиках, но в первую очередь в развитых странах. Ещё недавно странно было слышать, что угроза кризиса суверенного долга и бюджетные дефициты будут перехлёстывать через край именно в передовых экономиках. Но сегодня это реальность. Мы к этому привыкли.

     В этой реальности меняются экономические  модели, финансовая архитектура, технологии, социальные институты. Гибкость и адаптивность – это те слова, которые стали  гораздо популярнее понятий стабильности и предсказуемости. Это не всех радует, это очевидно. Вокруг этого идут очень мощные дискуссии, в том числе в Евросоюзе. Но изменения будут продолжаться. Единственное, что в этом потоке изменений можно утверждать абсолютно точно: мы уже не вернёмся назад, к прежнему порядку и к прежним моделям развития.

Информация о работе Экономическая роль государства в современной России