Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление экономической и социальной стабильности, укрепления существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.
Задачами данной курсовой работы будут являться: изучение субъектов, объектов и средств государственного регулирования экономики страны; выявление главной цели государственного регулирования экономики страны; государственное экономическое программирование; механизм государственного регулирования экономики на примере цен.
Введение 4 1 Субъекты государственного регулирования экономики 6
Носители хозяйственных интересов 6
Исполнители хозяйственных интересов 8
Обратная линия связи 8
2 Объекты государственного регулирования экономики
11 3 Генеральная цель государственного регулирования
экономики и дерево целей 12
4 Средства государственного регулирования экономики. 16
Административные средства 16
Экономические средства 17
Государственный бюджет 18
5 Государственное экономическое программирование 21
Объекты и субъекты экономического программирования 21
6 Механизм государственного регулирования экономики
на примере цен 24
7 Инфляция 30
Причины возникновения инфляции 30
Типы инфляции 32
7.3 Последствия инфляции 34
8 Экономическая политика государства на современном этапе 38
Заключение 40
Библиографический список
Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы “горячих” денег стремятся как можно скорее избавится от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением “инфляционного психоза”, а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.
Классический пример гиперинфляции - обстановка, сложившаяся в Германии и ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 году уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно.
7.3 Последствия инфляции
Процесс инфляции противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.
От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных негативных явлений.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
-
снижение реальных доходов
-
обесценивание сбережений
-
потеря у производителей
-
ограничение продажи
-
ухудшение условий жизни
- ослабление позиций властных структур (снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством).
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны , требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.
Для
антиинфляционного
1)
Политика, направленная на сокращение
бюджетного дефицита, ограничение
кредитной экспансии,
2)
Политика регулирования цен и
доходов, имеющая целью
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий “нефтяного шока”, ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, предусмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 году они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 году.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные
методы сдерживания инфляции, “дозировка”
и последовательность применения привлекаемых
для лечения средств зависят от постановки
правильного диагноза. Поставить диагноз
- значит определить характер инфляции,
выделить основные и связанные с ними
факторы, подстегивающие раскручивание
инфляционных процессов. В данном случае
не следует рассчитывать на какие-либо
готовые схемы, и серией чрезвычайных
мер покончить с инфляцией. Каждая инфляция
специфична и предполагает применение
таких рецептов, которые соответствуют
характеру и глубине “заболевания”.
8.1 Особенности региональной политики государства на различных этапах его исторического развития.
Принципы экономической реализации региональной политики: сочетание экономической интеграции и самостоятельности регионов; сочетание экономического развития территорий с социальными преобразованиями.
Основные направления преобразования экономики: расширение форм собственности по уровням их функционирования федеральная – совместная – собственность субъектов федерации, от эксплуатации федеральной собственности регионы вправе получать доходы; контроль за ходом приватизации и дальнейшем использовании государственной собственности; дальнейшее совершенствование бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и местным уровнями; корректировка статуса территорий на основе рационального районирования страны, что способствует совершенствованию организации хозяйства страны.
Цели региональной политики в социальной сфере: главная цель – повышение качества и уровня жизни граждан России; сосредоточение общего управления социальной сферой на федеральном уровне; четкое разделение между федерацией и регионами управления отдельными объектами социальной сферы; выделение приоритетных направлений федерально-регионального финансирования; участие федерации в решении специальных проблем в конкретных регионов.
Приоритеты региональной социальной политики: улучшение демографической ситуации; охрана здоровья; рациональное регулирование занятости и доходов граждан; совершенствование общеобразовательной и профессиональной подготовки; разработка социальных нормативов и критериев и применения по регионам.
Мы считаем, что на сегодняшний день для России приемлема мобилизационная экономика смешанного типа, когда рыночные и директивные методы мобилизации ресурсов переплетаются. Такая экономика к примеру была в странах фашистской коалиции (Германии, Италии, Японии) в период второй мировой войны. В настоящее время наиболее яркий пример мобилизационной экономики смешанного типа – Китай.
К
числу достоинств мобилизационной
экономики можно отнести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов:
1)
Создание общих благоприятных
условий для воспроизводства
частного капитала; сосредоточение
усилий государства на
2)
Несогласованные между собой
акции антикризисной и
3)
Эксперименты с использованием
денежно-кредитных и бюджетных
средств регулирования
4)
Переход в ряде стран к
5) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.
6) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального планирования.
На масштабы, инструменты и эффективность государственного регулирования экономики решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им валового внутреннего продукта и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства.
Механизм
государственного регулирования экономики
постоянно совершенствуется, независимо
от того, ориентируются правительства
на монетаристские принципы экономической
политики или склонны использовать более
жесткие бюджетные инструменты регулирования.
В современных условиях практика государственного
регулирования экономики оказалась достаточно
результативной, чтобы не допустить всеобщих
кризисов и социально-опасных масштабов
безработицы.
Информация о работе Экономическая политика государства: дилемма выбора целей и инструментов