Экономическая наука и ее эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет экономической теории и его эволюция.

2. Метод экономической теории

Работа содержит 1 файл

Лекции ЭТ высшее обр..doc

— 171.00 Кб (Скачать)
 

 
 
 
 

Рис.2

      Положение о том, что стоимость определяется общественно необходимыми затратами  труда имеет, как минимум два  важнейших следствия: во-первых, хозяйственный  механизм общества неизбежно будет носить затратный характер – чем выше затраты, тем больше стоимость и цена; во-вторых, стоимость крайне слабо зависит от соотношения спроса и предложения на товар.

      3. Иной подход к проблеме товара и его свойств продемонстрировали создатели теории предельной полезности К.Менгер (1840-1921), У.Джевонс (1835-1882), Л.Вальрас (1834-1910). Они считали, что сведение стоимости к затратам труда не приемлемо. Ценность, то есть стоимость в терминологии этой школы, зависит от «субъективной полезности»1. «Субъективная полезность» - это оценка полезности товара потребителем. Конкретным выражением субъективной полезности выступает «предельная полезность». «Предельная полезность» - это полезность предельного (последнего) экземпляра, удовлетворяющего наименее значимую потребность в благе данного вида. Предельная полезность и определяет рыночную цену, которая отражает важность данной потребности для потребителя и наличие товаров на рынке. Таким образом, с точки зрения теории предельной полезности цена есть функция предельной полезности (рис. 3).  

 
 
 
 

Рис. 3 

      4. Основным представителем теории предельной производительности факторов производства является американский ученый Джон Кларк. Основные положения теории факторов производства следующие:

  • стоимость есть результат функционирования всех факторов производства – труда, капитала, земли;
  • каждый собственник основных факторов производства получает свою долю дохода в форме заработной платы, прибыли, ренты (рис. 4);

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4

      Теорию  факторов производства можно разделить на два направления. В соответствии с первым направлением стоимость представляет результат производительного использования каждого фактора производства (по аналогии с созданием продукции). В соответствии со вторым направлением стоимость -  это «жертва», которую несут собственники факторов производства, прежде всего рабочие и капиталисты. Участие каждого фактора в создании стоимости определяется величиной этой «жертвы».

      Теория  предельной производительности факторов производства является модификацией теории предельной полезности, вызванной необходимостью перехода от определения предельной полезности предметов потребления к определению предельной полезности факторов производства.

      5. С конца ХІХ в. все нетрудовые теории стоимости трансформировались в теорию цены. В экономической теории стоимости был осуществлен поворот от причинно-следственного методологического подхода к функциональному. Основоположник современного неоклассицизма А.Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией издержек производства и с теорией спроса и предложения. А.Маршалл писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

      Согласно  выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается  степенью его полезности. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства. Цены формируются в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами. 

Тема 3: Государство в  рыночной экономике

1. “Провалы” рынка  и функции государства

2. Система инструментов  регулирования экономики

3. Эволюция концепций  роли и функций  государства в  экономике 

1. Эффективно функционирующий рыночный механизм позволяет решать многие, стоящие перед обществом проблемы. Он соединяет интересы производителей и потребителей, стимулирует научно-технический прогресс, снижение издержек производства, повышение качества, непрерывное расширение ассортимента товаров и услуг. Он превращает цены в сигнальную систему, ориентирующую потоки инвестиций и ресурсов, их эффективное распределение. Одновременно идет селекция товаропроизводителей с беспощадной отбраковкой тех, кто не способен продавать товары и услуги по ценам равновесия.

      Рынок, как видно из выше сказанного, может  многое, но он не всесилен. В рыночной экономике  есть проблемы, решение которых оказывается вне пределов досягаемости рыночных механизмов. Речь идет о так называемых “провалах”, или “фиаско”, рынка, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов [3, с. 432].

      Во-первых, функционирование рыночной экономики, “игру по правилам” обеспечивают законы. Поэтому важнейшей функцией государства является создание целостной, внутренне непротиворечивой системы законодательных актов.

      Во-вторых, система свободного предпринимательства  не в состоянии обеспечить экономику нужным количеством денег. Поэтому государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения.

      В-третьих, рыночная система не в состоянии  удовлетворить потребность в  товарах и услугах, не выраженных в спросе. Речь идет о товарах и услугах, которые в мировой экономической науке именуются чистыми общественными товарами (pure public good).

      Чистые  общественные товары и услуги характеризуются  следующими свойствами:

  • потребляются сообща, коллективно всеми гражданами;
  • ни один человек не может быть не допущен к потреблению, даже если он отказывается за это платить;
  • потребление чистых общественных товаров одним человеком не уменьшает их доступности для других, причем объемы индивидуального потребления равны между собой и равны совокупному его предложению. Если для частного товара совокупное предложение можно определить по формуле:

                                                         X /  = ∑   X / ,

                                               

то совокупное предложение чисто общественного товара определяется: 

X // = X1// = X2// = … = X i // = … X n //  , 

      где     X /, X // - совокупное предложение соответственно частного и        общественного товара;                           

                                  X i               - потребление товара i-м потребителем;

                n            - число потребителей.

