Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 09:55, контрольная работа
1. Предмет экономической теории и его эволюция.
2. Метод экономической теории
Рис.2
Положение о том, что стоимость определяется общественно необходимыми затратами труда имеет, как минимум два важнейших следствия: во-первых, хозяйственный механизм общества неизбежно будет носить затратный характер – чем выше затраты, тем больше стоимость и цена; во-вторых, стоимость крайне слабо зависит от соотношения спроса и предложения на товар.
3.
Иной подход к проблеме товара и его свойств
продемонстрировали создатели теории
предельной полезности К.Менгер (1840-1921),
У.Джевонс (1835-1882), Л.Вальрас (1834-1910). Они
считали, что сведение стоимости к затратам
труда не приемлемо. Ценность, то есть
стоимость в терминологии этой школы,
зависит от «субъективной полезности»1.
«Субъективная полезность» - это оценка
полезности товара потребителем. Конкретным
выражением субъективной полезности выступает
«предельная полезность». «Предельная
полезность» - это полезность предельного
(последнего) экземпляра, удовлетворяющего
наименее значимую потребность в благе
данного вида. Предельная полезность и
определяет рыночную цену, которая отражает
важность данной потребности для потребителя
и наличие товаров на рынке. Таким образом,
с точки зрения теории предельной полезности
цена есть функция предельной полезности
(рис. 3).
Рис. 3
4. Основным представителем теории предельной производительности факторов производства является американский ученый Джон Кларк. Основные положения теории факторов производства следующие:
Рис. 4
Теорию факторов производства можно разделить на два направления. В соответствии с первым направлением стоимость представляет результат производительного использования каждого фактора производства (по аналогии с созданием продукции). В соответствии со вторым направлением стоимость - это «жертва», которую несут собственники факторов производства, прежде всего рабочие и капиталисты. Участие каждого фактора в создании стоимости определяется величиной этой «жертвы».
Теория предельной производительности факторов производства является модификацией теории предельной полезности, вызванной необходимостью перехода от определения предельной полезности предметов потребления к определению предельной полезности факторов производства.
5. С конца ХІХ в. все нетрудовые теории стоимости трансформировались в теорию цены. В экономической теории стоимости был осуществлен поворот от причинно-следственного методологического подхода к функциональному. Основоположник современного неоклассицизма А.Маршалл сделал попытку отойти от поисков единственного источника стоимости и соединил теорию предельной полезности с теорией издержек производства и с теорией спроса и предложения. А.Маршалл писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».
Согласно
выработанному неоклассиками
Тема 3: Государство в рыночной экономике
1. “Провалы” рынка и функции государства
2. Система инструментов регулирования экономики
3.
Эволюция концепций
роли и функций
государства в
экономике
1. Эффективно функционирующий рыночный механизм позволяет решать многие, стоящие перед обществом проблемы. Он соединяет интересы производителей и потребителей, стимулирует научно-технический прогресс, снижение издержек производства, повышение качества, непрерывное расширение ассортимента товаров и услуг. Он превращает цены в сигнальную систему, ориентирующую потоки инвестиций и ресурсов, их эффективное распределение. Одновременно идет селекция товаропроизводителей с беспощадной отбраковкой тех, кто не способен продавать товары и услуги по ценам равновесия.
Рынок, как видно из выше сказанного, может многое, но он не всесилен. В рыночной экономике есть проблемы, решение которых оказывается вне пределов досягаемости рыночных механизмов. Речь идет о так называемых “провалах”, или “фиаско”, рынка, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов [3, с. 432].
Во-первых, функционирование рыночной экономики, “игру по правилам” обеспечивают законы. Поэтому важнейшей функцией государства является создание целостной, внутренне непротиворечивой системы законодательных актов.
Во-вторых, система свободного предпринимательства не в состоянии обеспечить экономику нужным количеством денег. Поэтому государство берет на себя ответственность за организацию денежного обращения.
