Экономическая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности экономической политики государства на примере Республики Казахстан. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- рассмотреть основные теории экономической политики государства
-- дать определение понятия экономической политики, определить ее основные
цели и задачи;
-- проанализировать эффективность реализации экономической политики в Республике Казахстан и наметить пути ее совершенствования и развития. Основой для написания данной курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых по макроэкономике, по общим вопросам экономической теории, а также труды по истории экономических учений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теории экономической политики………………………………..4
1.1. Теория экономических порядков………………………………………...6
1.2. Типология экономической политики государства…………………….7
1.3.Методы реализации экономической политики…………………….…10
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике Казахстан………………………………………………………..12
2.1Субъекты экономической политики :государство и негосударственные образования…………………………………………12 2.2.Промышленная политика Программа Индустриально-инновационного развития Республики Казахстан………..14 2.3.Региональная и экологическая политика……………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...26
Литература………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Экономическая политика Республики Казахстан.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Веру в то, что правовая и административная экономическая политика может достичь желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм оказывается менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится аппаратом взаимозависимых действий, в то же время оставаясь конформной по отношению к рынку. И денежная, и кредитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависимы, но обязательно имеют социальную подоплеку. Общий вывод Ойкена: целесообразным является сужение сферы государственного регулирования. С ним солидаризировался создатель послевоенного "германского чуда" Л. Эрхард, практически воплотивший в жизнь заветы своего учителя. Регулирование, в отличие от конкуренции, должно быть дозированным. И еще на один аспект государственного регулирования, сформулированный более поздними исследователями и носящий загадочное название теорема неэффективности государственной политики, следует обратить внимание. Смысл ее таков: в условиях рыночной экономики, гибких цен и зарплат заранее известные правительственные действия не могут решительно воздействовать на объемы производства и занятости. Если политика предсказуема, то она, как правило, мало эффективна, - более результативны неожиданности.

 

                                                     9

1.3.Методы реализации экономической политики.

 

В последние десятилетия стали складываться теоретические основы анализа роли  государства в экономической системе. Признание того , что рынки не всегда действуют эффективно , позволило выработать концепцию государственного регулирования экономики, что нашло  отражение в определении методологии, методов, способов, посредствам которых оно может дополнять рынки.                                                          Методология включает в себя мировоззренческий подход , исследование  предмета. Структуру и место данной науки в общей системе знаний и собственно метод.  Реализация экономической политики возможна лишь при использовании комплекса мер, образующих механизм государственного воздей1ствия на экономику, который концентрируется в трех направлениях: экономическом , правовом и административном. Критерий подхода к такой классификации организационно- институциональный.                                               Административные методы экономической политики . Совокупность административный рычагов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Основными функциями административного метода являются обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни , защита конкурирующей среды ,гарантирование прав собственности и свободы принятия экономических решений.                                                           Экономические методы. К экономическим институтам относят финансовую(бюджетную, фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, программирование и прогнозирование.                                       Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение  и целевое использование.                                                                         Государственный бюджет- это основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей ( налоги) , а также формы и методы их построения образуют фискальную политику.                        Денежно- кредитная политика- совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита , направленных на регулирование экономики. Ее главная цель- регулирование  экономической активности и борьба с инфляцией. Денежно-кредитная  политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии  кредитная экспансия) , либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).                                                                                            Институциональные методы. Понятием «институт» обозначают преобладающий и постоянный способ мышления или действия , который стал привычной , для какой- либо социальной группы или                                                       

                                                      10                                                       

обычаем  для народов. Например, «институт права» или «институт собственности».  В переходной экономике происходит  трансформация институтов государственного  регулирования. Возникают специфические для переходного периода институты, такие как  Комитет по приватизации  и госимуществу РК , Агентство по регулированию естественных монополий  и защите конкуренции РК. Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйствования деятельности . Эта система мер включается , прежде всего , разработку и применение законодательства , соответствующего рыночным условиям хозяйствования. Акцент на организационно- правовой стороне дела позволяет выделить некоторые дополнительные черты методов государственного регулирования экономической политики , а именно: формирование использованных структур государственной власти ;создание и сохранение объектов государственной собственности; подготовка экономических программ и экономических прогнозов; поддержка исследовательских центров по экономике, торгово-промышленных палат, различных экономических союзов и советов; обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советников по проблемам экономики; правовая информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов; соучастие в экономической интеграции, организации регулярных международных встреч по экономическим вопросам .                                            Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так,  любой экономический регулятор  несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь  в каждом административном регуляторе есть экономическое в том смысле, что оно косвенно сказывается на поведении субъектов  хозяйственной системы. В то же время   экономические и административные методы противоположены. Экономические методы не ограничивают выбора для субъектов, которые сохраняют за собой  право на свободное принятие рыночного решения. Напротив, административные методы  существенно ограничивают свободу экономического выбора , а порой сводят ее к нулю . Это случается там, где администрирование выходит за экономические обоснованные границы, перерождается в административно- командную систему. Однако существуют области , где применение административных методов эффективно и не противоречии рыночному механизму. Например, жесткий государственный контроль  монопольных рынков , консервация части национальных ресурсов, выделение природоохранных зон , запрещение использования экологически вредных технологий.