 Производство и предложение чистых общественных товаров и услуг  ложится на плечи государства. С  учетом выше названных свойств к  числу чисто общественных товаров и услуг относят: национальная оборона, охрана общественного порядка, фундаментальная наука и т. п.

      В-четвертых, система свободной конкуренции, функционируя в автоматическом режиме, не в состоянии исключить внешние  эффекты или экстерналии (externalities) – издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в цене1. Признание того факта, что потребление, как и производство, некоторых товаров могут генерировать положительные или отрицательные внешние эффекты, стало еще одним доводом в пользу расширения функций государства в экономике. В данном случае предполагается, что меры правительства увеличивают стоимость производства или потребления товаров с нежелательными экстерналиями, а главное, уменьшают стоимость товаров с полезными эффектами. Государство может влиять на частный сектор с помощью субсидий (предоставляемых непосредственно или через налоговые льготы), предложения некоторых товаров через общественный сектор (в частности, систему здравоохранения или образования) или путем нормотворчества.

      Страны  с развитыми рыночными экономиками  долго шли к признанию необходимости  государственного регулирования внешних  эффектов. В течение многих лет  рыночные силы ориентировали экономику  исключительно на спрос, стимулировали  все большее вовлечение природных запасов  в хозяйственный оборот, способствовали обострению проблем больших городов, возникновению региональных диспропорций. Современное государство в значительной мере несет ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях здоровой окружающей среды.

      В-пятых, рыночная экономика не способна автоматически  предотвратить общество от трех тяжелых  болезней: монополизма, инфляции и безработицы. Поэтому современное рыночное хозяйство  немыслимо без антимонопольного регулирования, мер по борьбе с инфляцией и безработицей.

      В-шестых, рынок признает только один вариант  распределения, единственный критерий - он должен соответствовать эффекту  от вложения фактора производства (труда, земли, капитала, знаний, недвижимости и т. п.). Тогда в равной степени справедливы высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие - тех, кто потерпел в ней неудачу. Следовательно, чисто рыночное распределение не гарантирует реализацию первого и неотъемлемого права человека – права на жизнь. Точнее – на доход, который обеспечил бы стандарт благосостояния, достойное существование вне зависимости от наличия фактора производства, форм и результатов хозяйственной деятельности. Поэтому современное государство активно участвует в перераспределении доходов.

      В-седьмых, рыночный механизм не в состоянии  обеспечить решение региональных проблем  исторического, национального и  демографического характера. Для их решения тоже требуется вмешательство  государства, его соответствующая региональная политика.

      В-восьмых, рыночный механизм не в состоянии  осуществить стратегические прорывы  в области науки и техники, глубокие структурные преобразования производства и крупномасштабные проекты  с длительными сроками окупаемости. В таких ситуациях бизнес нуждается в поддержке государства. Участие государства воплощается в стимулировании научно-технического прогресса, инвестиционной и структурной политике.

      Таковы  в общих чертах максимальные границы  государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы создать эффективно действующий хозяйственный механизм, способный решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство делает больше, чем  ему “отпущено” рыночной экономикой, то происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым разгосударствление экономики и избавление ее от чрезмерной государственной активности. 

2. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. В зависимости от выбранного критерия существует несколько вариантов классификации методов экономической политики. Прежде всего, различают экономические (косвенные) и административные (прямые) методы.

     Поскольку рынок представляет  собой во многом самонастраивающуюся  систему, влиять на него лучше  экономическими методами.  При  использовании экономических методов  государство непосредственно не  вмешивается в процесс принятия  решений субъектами экономики. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты склонялись к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики государства. Так, например, осуществляя структурную перестройку национальной экономики, государство широко использует налоговые льготы и кредиты, обеспечивающие перелив капитала и труда в наукоемкие отрасли, определяющие научно- технический прогресс.

      Административные  методы базируются на силе государственной  власти и вынуждают субъектов  экономики принимать решения, основанные на предписаниях государства. Административные средства регулирования подразделяются на три группы: запрет, разрешение и принуждение. Все виды средств базируются на законах и претворяются в жизнь путем выдачи, продления или изъятия лицензий на право хозяйственной деятельности. Так, например, в соответствии с Законом Украины “О предпринимательстве”  деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, изготовлением и реализацией военного оружия может осуществляться только государственными предприятиями и организациями. Без специального разрешения (лицензии) не может осуществляться: поиск и эксплуатация месторождений полезных ископаемых, изготовление и реализация медикаментов и химических веществ, изготовление пива, вина, табачных изделий и др.

Информация о работе Экономическая наука и ее эволюция