Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:40, лекция
Экономической основой государства у Платона было натуральное хозяйство. Имущество, по мнению Платона, не должно быть слишком большим. Излишки его надо передавать государству. Большое богатство и счастье, считал Платон, не совместимы, т.к. человек не может быть хорошим, если часть его богатства приобретается и используется несправедливо. (В основе справедливости у него лежат известные добродетели)
Своеобразно он объяснял и стимулы рабов к труду: поскольку раб - часть своего господина, постольку то, что полезно для целого, полезно и для его части. Аристотель подчеркивал общность интересов раба и его владельца, как части и целого. Аристотель предполагал возможность исчезновения рабства, но не в смысле освобождения рабов, а в смысле их ненадобности в силу развития орудий труда до такой степени, когда они (орудия труда) сами будут “работать”.
Аристотель развил учение Ксенофонта о двойственном потреблении вещей. Вещи существуют для непосредственного удовлетворения потребностей и для обмена. Он подчеркнул, что в процессе обмена происходит приравнивание вещей (и даже людей). Поставив вопрос о том, что же лежит в основе обмена и приравнивания различных потребительных стоимостей, Аристотель, однако, не ответил на него. В конечном итоге, он утверждал, что приравнивание – это искусственный прием для удовлетворения практической потребности и что товары соизмеряются посредством денег.
Представляет интерес учение Аристотеля об экономике и хрематистике (от греч. hrema – имущество, добро). Под экономикой он понимал производство материальных благ, а под хрематистикой - искусство наживать состояние. Причем, в системе Аристотеля экономика – основа хрематистики, т.е. хрематистика вырастает из экономики. Но возможность увеличения богатства он связывал с торговлей. Аристотель подчеркивал, что хрематистика становится целью торговли с появлением денег.
Говоря о торговле, он различал ее формы: простой обмен товара на товар и обмен, в котором посредниками являются деньги. Деньги у Аристотеля - средство, с помощью которого товары становятся соизмеримыми. Однако он выделял не только функцию денег как посредника в обмене, но и функцию накопления сокровищ, отличая движение денег по формуле Т-Д-Т от движения по форме Д-Т-Д. Аристотель выступал против накопления денег и ростовщичества. Он считал естественной ролью денег – быть посредниками в обмене.
Взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля являют собой высшее достижение экономической мысли античного периода общества.