В-третьих, рыночная система не в состоянии удовлетворить потребность в товарах и услугах, не выраженных в спросе. Речь идет о товарах и услугах, которые в мировой экономической науке именуются чистыми общественными товарами (pure public good).
Чистые общественные товары и услуги характеризуются следующими свойствами:
то совокупное
предложение чисто общественного товара
определяется:
X //
= X1// = X2// = … = X
i // = … X n
// ,
где
X /, X // - совокупное предложение
соответственно частного и
общественного товара;
n - число потребителей.
Производство и предложение
В-четвертых, система свободной конкуренции, функционируя в автоматическом режиме, не в состоянии исключить внешние эффекты или экстерналии (externalities) – издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в цене1. Признание того факта, что потребление, как и производство, некоторых товаров могут генерировать положительные или отрицательные внешние эффекты, стало еще одним доводом в пользу расширения функций государства в экономике. В данном случае предполагается, что меры правительства увеличивают стоимость производства или потребления товаров с нежелательными экстерналиями, а главное, уменьшают стоимость товаров с полезными эффектами. Государство может влиять на частный сектор с помощью субсидий (предоставляемых непосредственно или через налоговые льготы), предложения некоторых товаров через общественный сектор (в частности, систему здравоохранения или образования) или путем нормотворчества.
Страны
с развитыми рыночными
В-пятых, рыночная экономика не способна автоматически предотвратить общество от трех тяжелых болезней: монополизма, инфляции и безработицы. Поэтому современное рыночное хозяйство немыслимо без антимонопольного регулирования, мер по борьбе с инфляцией и безработицей.
В-шестых, рынок признает только один вариант распределения, единственный критерий - он должен соответствовать эффекту от вложения фактора производства (труда, земли, капитала, знаний, недвижимости и т. п.). Тогда в равной степени справедливы высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, и низкие - тех, кто потерпел в ней неудачу. Следовательно, чисто рыночное распределение не гарантирует реализацию первого и неотъемлемого права человека – права на жизнь. Точнее – на доход, который обеспечил бы стандарт благосостояния, достойное существование вне зависимости от наличия фактора производства, форм и результатов хозяйственной деятельности. Поэтому современное государство активно участвует в перераспределении доходов.
В-седьмых, рыночный механизм не в состоянии обеспечить решение региональных проблем исторического, национального и демографического характера. Для их решения тоже требуется вмешательство государства, его соответствующая региональная политика.
В-восьмых,
рыночный механизм не в состоянии
осуществить стратегические прорывы
в области науки и техники,
глубокие структурные преобразования
производства и крупномасштабные проекты
с длительными сроками
Таковы
в общих чертах максимальные границы
государственного вмешательства в рыночную
экономику. Эти рамки достаточно широки
для того, чтобы создать эффективно действующий
хозяйственный механизм, способный решать
основные социально-экономические проблемы
современного общества. Если же государство
делает больше, чем ему “отпущено”
рыночной экономикой, то происходит деформация
рыночных процессов, падает эффективность
производства. Тогда становится необходимым
разгосударствление экономики и избавление
ее от чрезмерной государственной активности.
2. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. В зависимости от выбранного критерия существует несколько вариантов классификации методов экономической политики. Прежде всего, различают экономические (косвенные) и административные (прямые) методы.
Поскольку рынок представляет
собой во многом
Административные методы базируются на силе государственной власти и вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные на предписаниях государства. Административные средства регулирования подразделяются на три группы: запрет, разрешение и принуждение. Все виды средств базируются на законах и претворяются в жизнь путем выдачи, продления или изъятия лицензий на право хозяйственной деятельности. Так, например, в соответствии с Законом Украины “О предпринимательстве” деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, изготовлением и реализацией военного оружия может осуществляться только государственными предприятиями и организациями. Без специального разрешения (лицензии) не может осуществляться: поиск и эксплуатация месторождений полезных ископаемых, изготовление и реализация медикаментов и химических веществ, изготовление пива, вина, табачных изделий и др.