Экономическая политика государства: дилемма выбора целей и инструментов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление экономической и социальной стабильности, укрепления существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

Задачами данной курсовой работы будут являться: изучение субъектов, объектов и средств государственного регулирования экономики страны; выявление главной цели государственного регулирования экономики страны; государственное экономическое программирование; механизм государственного регулирования экономики на примере цен.

Содержание

Введение 4 1 Субъекты государственного регулирования экономики 6

Носители хозяйственных интересов 6
Исполнители хозяйственных интересов 8
Обратная линия связи 8
2 Объекты государственного регулирования экономики

11 3 Генеральная цель государственного регулирования

экономики и дерево целей 12

4 Средства государственного регулирования экономики. 16

Административные средства 16
Экономические средства 17
Государственный бюджет 18
5 Государственное экономическое программирование 21

Объекты и субъекты экономического программирования 21
6 Механизм государственного регулирования экономики

на примере цен 24

7 Инфляция 30

Причины возникновения инфляции 30
Типы инфляции 32
7.3 Последствия инфляции 34

8 Экономическая политика государства на современном этапе 38

Заключение 40

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Экономическая политика гос-ва ....doc

— 187.50 Кб (Скачать)
gn="justify">    3) Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж - ежемесячный (в течение трех - четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощь работает печатный станок, развивается бешенная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предполагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты.

    Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое  всеми повышение цен, владельцы  “горячих” денег стремятся как  можно скорее избавится от них. В  результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь  те товары, которые могут служить  средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением “инфляционного психоза”, а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.

    Классический  пример гиперинфляции - обстановка, сложившаяся в Германии и ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 году уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно.

   7.3 Последствия инфляции

    Процесс инфляции противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются  капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к обесцениванию  неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

    От  инфляции могут выиграть люди, взявшие  деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать  инфляционный рост цен.

    Но  каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных негативных явлений.

    К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

    - снижение реальных доходов населения;

    - обесценивание сбережений населения  (повышение процентов на вклады, как правило не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

    - потеря у производителей заинтересованности  в создании качественных товаров  (увеличивается выпуск товаров  низкого качества, сокращается производство  относительно дешевых товаров);

    - ограничение продажи сельскохозяйственных  продуктов в городе деревенскими  производителями в силу падения  заинтересованности, в ожидании  повышения цен на продовольствие;

    - ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета);

    - ослабление позиций властных  структур (снижается доверие к  программам и мероприятиям, намечаемым  и проводимым правительством).

    Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны , требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

    Управление  инфляцией предполагает использование  комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.

    Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

    1) Политика, направленная на сокращение  бюджетного дефицита, ограничение  кредитной экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В соответствие  с монетаристскими рецептами  применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста валового национального продукта

    2) Политика регулирования цен и  доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен.  Одним из средств служит индексация  доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

    Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует  специальных мер. Так, для устранения последствий “нефтяного шока”, ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены учетные  ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, предусмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 году они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 году.

    Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

    Конкретные  методы сдерживания инфляции, “дозировка”  и последовательность применения привлекаемых для лечения средств зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине “заболевания”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    8  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА  НА СОВРЕМЕННОМ               ЭТАПЕ

 
 

    8.1 Особенности региональной политики государства на различных этапах его исторического развития.

      Принципы  экономической реализации региональной политики: сочетание экономической интеграции и самостоятельности регионов; сочетание экономического развития территорий с социальными преобразованиями.

      Основные  направления преобразования экономики: расширение форм собственности по уровням их функционирования федеральная – совместная – собственность субъектов федерации, от эксплуатации федеральной собственности регионы вправе получать доходы; контроль за  ходом приватизации и дальнейшем использовании государственной собственности; дальнейшее совершенствование бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и местным уровнями; корректировка статуса территорий на основе рационального районирования страны, что способствует  совершенствованию организации хозяйства страны.

      Цели региональной политики в социальной сфере: главная цель – повышение качества и уровня жизни граждан России; сосредоточение общего управления социальной сферой на федеральном уровне; четкое разделение между федерацией и регионами управления отдельными объектами социальной сферы; выделение приоритетных направлений федерально-регионального финансирования; участие федерации в решении специальных проблем в конкретных регионов.

      Приоритеты  региональной социальной политики: улучшение  демографической ситуации; охрана здоровья; рациональное регулирование занятости и доходов граждан; совершенствование общеобразовательной и профессиональной  подготовки; разработка социальных нормативов и критериев и применения по регионам.

    Мы  считаем, что на сегодняшний день для России приемлема мобилизационная экономика смешанного типа, когда рыночные и директивные методы мобилизации ресурсов переплетаются. Такая экономика к примеру была в странах фашистской коалиции (Германии, Италии, Японии) в период второй мировой войны. В настоящее время наиболее яркий пример мобилизационной экономики смешанного типа – Китай.

    К числу достоинств мобилизационной  экономики можно отнести высокие  темпы экономического роста, возможности  быстрого повышения конкурентоспособности  хозяйства за счет модернизации производственного потенциала, обеспечение полной занятости, под держание необходимого минимума качества жизни всего населения, способность эффективно противостоять внешним угрозам национальной безопасности.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Существующая  ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов:

    1) Создание общих благоприятных  условий для воспроизводства  частного капитала; сосредоточение  усилий государства на разработке  трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.

    2) Несогласованные между собой  акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.

    3) Эксперименты с использованием  денежно-кредитных и бюджетных  средств регулирования хозяйства.  Волна приватизации объектов  государственной собственности.

    4) Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости  и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.

    5) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

    6) Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального планирования.

    На  масштабы, инструменты и эффективность  государственного регулирования экономики  решающее воздействие оказывали задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им валового внутреннего продукта и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на государственное регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства.

    Механизм  государственного регулирования экономики  постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая политика государства: дилемма выбора целей и инструментов