Экономическая мысль в Древней Греции и Риме.Экономическая теория Т. Р. Мальтуса. Новая институциональная теория. Вклад Р. Коуза и Ф. Найта. М

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Экономическая мысль античной Греции, прежде всего, отражает производственные отношения рабовладельческого общества – собственность рабовладельца на средства производства и раба. Хозяйство носило натуральный характер. Однако ставились и более общие задачи – организация и управление государством-городом.

Содержание

Экономическая мысль в Древней Греции и Риме 3
Список литературы к 1 вопросу 9
Экономическая теория Т. Р. Мальтуса 10
Список литературы ко 2 вопросу 12
Новая институциональная теория. Вклад Р. Коуза и Ф. Найта 13
Список литературы к 3 вопросу 16
Меркантилистская направленность реформ Петра I 17
Список литературы к 4 вопросу 19

Работа содержит 1 файл

контр.работа по истории экономич.мысли.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «История экономических учений” 
 
 
 

Выполнила: студент 1 курса специальности БУ и А

Казак Галина Николаевна

Шифр: 10БУ-0338

Проверил: Антонова И. В.

Дата  поступления работы на кафедру: __________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень 2011 г.

Содержание

  1. Экономическая мысль в Древней Греции и Риме 3

    Список литературы к 1 вопросу 9

  1. Экономическая теория Т. Р. Мальтуса 10

    Список литературы ко 2 вопросу 12

  1. Новая институциональная теория. Вклад Р. Коуза и Ф. Найта 13

    Список литературы к 3 вопросу 16

  1. Меркантилистская направленность реформ Петра I 17

    Список литературы к 4 вопросу 19 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Экономическая мысль Древней Греции и Риме

     Древняя Греция

     Экономическая мысль античной Греции, прежде всего, отражает производственные отношения рабовладельческого общества – собственность рабовладельца на средства производства и раба. Хозяйство носило натуральный характер. Однако ставились и более общие задачи – организация и управление государством-городом.

     В период развития рабовладельческого общества были созданы сочинения об управлении частным хозяйством. Древнегреческие философы Ксенофонт, Платон, Аристотель были сторонниками натурального хозяйства и рабовладельческого общества. Они первыми обобщили данные в области разделения физического и стоимостного богатства, потребительного и денежного накопительного хозяйства, теоретических оснований обмена, социальных последствий разделения труда.

     Ксенофонт (444 – 355гг. до н.э.) родился он в Афинах, в состоятельной семье. Он получил не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа.

     Среди его работ есть сугубо экономические: «О доходах», «Экономикос» (учение о хозяйстве). В сочинении «О доходах» Ксенофонт предложил план улучшения положения Афинского государства, предполагающий следующие мероприятия:

     - увеличение налогов на иностранцев,  причем их приток в Афины  рекомендовал поощрять;

     - расширение добычи серебра;

     - организация торговли рабами.

     Руководство по ведению рабовладельческого хозяйства  стало сочинение Ксенофонта «Экономикос» («Домострой»). Предмет домоводства  он определил как науку о ведении  и обогащении хозяйства. Являясь  защитником натурального хозяйства, Ксенофонт считал сельское хозяйство основной отраслью рабовладельческой экономики. Ксенофонт полагал, что разделение труда среди рабов приносит пользу, т.к. позволяет улучшать качество продукта. Ксенофонт отмечал, что кроме земледелия доходы рабовладельцам могли приносить ремесленные мастерские, использовавшие рабский труд. В то же время  он говорил, что в отличие от земледелия, ремесло не является достойным занятием. Свободному гражданину не пристало быть ремесленником.

     Он  допускал в интересах рабовладельческого хозяйства использование товарно-денежных отношений. Ксенофонт обратил внимание на наличие у товара двух свойств: способности удовлетворять определенную потребность человека и способности к обмену, делающей товар меновой стоимостью. Признавал Ксенофонт и деньги как средство обращения и как форму богатства.

     «Домоводство», по мнению Ксенофонта, - наука об управлении хозяйством, при помощи которой люди могут обогащать его.

     Платон (427 – 347 гг. до н.э.) родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию.

     Наиболее  известна его работа «Государство». Разделил все население на три сословия. Первые два сословия – это философы, управляющие государством, и воины, образующие государственный аппарат управления. Эти классы не могли иметь права обладания какой-либо собственностью. Иметь собственность разрешалось третьему сословию, состоящему из землевладельцев, купцов и ремесленников. Рабы должны были обязаны обеспечивать потребности философов, управляющих государством и воинов.

     Большое внимание уделял Платон проблеме разделения труда. Необходимость разделения труда он связывал с возникновением городов. В городах разделение труда осуществлялось через обмен продуктов.

     Признавая земледелие наиболее важным занятием, Платон считал его основой функционирования государства и достойным для граждан. Занятия ремеслом и торговлей Платон, так же как и Ксенофонт, считал менее достойным занятием для свободных граждан и полагал, что эти отрасли занятий предназначены для чужеземцев.

     К торговле Платон относился неоднозначно. Он полагал, что государство обязано регулировать торговый оборот, установив правило торговли. Важное место он отводил функции денег как средству обращения и сокровища. Но в отличие от Ксенофонта Платон к накоплению денег относился резко отрицательно.

     Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) родился в Стагире. Отец Аристотеля был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка.

