Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать основные направления экономической политики государства и ее инструменты.
В соответствии с заданной целью сформулированы основные задачи курсовой работы:
- проанализировать научную экономическую и периодическую литературу по проблеме исследования;
- исследовать теоретические аспекты возникновения и развития и основные положения экономической политики государства;
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
- выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.
Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта.
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.
Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа. Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.
3.1Состояние и перспективное развитие экономической политики
В предстоящие десять лет перед Казахстаном стоит задача реализации Стратегического плана до 2020 года, в котором на основе приоритетов Стратегии «Казахстан-2030» и с учетом изменяющихся условий внешней среды предусмотрены меры по формированию устойчивых факторов посткризисного развития страны. В первую очередь - это совершенствование социальной политики в направлении усиления социальной ответственности государства, бизнеса и граждан страны в целом, улучшение делового и инвестиционного климата, укрепление финансовой системы, совершенствование государственного управления. Экономический рост будет определяться качественным развитием экономической и социальной инфраструктуры, развитием человеческого капитала, повышением эффективности институтов управления в целях повышения благосостояния граждан Казахстана и формирования основ устойчивого развития.
Принципы, которые были выбраны на заре независимости, в том числе приоритет экономического развития, сохраняются на протяжении всей новейшей истории Казахстана. Накопленный мировой опыт государственного развития доказал успешность планомерного развития. Изменения внешней среды происходят постоянно и чтобы быть способными противостоять негативным воздействиям и использовать благоприятные возможности нужно обладать видением перспектив, распределить имеющиеся и потенциальные ресурсы в соответствии с приоритетными направлениями, установить целевые ориентиры. В Казахстане к концу 90-х гг. четко оформилось понимание необходимости определения стратегического выбора, формулирования миссии государства по отношению к своим гражданам и мировому сообществу, приоритетов устойчивого социально-экономического и политического развития. Это выразилось в разработке национальной долгосрочной стратегии развития «Казахстан-2030». Те цели, которые устанавливались в тот период, казались недостижимыми, тем не менее, последовательная целенаправленная политика позволила приблизить их и конкретизировать в соответствии с качественными и количественными изменениями, происходящими в экономике страны.
По основным показателям экономического развития Казахстан достиг лидирующих позиций среди постсоветских стран, хотя в начальный период обладал, наверное, наиболее низкими стартовыми возможностями, учитывая сложившуюся народнохозяйственную систему советского периода. Уже по истечении 10 лет реформ стало возможным планировать и выделять значительные объемы средств для реализации программ поддержки отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктурных отраслей. К настоящему моменту в основном сформирована современная структура экономики, создана практически с нуля финансовая система, постепенно реализуются задачи уже по модернизации экономики. В предкризисный период в целом была достигнута положительная динамика основных экономических показателей. Естественно, этот путь был пройден не без ошибок, но, сравнивая ситуацию вокруг, следует сказать, что мы имеем возможность выбора, каким образом развиваться, а не выживать, в реализации экономической политики устанавливать приоритет национальных интересов.
Здесь следует сказать, что текущая ситуация, глобальный экономический кризис, оказали определенное негативное воздействие на темпы развития экономики Казахстана, но сейчас государство обладает необходимыми резервами и ресурсами для смягчения этих последствий, сохранения стабильности, уровня благосостояния. Казахстан стал частью глобальной экономики и те кризисы, которые происходят практически постоянно, отражаются в той или иной степени на экономике страны. Все больше мнений во всем мире склоняется к тому, что этот кризис станет началом нового этапа человеческого развития в целом. Новая экономика, как было отмечено в выступлениях Президента Н. Назарбаева, должна будет стать более справедливой во всех отношениях, это касается равноправного участия всех стран в распределении и перераспределении ресурсов, формировании регулирующих и управляющих систем, с точки зрения достижения приоритетов устойчивого развития. В этом смысле актуальной является концентрация казахстанских экономических и социальных ресурсов на решении задачи создания условий посткризисного роста в направлении достижения целей государственной Стратегии развития до 2030 года.
Современный этап реализации экономической стратегии Казахстана обусловлен преодолением последствий глобального экономического кризиса, формированием основ устойчивого посткризисного развития. Выбранный в конце 1990-х гг. стратегический подход к развитию социально ориентированной экономики обусловил достижение серьезных положительных результатов в формировании условий качественного экономического роста, повышении уровня жизни населения, развитии новых конкурентоспособных отраслей экономики.
