Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать основные направления экономической политики государства и ее инструменты.
В соответствии с заданной целью сформулированы основные задачи курсовой работы:
- проанализировать научную экономическую и периодическую литературу по проблеме исследования;
- исследовать теоретические аспекты возникновения и развития и основные положения экономической политики государства;
Идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела экономической теории - макроэкономики.
Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.
Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.
В современных условиях активное участие страны в международной торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
В этой связи значительный интерес представляет изучение экономической политики государства в области торговых отношений. Особую значимость эта проблема имеет для Казахстана и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
Сегодня казахстанская модель развития общества, переняв лучшие достижения всех цивилизаций, доказавших свою эффективность, следует тем путем, который отвечает ее историческим, трудовым и специфическим характеристикам поведения.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев нашел удачную, образную формулировку для выражения национальной цели - превращения Казахстана в центрально-азиатского барса: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет центрально-азиатским барсом и будет служить примером для других развивающихся стран... Казахстанский «барс» будет обладать и западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, и восточной мудростью и выносливостью».
Экономическая жизнь, конъюнктура и ситуация на стыке двух тысячелетий изменяются стремительно быстро. Стратегия внутренней и внешней экономической политики основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций с учетом реалий глобализации и кризисности мировой экономики, что уже сегодня позволило создать благоприятный экономический климат путем проведения ряда радикальных экономических реформ; правовую защищенность, открытость и стабильность правовых, регламентирующих рамок; рыночную инфраструктуру; стабильность и конвертируемость национальной валюты - тенге.
Казахстан обладает огромным производственным, трудовым и научно-техническим потенциалом, использование которого способствует преодолению экономического спада и создает все условия для превращения страны в одну из ведущих и процветающих держав мира.
Современное положение страны в мировой экономике пока не соответствует его природному, интеллектуальному и духовному потенциалу. Казахстан расположен между двумя динамичными регионами мирового хозяйства - Европой и Азией, что говорит о благоприятном геополитическом положении. Республика занимает 9-е место в мире по территории (2 724,9 тыс. кв. км), плотности населения (на 1 кв. км - 5,5 чел.). Обширность территории имеет большое биосферное значение, а большие участки неосвоенных земель говорят о большом экологическом потенциале страны. В недрах казахстанской земли из 105 элементов таблицы Менделеева выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60, известно около 500 месторождений, содержащих 1225 видов минерального сырья. По залежам нефти Казахстан занимает 13-е место в мире. Прогнозные ресурсы на континентальной части и шельфе Каспийского моря, по оценкам экспертов, составляют 20 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Это означает, что в ближайшие 10 лет прогнозные ресурсы запасов нефти обеспечат стране место в первой десятке стран с крупнейшими запасами углеводородного сырья.
Нефтегазовая отрасль и горно-металлургический комплекс являются наиболее привлекательными для иностранных инвесторов. Несомненно, это способствует будущему росту производства в этих секторах национальной экономики, следовательно, и росту их экспортных возможностей. Основная тенденция - преобладание иностранных инвестиций в добычу и первичную переработку сырьевых и энергетических ресурсов - будет оставаться довольно долгое время.
Сейчас устойчивый экономический рост в стране происходит за счет экспорта сырья и топлива, и поэтому мы так внимательно следим за нефтяными котировками. Но так будет не всегда.
Мир переходит на ресурсосберегающую модель производства при уменьшении потребления сырья и топлива на единицу продукции, что ведет к прогнозу относительного снижения спроса на них при неустойчивости цен, поэтому возрождение экономической мощи страны сопряжено с интеграцией в мировую экономику. Но этот процесс не ограничивается только отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной обработки минерального сырья. Сегодня республика пытается найти свою нишу на мировом рынке, прежде всего в сфере высоких технологий.
В связи с этим одним из основных приоритетов государственной экономической политики стало сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой для этого процесса служит пока еще сохраняющийся высокий общеобразовательный уровень и интеллектуальный потенциал науки.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997.
Агапова И.И. История экономических учений - М. «Юрист», 2001.
Алимбаев А.А. Государственное регулирование экономики. - Алматы, 1999.
Андрианов Б.В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике. - Журнал "Экономист",- 1996.
Арыков Е.М. Экономическая политика в Казахстане: состояние и перспективы. - Журнал "Финансы Казахстана", январь 1998г., с. 37-41.
Берже П. Денежный механизм. - М. - Прогресс, 1993.
Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Экономическая теория. Общая экономическая теория. ТЕСТ. Учебное пособие. - М.: МОСУ, 1995.
Далембеков М. Новая концепция налогово-ценового регулирования "Об обязательных налогах": комментарии к законодательству. // Сухбат. 29 ноября 1994 г.
Добрынин А.И. Экономическая теория. - М.: Наука и жизнь,- 1999.
Князева И.В. Процессы концентрации на товарных рынках и методы антимонопольного регулирования. - Новосибирск, 2001.
Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г.И. - М.: Издат. объединение ЮНИТИ,- 1994.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л.. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Пер. с англ. Т. 1. -Таллин, 1995.
Макроэкономика. Учебное пособие. / Под ред. канд. эк. наук. Е.В. Красниковой - М: ТЕИС, 1998.
Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984.
Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 - 2009 годы.
Показатели финансового сектора за 2007 год. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан 01.12. 2007.
Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007-2011 годы.
Показатели финансового сектора за 2007 год. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан 01.12. 2007.
Информация о работе Экономическая политика государства и ее инструменты