Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности экономической политики государства на примере Республики Казахстан. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- рассмотреть основные теории экономической политики государства
-- дать определение понятия экономической политики, определить ее основные
цели и задачи;
-- проанализировать эффективность реализации экономической политики в Республике Казахстан и наметить пути ее совершенствования и развития. Основой для написания данной курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых по макроэкономике, по общим вопросам экономической теории, а также труды по истории экономических учений.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теории экономической политики………………………………..4
1.1. Теория экономических порядков………………………………………...6
1.2. Типология экономической политики государства…………………….7
1.3.Методы реализации экономической политики…………………….…10
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике Казахстан………………………………………………………..12
2.1Субъекты экономической политики :государство и негосударственные образования…………………………………………12 2.2.Промышленная политика Программа Индустриально-инновационного развития Республики Казахстан………..14 2.3.Региональная и экологическая политика……………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...26
Литература………………………………………………………………………27
Экономическая
политика Республики Казахстан
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теории экономической политики………………………………..4
1.1. Теория экономических порядков………………………………………...6
1.2. Типология экономической политики государства…………………….7
1.3.Методы
реализации экономической политики…………………….…10
Глава
2. Механизмы реализации экономической
политики в Республике Казахстан………………………………………………………
2.1Субъекты
экономической политики :государство
и негосударственные образования…………………………………………12
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Политика — это управленческая деятельность государственных и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть. Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в связи и социально-политическими требованиями. Экономическая политика содержит нормативный и позитивный компоненты; первый, отвечающий на вопрос — как должно быть? — предлагает правовые нормативы, обязательные для исполнения (налоги, бюджет и др.); второй, склоняющий нас к размышлениям над тем, что происходит? — побуждает к косвенным методам воздействия (процентная ставка, валютный курс и др.). Соотношение между этими компонентами экономической политики может быть различным. Взаимодействие универсального и национального в экономической политике заставляет вспомнить о гносеологическом сочетании, порой весьма противоречивом, между формой и содержанием. Экономическая политика — это поведение государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы. Ушли в прошлое 90-е годы XX ст. Именно в этот период экономике Республики Казахстан, ставшей суверенным государством, выпало тяжелейшее испытание на устойчивость и жизнеспособность. Разрушительные тенденции, обусловленные и распадом СССР, и крайним несовершенством и неэффективностью прежнего хозяйственного механизма, привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития республики до середины 90-х годов постоянно ухудшались. Необходимость переломить столь далеко зашедшие и опасные для экономической безопасности страны тенденции стала, по существу, жестким императивом, разумной альтернативы которому не было. В настоящее время в официальных кругах Казахстана преобладает мнение о необходимости создания в республике "социально-ориентированной рыночной экономики", причем переход предполагается осуществлять с "минимальными
социальными
издержками". Предполагается также,
что будущая экономическая система станет
очень похожей на шведский или германский
вариант, т.е. государство, в котором не
будет болезненно
я неравенство в доходах. Кроме того, уже сегодня многие считают, что Беларусь значительно продвинулась по пути построения государства всеобщего благосостояния. Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности экономической политики государства на примере Республики Казахстан. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
-- рассмотреть основные теории экономической политики государства
-- дать определение понятия экономической политики, определить ее основные
цели и задачи;
-- проанализировать
эффективность реализации экономической
политики в Республике Казахстан и наметить
пути ее совершенствования и развития.
Основой для написания данной курсовой
работы послужили работы отечественных
и зарубежных ученых по макроэкономике,
по общим вопросам экономической теории,
а также труды по истории экономических
учений.
Глава 1. Теории экономической политики
В науке распространено мнение, что сама laissez-faire, со свойственной ей анархией и кризисами, вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно-важным условием оно останется и на будущие времена.
Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков — с другой, существует неравновесие, отставание порядков является почти правилом.
Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они «правят миром». Это касается и безумцев, которые порой стоят у власти. Между тем сила корыстных интересов часто преувеличивается по сравнению с влиянием идей. К сожалению, подверженность новациям, впитывание новых идей с возрастом, как правило, ослабстевает. «...Идеи, которые государственные служащие, политические деятели, даже агитаторы используют в текущих событиях, по большей части не являются новейшими. Но рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными для добра и зла» — на такой элегической ноте заканчивает свой труд «Общая теория занятости, процента и денег» великий маэстро экономики Джон Мейнард Кейнс. Аксиоматичным является общее положение о том, что экономическая политика призвана выражать интересы и повышать благосостояние населения. Государственная деятельность оправдывается лишь общественной пользой, писал еще Фома Аквинский (XIII в.). Но даже при поверхностном подходе обнаруживается несовпадение предпочтений избирателей и политических партий, правящей элиты. Избиратели заинтересованы в максимизации полезности, политики в максимизации числа голосов, в получении и сохранении официальных постов. Понятно, что действуя в экономической сфере, политики руководствуются программой благосостояния, но они ориентируются при этом на так называемого «среднего избирателя» и на производителя — на организатора производства, менеджера, чиновника. Ведь следуя формальной логике, именно они в концентрированном виде выражают интересы и возможности экономического роста, между тем как предпочтения разных слоев представителей дифференцированы и распылены. Эти противоречия и социально-политические задачи отражаются в моделировании экономической политики.