                                                     11

Глава 2: Механизмы реализации экономической политики в Республике Казахстан

 

2.1 Субъекты экономической политики: государство и негосударственные образования.

Теперь о  субъектах экономической политики . в отечественной экономической экономикой литературе под субъектом экономической  политики понимается само государство . Однако субъектов экономической политике несколько м. К ним относятся государство, в том числе региональные  и местные институциональные образования , а также негосударственные союзы и объединения. Характер действий данных субъекта весьма разный. Государство наделено экономической и  политической властью. Негосударственные субъекты могут описываться лишь на свой экономический потенциал , законодательской власти у них нет. Государство как субъект экономической политики . Власть государства должна использоваться для согласования экономических интересов различных групп производителей и населения страны и направления их деятельности на достижения определенных целей .  На высшем государственном уровне существует Законодательная (Парламент) и исполнительная (правительство). В Парламенте осуждают о одобряют (отклоняют) принципиальные направления экономической политики. Приводят ее в жизнь исполнительная власть –Правительство. Оно в свою очередь передает право ( и задания) по реализации политики институциональным органам.  Среди субъектов экономической политики есть также институты, имеющие негосударственный характер, Их функционирование связано с системной межгосударственных  соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций , Так возникает феномен м негосударственной экономической политики. Например, Европейской сообщество. Негосударственные субъекты экономической политики . Ими являются физические и юридические лица и образуемые ими группы, которые отличаются друг от друга по ряду признаков: имуществу, доходам, виду деятельности , профессиональным  и региональным характеристикам , к ним относятся наемные работники о собственники  предприятий, фермеры, предприниматели, фирмы ,банки и другие. Этой категорией охватывается все экономически активное население.  Каждая из                                        

                                                       12

образующих групп имеет свои типовые интересы, зависящие от из                                                                              соционально- экономического положения , характера и вида деятельности , регионального распоряжения.  Негосударственные субъекты экономической политики являются носителями и исполнителями экономических интересов. Это позволяет им объединяться в отстаивании своих интересов через средства массовой информации, на различных собраниях и т.п., путем просьб, пожеланий и протестов, направленных в центральные и местные органы государственного управления , ответственные  за осуществление тех или иных напрвлений  экономической и социальной политики . Этими действиями обеспечивается обратная связь с государственными органами . Она является довольно жесткой и прослеживается в показателях развития экономики. Успех или не успех реализации экономической политики отражается в темпах прироста , изменения структуры национальной экономики , росте инвестиций, занятости населения, состояния платежного баланса, стабильности  национальной валюты и повышения уровня населения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       13

2.2. Промышленная политика-Программа Индустриально-инновационного развития РК

Государственная Программа индустриально- инновационного развития РК на 2003-2015 годы( далее- Программа) разработана в соответствии с поручениями Президента РК, данными а Послании народу Казахстана « О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год», и на 10-м Форуме предпринимателей Казахстана.                                                                                                                                             Под индустриальной политикой понимается комплекс мер, посредством которых государство создает благоприятные условия и оказывает поддержку предпринимательству для формирования конкурентоспособной и эффективной национальной промышленности.                           Главной целью Программы является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации  отраслей экономики , и тем самым отходу от сырьевой направленности  развития ; подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно – технологической экономике. Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере  услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.                                                       Задачи Программы состоят в следующем:                                                           1.обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8,4%, повышение производительности труда в 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП 2 раза;                                                                                                        2.повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;                                                                                                                           3.сознание  предпринимательского климата , структуры и содержание  общественных институтов, которые будут стимулировать развитие частного сектора;                                                                                                                          4.стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных производств;                                                                                                                                    5.диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;                                                                         6.переход к мировым стандартам качества;                                                                                        7.наращивание интеграции в региональную экономику и в мирохозяйственную систему с включением в мировые                                                                                  

                                                      14

 

научно-технические и инновационные процессы.                                                      Только при решении этих задач , при серьезных качественных изменениях структуры экономики, ее диверсификации, можно будет говорить об устойчивом экономическом развитии в Казахстане . К основным экономическим проблемам РК относятся :однобокая сырьевая направленность ;слабая интеграция в мировую экономику , слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны; незначительный потребительский  спрос  на товары и услуги на внутреннем рынке( малая экономика);неразвитость производительной и социальной инфраструктуры , общая техническая и технологическая  отсталость предприятий, низкие расходы на научено-исследовательские и опытно- конструкторские  работы (далее- НИОКР); несоответствие менеджмента задачам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.                                                                              Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Программы созданы Банк Развития , специальные институты развития, как Казахстанский Инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию экспорта, Инновационный фонд. Данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-исследовательских работ и разработок на основе  комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной , образовательной , антимонопольной , инфраструктурной политик. В рамках  политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления. Успешная реализация Программы должна способствовать: проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к устойчивому ее росту , основанному на эффективном использовании человеческого , произведенного и природного капитала , выходу Казахстана на качественно  новый уровень социального развития и устройства общества. В целом в результате реализации Программы к 2015году экономика страны должна быть подготовлена к переходу к сервисно- технологическому развитию.                                                                                                                        

Информация о работе Экономическая политика Республики Казахстан