В посткризисном периоде усилия будут направлены на углубление диверсификации экономики, укрепление производственной инфраструктуры, совершенствование государственной поддержки деловой активности. Такая устойчивая основа позволит более эффективно противостоять потенциальным внешним вызовам, развивать конкурентоспособность экономики и государства.
Главной задачей руководства страны в предшествовавший период было обеспечение макроэкономической стабильности, социального благополучия населения и ускорение темпов модернизации экономики. Глава государства в 2007-2008 гг. не только поставил перед Правительством четкие задачи по переходу к реализации новой социальной и экономической политики на основе концентрации и мобилизации собственных ресурсов, с предоставлением широких полномочий по реализации необходимого комплекса мер, но и предложил конкретные адекватные меры, ставшие основой плана по стабилизации экономики.
В числе главных целей экономической политики последних лет большое значение придается развитию человеческого потенциала, реализации стратегии активной занятости, совершенствованию трудового капитала. В свою очередь, качество трудовых ресурсов будет влиять в дальнейшем на состояние производственного потенциала, уровень производительности труда, возможности применения и развития современных технологий и оборудования - на уровень конкурентоспособности Казахстана.
Опыт реализации «Дорожной карты занятости» позволил поставить задачи на ближайшую перспективу по совершенствованию трудовых ресурсов, развитию современного рынка труда в комплексе с целенаправленным развитием комплексной системы образования и подготовки кадров. Реализация Программы форсированного индустриально-инновационного развития, разработанной по поручению Главы государства, обусловлена в значительной мере решением задач по оценке необходимого количества и качества трудовых ресурсов и организации соответствующей системы подготовки и переподготовки кадров за счет бюджетных средств, активного вовлечения трудоспособных граждан в процесс личностного развития, формирования своей квалификации, компетенции и навыков, формирования современной мотивационной системы. С тем, чтобы каждый был заинтересован в получении необходимого образования, нужной и желанной профессии, применении навыков обучения в течение всей жизни, повышении уровня своего и семейного благосостояния.
Социальная политика государства была изначально ориентирована на использование выгод и возможностей устойчивого экономического роста и на постепенное улучшение качества жизни населения, что всегда подчеркивалось во всех выступлениях Главы государства, ежегодные Послания содержали цели дальнейшего повышения качества социальной политики государства. Национальная модель такой политики позволила обеспечить реформирование трудовых отношений и занятости населения, введение новых методов и подходов социальной поддержки населения, планировать дальнейшую модернизацию системы социальной ответственности.
Таким образом, стратегическая цель, которую необходимо достичь посредством развития устойчивой и стабильной экономики является не только процветание нашего государства, но и, что самое главное - рост благосостояния граждан Казахстана. И что более важно, как сказал Президент нашей страны, это должен ощущать каждый конкретный казахстанец.
Экономический потенциал Казахстана очень высок, наличие практически всех видов необходимых ресурсов, уже достигнутые экономические результаты позволяют вполне обоснованно ставить задачи перспективного развития, укреплять основы конкурентоспособности нашей страны, обеспечивать развитие производства и потребления.
Предвосхищая будущий рост мировой и региональной экономики, следует создавать условия участия экономики Казахстана в мировой системе производственно-экономической деятельности, путем оптимизации промышленной структуры, расширения инвестирования, усиления технологической и технической реконструкции, стимулирования внутреннего потребления отечественной продукции. Важным представляется, что Глава государства уделяет особое внимание качественному и своевременному решению вопросов взаимодействия государства и инвесторов в целях углубленного развития имеющихся экономических ресурсов, расширении вовлечения человеческого потенциала страны в реализацию проектов инновационно-индустриального развития.
Таким образом, в настоящее время перед гражданами страны стоит задача дальнейшего стабильного развития человеческого и экономического потенциала для достижения приоритетов, определенных Главой государства в Стратегии развития Казахстана до 2030 г. и конкретизированных и дополненных в Стратегическом плане развития до 2020г.
Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д.
Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла экономическая политика. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победы капитализма над феодализмом.
Важный этап в теоретическом осознании экономической теории в экономической политике государства был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М Кейнса.
Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции", совершили переворот в классических воззрениях на политическую экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной экономической политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Информация о работе Экономическая политика государства и ее инструменты