Экономическая роль государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Рассмотреть основные экономические функции государства.
3. Выявить роль государства в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….стр3
Глава 1. Функции государства в рыночной экономике……………………..стр5
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование…………………………..стр7
Идеи Адама Смита……………………………………………………….стр19
Теории о роли государства в экономике……………………………….стр21
Глава 2. Экономическая роль государства в современной России…….…стр23
2.1 Социально-экономический кризис в России: основные черты………стр24
2.2 Роль государства в кризисной экономике……………………………...стр25
2.3 Задачи нового этапа реформ в России……………………………….…стр28
2.4 Оценка экономической ситуации в России…………………………….стр30
Заключение…………………………………………………………………...стр35
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Роль государства в рыночной экономике - копия.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Многоукладность экономики и развитие рыночных отношений требуют разработки принципиально новой модели пенсионного обеспечения, адаптированной к изменяющимся социально-экономическим условиям и гарантирующей конституционные права граждан. Целью реформирования станет достижение финансовой устойчивости государственной пенсионной системы и создание условий для развития дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов, что даст возможность перехода к более высоким стандартам материального обеспечения в старости.

     Регулирующая  функция государства

     Регулирующая  функция государства была затронута  мной тогда, когда рассматривалась  аллокационная функция государства. Было замечено, что государство может  регулировать решения производителей и потребителей, вследствие этого уменьшая монопольные элементы, например, через ярмарки, торговлю и комиссию по монополиям. Но имеются и другие образцы, которые, как считается, соответствуют государственной функции по регулированию поведения производителей и, в связи с этим, защиты потребителей. Но почему потребители не могут защищать свои интересы самостоятельно; почему государство берёт на себя эту роль? Скорее всего, потому, что для индивидуального потребителя получение информации относительно безопасности изделия является более проблематичным. Таким образом, государство устанавливает систему регулирования и контроля, которая имеет более простой доступ к такой информации. Другой ответ на вопрос предполагает то, что индивид не способен к защите своих интересов непосредственно, так как он не обладает достаточным количеством ресурсов.

     Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и связывать между собой частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

     Почему  необходимо регулирование? Шумпетер доказал, что капиталистическая система  произвела бы такой социальный порядок, который был бы наиболее враждебным для потребителя и требовал бы регулирования. "Регулирование существует для защиты общественных интересов от дисфункций некоторых нерегулируемых рыночных результатов, например, иррациональности и эгоизма свободных капиталистических рынков. Некоторые утверждали, что регулирование представляет собой замену «невидимой руки»6 «кулаком».

     Действительно ли регулирование эффективно? Это  спорный вопрос, который зависит  от многих факторов. Во-первых, регулируемые фирмы могут получить более низкую прибыль. Во-вторых, регулирующие инструменты часто должны быть разнообразными, чтобы иметь дело со сложными промышленными структурами. Использование этих инструментов требует больших расходов и не приносит желаемых результатов из-за несоответствия инструментов проблемам. В-третьих, надзор становится обычным и предсказуемым. Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае правительство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий объем расходов - частных и государственных - был достаточен для создания полной занятости. Каким образом правительство может это осуществить? Один ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод - правительственные расходы и налогообложение, - какой оно использует для перераспределения ресурсов и производства, общественных благ. Конкретно, правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные доходы на общественные блага и услуги, а с другой - сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.

 

      1.2 ИДЕИ АДАМА СМИТА

     Актуальность  идей Адама Смита  для разработки стратегии  рыночной экономики  на современном этапе

     Интерес к творческому наследию Адама  Смита, который испытывают сегодня  экономисты практически всех цивилизованных стран, свидетельствует о том, что многие из экономических идей  Смита,  высказанных им на заре капиталистического производства, сохраняют свою актуальность и сегодня. В их числе, прежде всего - проблема взаимоотношения государственной власти и монополий, отношение к принципам экономического невмешательства, политике меркантилизма.

     Смит отстаивает тезис, в соответствии с которым страна, действительно заботящаяся о преумножении собственного богатства, должна создать такие законодательные рамки, которые смогут обеспечить условия максимальной экономической свободы для каждой личности и любого производителя. Именно личный интерес должен способствовать вступлению индивидов в обменные отношения друг с другом и таким образом способствовать общему прогрессу рыночных отношений.

     В то же время, по наблюдениям Адама  Смита, на пути к гармоничному совпадению интересов частных лиц и социально  желательных целей неизбежно  возникает такое препятствие, как  во многих случаях противоречивые сиюминутные  экономические интересы государства и капиталистических монополий.

     Анализ  произведения Адама Смита показывает, что он различал капиталистические  монополии трех видов. Первый из них - это монополия, возникшая на почве  политики меркантилизма, проводимой Англией  в отношениях с ее колониями. Цель этой политики заключалась в монополизации колониальной торговли. 