Попытки
стимулировать или стабилизировать экономический
рост издавна находились в центре внимания
теоретиков. Вкладом неоклассикою
в эту область исследований явились работы
американского экономиста Роберта Солоу
(род. 1924 г.). Регулярную экономическую
политику можно представить в виде цепочки
взаимосвязанных эпизодов: появление
объективных трудностей, — политические
действия, включающие оценку трудностей,
принятие решений их законодательное
утверждение — экономический эффект,
т.е. ответная реакция рынки, экономических
агентов. Само собой
разумеется, что временные разрывы здесь неизбежны. Многое зависит от скорости распространения информации, от развития сети коммуникаций, деловой активности людей и т.д.
1.1. Теория экономических порядков
В науке распространено мнение, что сама laissez-faire, со свойственной ей анархией и кризисами, вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно-важным условием оно останется и на будущие времена.
Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков — с другой, существует неравновесие, отставание порядков является почти правилом.
1.2. Типология экономической политики государства
Под экономическим порядком Ойкен понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те
или иные действия. Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограниченных ресурсах, государственные органы выступают своего рода «нехваткомером» или вычислительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок. В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания. Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: laissez-faire (свобода действий); политика централизованного, полностью или частично, управления экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного порядка и точечная политика. Что касается планово-централизованного управления экономикой (в Германии
с сохранением частной собственности, в России - с ее упразднением и введением коллективной ответственности), то, согласно Ойкену, неизбежность его распада сомнений не вызывала. Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Автор, размышлявший над этими проблемами еще в 30-х годах, сравнивал остающиеся после развала централизованного порядка оборонные предприятия с... валунами, омытыми потоками ледниковой лавины. Проблемным, по его мнению, явится вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общественный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике. Политика "среднего пути" предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственные вмешательства с распределительными целями, политика "полной занятости", конъюнктурное регулирование.
При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является ограничение или недопущений тенденций к концентрации экономической власти (процессов монополизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологического ущерба; разработка путей его
компенсации. Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном платежеспособном спросе и денежные расстройства. Опыт второй половины века обнаруживает появление ряда других направлений или оттенков экономической политики (структурной и конъюнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискретной и "тонкой настройки" и т.д.). В широком смысле государственное регулирование - это распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство. Но здесь в игру вступает социально-психологический фактор, включающий национальный менталитет и традиции, степень рациональности ожиданий у публики, доверия к действиям правительства и т.д.
Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей якобы интересы большинства. В лучшем случае государственное регулирование может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти.
Означает ли вышесказанное, что активного государственного вмешательства в экономику следует избегать? Конечно же, нет. Оно необходимо, по крайней мере, в отношении услуг и товаров, потребляемых совместно, и при наличии законодательства, ограничивающего произвол бюрократии. Некоторые авторы даже утверждают, что упадок власти прямо пропорционален возрастанию численности чиновников. В работе "Пределы свободы: между анархией и Левиафаном" лауреат Нобелевской премии Дж. М. Бьюкенен определяет контуры необходимого государственного регулирования в виде гражданского договора по поводу управления товарами и услугами, потребляемыми совместно. Поскольку, однако, штамм Левиафана сохраняется, необходим свод законов, позволяющий ограничить произвольные
действия бюрократии. По мере совершенствования системы государственного регулирования вырисовываются два противоположных начала:
давление фискальной, директивной политики, творимой чиновниками,
претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;
• меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, посредством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы государственным интересам. Общеизвестно, что особенно большое социальное возбуждение вызывает рост численности чиновников. Повсеместный рост бюрократии позволяет некоторым исследователям не без сарказма использовать аналогию с "размножением кроликов". В управляемой (командной) экономике администрация обладает максимальной властью, создает программы для тех, кто находится от нее в зависимости, но она неспособна к рациональному согласованию спроса и предложения со стороны многомиллионных масс товаропроизводителей и покупателей, к учету ограниченности ресурсов (В. Ойкен). Эта система лишает людей свободы экономического выбора, а также освобождает от ответственности, что рано или поздно порождает бедность. Рассматривая экономические системы, тяготеющие к свободному рыночному хозяйству, ученые приходят к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: самой эффективной является система с максимальной свободой и минимальной экономической властью.
Информация о работе Экономическая политика Республики Казахстан