     Будучи  учеником Платона, Аристотель выступал против платоновского идеалистического учения. Отдельных трактатов Аристотель не написал. Экономические вопросы он затрагивал в работах «Политика» и «Накомахова этика». Так же как Ксенофонт и Платон, Аристотель признавал деление общества на свободных и рабов. Являлся приверженцем ведения натурального хозяйства. Все виды хозяйственной деятельности людей Аристотель разделил на две группы:

    1. экономика – добывание средств от земледелия, скотоводства, а также от ремесленного производства и мелкой торговли;
    2. хремастика – способность человека наживать состояние, заниматься крупной торговлей и ростовщичеством.

      Истинное  богатство, по мнению Аристотеля, - это  совокупность потребительных стоимостей, приобретение материальных благ в результате занятия земледелием и ремеслом. Разделив науку о богатстве на экономику и хремастику, Аристотель подошел к пониманию потребительной стоимости и стоимости. Давая характеристику естественного и неестественного употребления денег, Аристотель по существу приблизился к формулам Т – Д – Т и Д – Т – Д.

    Древний Рим

      Рабовладельческие отношения в Древнем Риме были более развиты, чем в Древней Греции. Рабы эксплуатировались во всех отраслях экономики, особенно в сельском хозяйстве. Все это наложило свой отпечаток на сочинения римских аграрников – Катона Старшего, Варрона, Колумелла.

     Марк  Порций Катон Старший (234 – 149 гг. до н.э.) – римский государственный деятель, историк, оратор, агроном и писатель, представитель староримской знати, создатель латинского литературного языка, хорошо знал сельское хозяйство. Родился в Тускуле.

     Из  трактата «О земледелии» можно узнать о хозяйственной жизни страны, о шкалах земельной доходности, о роли земледелия и торговли, о даче денежных ссуд и сбережений. Придавая большое значение правильной организации труда, Катон Старший советовал вести хозяйство рационально и незамедлительно избавляться от всего, что переставало давать прибыль. Рабский труд в земледелии, по мнению Катона, был малоэффективным. Стремясь отыскать наиболее рациональную организацию рабовладельческого земледельческого хозяйства, Катон рекомендовал больше продавать продукции и меньше покупать чужой. К деятельности торговцев и ростовщиков Катон Старший относился отрицательно.

     Марк  Терренций Варрон (116 – 27 гг. до н.э.) -  родился в сабинской Реате. На государственной службе прошёл все должности до преторы. С 43 г. стал заниматься только научной работой и литературной деятельностью. Работал до глубокой старости.

     Целиком сохранилась до наших дней его  работа «О сельском хозяйстве». Главными отраслями народного хозяйства Варрон считал земледелие и животноводство. Варрон, так же как и Катон Старший, главной целью производства считал получение прибыли. В целях повышения доходности рабовладельческого хозяйства Варрон предлагал усилить эксплуатацию рабов, строго регламентировать их рабочий день. Варрон полагал, что для повышения эффективности труда следует использовать принцип материальной заинтересованности и рабов, и тех, кто ими управлял.

     Колумелла Люций Юний Модерат  (I в.) в 12 книгах труда «О сельском хозяйстве» дал характеристику римского сельского хозяйства в период его кризиса и развития колоната. В этих книгах Колумелла обобщил и систематизировал опыт греческих и римских агрономов, дал советы по ведению хозяйства. В отношении эффективности рабского труда Колумелла считал, что рабы приносят сельскому хозяйству величайший вред. Тем не менее, для увеличения количества рабов Колумелла рекомендовал поощрять рабов, для чего предлагал освобождать от работы рабынь, имевших трех детей, и отпускать на волю многодетных рабынь. В работе «О сельском хозяйстве» Колумелла показал кризис рабовладения, отметил низкую производительность труда рабов. Выход из кризиса писатель видел в более производительном труде свободных производителей и ставил вопрос об отказе от рабского труда.

     Огромное  влияние на экономическую мысль  Древнего Рима оказал Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) – известный римский писатель, оратор и государственный деятель, основатель идеи о правовом государстве. Цицерон являлся сторонником республиканского строя. Экономико-правовая мысль Цицерона была обращением к разуму, законности и справедливости. Среди его работ выделяются «Об обязанностях», «О старости», «О законах», «О природе богов», в которых наряду с политическими и философскими проблемами рассматривались экономические проблемы. Отношения с рабами, по мнению Цицерона, должны были строиться на законе, справедливости. Относиться к ним следовало как к наемникам и, требуя от них работу, предоставлять им, что полагается. Цицерон уважал право и, признавая несправедливость ростовщических операций, отстаивал их необходимость.

     Подводя итоги можно заметить, что основная форма экономического мышления древних  греков и римлян – это система  взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Мыслители античного  Рима оказали влияние на развитие экономической науки, заложив основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, право собственности. У греков, в отличие от римлян, больше внимания уделялось вопросам хозяйственной этики.

      

       

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Список  литературы

  1. А. Н. Маркова, Ю. К. Федулова «История экономических учений: учебник для студентов». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 21-32 стр.
  2. С. А. Бартенев «История экономических учений: учебник». – М.: Экономисть, 2005. – 25-28 стр.
  3. А. В. Аникин «Юность науки». – М.: Политиздат, 1985. – 16-34 стр.
  4. И. И. Агапова «История экономических учений». – М.: ВиМ, 1997. – 5-15 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическая теория Т. Р. Мальтуса

     Томас Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери в состоятельной дворянской семье. В 1796 он стал священником в городке Олбери. Он был избран одновременно членом Королевского общества и членом Французской Академии, стал основателем Клуба Политической Экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества.

Информация о работе Экономическая мысль в Древней Греции и Риме.Экономическая теория Т. Р. Мальтуса. Новая институциональная теория. Вклад Р. Коуза и Ф. Найта. М