     В качестве аргумента в поддержку своих воззрений сторонники регулируемой экономики приводят утверждение Смита о том, что любая форма монополии ведет к увеличению цены на производимый ею продукт.

     Второе  важнейшее направление изучения теории Адама Смита - необходимость, возможности и масштабы централизованного экономического планирования.  Интерес к этой теме особенно ярко проявляется в периоды экономических спадов и депрессии рыночной экономики.

     Как уже неоднократно упоминалось, Адам Смит в своем “Богатстве народов” отстаивает ту точку зрения, что достижение социально желательных целей легче всего может быть осуществлено не посредством централизованного экономического планирования, но в результате реализации хозяйственных планов частных лиц, наилучшим образом ориентирующихся в проблемах своего собственного экономического выживания.

     Опираясь  на доводы Адама Смита, противники государственного регулирования экономики критикуют  также налоговое законодательство, предусматривающее различные тарифы для различных видов дохода на капитал. В поле возникающих на этом фоне дискуссий оказывается также и такая затрагиваемая Адамом Смитом проблема, как замена рынка организованным централизованным распределением совокупного дохода общества. Рыночная экономика ни одной цивилизованной страны не может сегодня обойтись без вмешательства государства в систему распределения, которое выражается в установлении налогов на доход, недвижимость, выплате пособий по безработице и т.п.

     Наконец, одна из важнейших с точки зрения автора “Богатства народов” проблем, не утратившая актуальности до сих пор - необходимость установления и закрепления прямой зависимости между мерой труда работника и вознаграждением за его труд.

     Все выше сказанное доказывает, что экономические  идеи Адама Смита не случайно столько  времени волнуют умы ведущих экономистов человечества и - более того - требуют пристального внимания к себе на всех этапах развития капиталистического способа производства.

    1.3 ТЕОРИИ О РОЛИ  ГОСУДАРСТВА В  ЭКОНОМИКЕ

         а) Меркантилисты.

         История государственного регулирования восходит к концу  средневековья. В то время основной экономической  школой  была  школа  меркантилистов.  Она  провозглашала активное вмешательство государства в экономику.  Меркантилисты утверждали, что главный показатель  богатства  страны-количество  золота.  В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

         б) Классическая теория.

         В соответствии с классическим  подходом государство должно  обеспечивать безопасность жизни человека и  его  собственность,  разрешать  споры,  иными словами,  делать  то,  что  индивидуум  либо  не   в   состоянии   выполнить самостоятельно, либо делает  это  неэффективно. Главное заключалось в том,  что для всех  субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы  основные  экономические свободы,  а именно свобода выбора сферы  деятельности,  свобода  конкуренции  и  свобода торговли.

         в) Кейнсианская теория.

     Кейнс выдвинул свою теорию, в которой  он опроверг взгляды классиков на  роль государства.  Теорию  Кейнса  можно   назвать   "кризисной",   так   как   он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По  его  теории,  государство должно активно вмешиваться в экономику по причине  отсутствия  у  свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход  экономики  из кризиса. Кейнсианские пути  выхода  из  кризиса только раскручивали инфляционную спираль.  Под  воздействием  этого  кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования  и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

       г) Неоклассическая теория.

         Теоретической  основой  неоконсервативной   модели  послужили  концепции неоклассического  направления  экономической  мысли.  Трансформация   модели государственного  регулирования  заключалась  в  отказе  от  воздействия  на воспроизводство через спрос, а вместо этого -  использование  косвенных  мер воздействия  на  предложение. Таким образом,  в неоконсервативной модели  государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль  в  реализации  экономического развития страны отводится рыночным силам.

     Таким образом, стратегической проблемой  современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и  «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX века концепции экономики отличались изменением приоритетов между «государственным» и «рыночным» началами экономики.

     Это значит, что при внешней противоречивости неоклассической, кейсианкой и монетаристической  теорий каждая из них являлась «парадоксальным» продолжением предыдущей, с учетом, однако, изменявшихся исторических обстоятельств. Более того, три теории обнаруживают свое методологическое родство: все концепции преследовали одну и туже цель - реализацию социального потенциала рыночной экономики; все концепции исходили из приоритета обще рыночных ценностей (индивидуальность, конкуренция, цена); все концепции опирались на одни и те же исходные положения - ограниченность, выбор, рациональность, альтернативность, предельность и равновесие.

     Следовательно, как бы не менялись аспекты и оценки в рамках неоклассики, кейнсианства и монетаризма, главными элементами предмета современной экономической  теории оставались:

     · механизм рынка (конкуренция и ценообразование);

     · монополизм;

     · экономический потенциал государства. 
 

     ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

     В ходе исторического процесса представления  человека о роли государства в  экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И  сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах.

     С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, социальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

Информация о работе Экономическая роль государства в современной России