Экономическая политика государства: дилемма выбора целей и инструментов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление экономической и социальной стабильности, укрепления существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

Задачами данной курсовой работы будут являться: изучение субъектов, объектов и средств государственного регулирования экономики страны; выявление главной цели государственного регулирования экономики страны; государственное экономическое программирование; механизм государственного регулирования экономики на примере цен.

Содержание

Введение 4 1 Субъекты государственного регулирования экономики 6

Носители хозяйственных интересов 6
Исполнители хозяйственных интересов 8
Обратная линия связи 8
2 Объекты государственного регулирования экономики

11 3 Генеральная цель государственного регулирования

экономики и дерево целей 12

4 Средства государственного регулирования экономики. 16

Административные средства 16
Экономические средства 17
Государственный бюджет 18
5 Государственное экономическое программирование 21

Объекты и субъекты экономического программирования 21
6 Механизм государственного регулирования экономики

на примере цен 24

7 Инфляция 30

Причины возникновения инфляции 30
Типы инфляции 32
7.3 Последствия инфляции 34

8 Экономическая политика государства на современном этапе 38

Заключение 40

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Экономическая политика гос-ва ....doc

— 187.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО  «АмГУ»)

Биробиджанский  филиал 
 
 

Факультет экономический

Кафедра таможенного  дела, коммерции и управления

Специальность 080115 – Таможенное дело 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему: Экономическая политика государства: дилемма выбора целей и инструментов. 

по дисциплине «Экономическая теория» 
 
 

Исполнитель

студент группы 07-СБ     ___________________________       И.Ю. Ушаков 
 

Руководитель     

ст. преподаватель               ___________________________       Е.О. Кириенко     
 

Нормоконтроль     

преподаватель                ___________________________         Л.П. Дьяконова 
 
 
 
 
 

Биробиджан  2011

РЕФЕРАТ 
 

      Курсовая  работа содержит 42 с., 16 источников. 

      Субъекты  государственного регулирования экономики, объекты государственного регулирования  экономики, государственный бюджет, налоги, инфляция.  
 

      Теоретически  понятие государственной экономической  политики шире понятия государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                        4 1  Субъекты государственного регулирования экономики                       6

    1. Носители хозяйственных интересов                                                     6
    2. Исполнители хозяйственных интересов                                               8
    3. Обратная линия связи                   8

2  Объекты  государственного регулирования  экономики

                            11  3  Генеральная цель государственного регулирования            

    экономики  и дерево целей                  12

4  Средства  государственного регулирования  экономики.                      16

    1. Административные средства                                                               16
    2. Экономические средства                                                                      17
    3. Государственный бюджет                                                                    18

5  Государственное  экономическое программирование             21

    1.   Объекты и субъекты экономического программирования                21

6  Механизм  государственного регулирования  экономики                                

    на  примере цен                    24

7  Инфляция                             30

    1.   Причины возникновения инфляции                                                    30
    1. Типы инфляции                                                                                     32

           7.3  Последствия инфляции                                                                       34

8  Экономическая  политика государства на современном  этапе                         38

Заключение                                                                                                                                          40

Библиографический список                                   42 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

    Теоретически  понятие государственной экономической  политики шире понятия государственного регулирования экономики, так как первая может основываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

    Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность, заключается в  нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

    В современных условиях государственное  регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

    Объектами исследования курсовой работы являются: сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности, предметом исследования будет являться экономический цикл.

    Целью курсовой работы является выявление  экономической и социальной стабильности, укрепления существующего строя  внутри страны и за рубежом, адаптация  к его изменяющимся условиям.

    Задачами  данной курсовой работы будут являться: изучение субъектов, объектов и средств государственного регулирования экономики страны; выявление главной цели государственного регулирования экономики страны; государственное экономическое программирование; механизм государственного регулирования экономики на примере цен. 
 
 
 

    1 СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ         ЭКОНОМИКИ 

    1.1 Носители хозяйственных интересов

    Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т. п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

    Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.

    Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

    Носители  экономических интересов объединены в развитых странах рыночного  хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы  предпринимателей, фермеров, различных  торговцев, студентов, маклеров и т. п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

    Самые могущественные выразители хозяйственных  интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. У выразителей хозяйственных интересов есть печатные издания, значительные финансовые ресурсы, центры подготовки кадров и связей с общественностью. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные, региональные и мировые объединения.

    Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные  каналы влияния этих выразителей  хозяйственных интересов на органы государственного экономического регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

    Выразителями  социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов  являются политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

    Проводить в жизнь программу государственной  экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

    1.2 Исполнители хозяйственных интересов

        Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы.

    Интересным  с точки зрения изучения механизма  государственного регулирования экономики  является слияние субъектов государственной  и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления государственных региональных программ. Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог, почт и телеграфа и др.

Информация о работе Экономическая политика государства: дилемма выбора целей и инструментов