Экономическая мысль античного мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:40, лекция

Описание работы

Экономической основой государства у Платона было натуральное хозяйство. Имущество, по мнению Платона, не должно быть слишком большим. Излишки его надо передавать государству. Большое богатство и счастье, считал Платон, не совместимы, т.к. человек не может быть хорошим, если часть его богатства приобретается и используется несправедливо. (В основе справедливости у него лежат известные добродетели)

Работа содержит 1 файл

Экономическая мысль античного мира.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Экономическая мысль античного  мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны древнегреческими мыслителями античного периода Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем ( V-IV вв. до н. э. ).

       Заслуги Ксенофонта (444 - 355) в истории экономических учений определяются несколькими моментами. Ксенофонт известен как автор работы Экономикос” (“Домострой”), где он впервые использовал термин экономика(от двух древнегреческих слов: oikos домашнее хозяйство, nomos закон ). Таким образом, уже в древности экономику понимали как науку о законах развития хозяйства. Ксенофонт рассматривал ее как науку, с помощью которой можно обогащаться. Примечательно, что источником обогащения он считал земледелие – “Мать и кормилицу всех искусств, условие деятельности людей”. К ремеслу Ксенофонт относился отрицательно, считал, что занятие ремеслом отнимает время от земледелия и от общения с друзьями. Взгляды Ксенофонта по вопросу о разделении труда находились в тесной связи с воззрениями на рабство. Раб для него это животное, одаренное речью. Он делил общество на рабов, выполняющих физический труд, и рабовладельцев работников умственного труда, управляющих обществом. Вместе с тем, Ксенофонт впервые выдвинул положение о материальном и моральном стимулировании труда рабов: хорошо работающему рабу можно подарить подарок, а на честолюбивые натуры благоприятно влияет и похвала.

       Ксенофонт впервые в экономической литературе обратил внимание на двойственное потребление  вещей: вещь полезна, если она нужна и нею можно пользоваться; в то же время бесполезную вещь можно поменять на другую, полезную вещь. Таким образом, Ксенофонт выделил потребительную и меновую стоимости товара. 
 
 
 

К деньгам  Ксенофонт относился отрицательно, но при этом разграничивал понятие денег в качестве денег и сокровища.

       Будучи  сторонником натурального хозяйства, он все же стремился использовать наличные товарно-денежные отношения в интересах рабовладельческой аристократии.

       Экономические взгляды Платона (427-347) можно проследить в связи с его взглядами на государство. Из его сочинений наиболее известное – “Политея”, или Государство”. В экономической литературе оценивается как гениальное положение Платона о том, что в основе всякого государства лежит разделение труда. Однако Платон ошибочно отождествлял государство с обществом, а разделение труда в хозяйстве с общественным разделением труда.

       Процесс разделения труда и образования  государства Платон связывал с потребностями  и врожденными способностями  людей: человек не может удовлетворить все свои потребности, поэтому он берет себе различных помощников. Когда все они собраны вместе, то эту группу обитателей”, по его мнению, можно назвать государством.

       В системе Платона государство классовое общество. Он выделил три класса: 1) философов; 2) воинов; 3) земледельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы у него вне сословий, это говорящие орудия труда. Критериями деления общества на классы у Платона являются три добродетели: мудрость, мужество и сдерживающая мера.

       Мудрый  тот, кто не только способен дать правильный совет в частном деле, но и для государства в целом. Поэтому мудрые должны править государством. Храбрые должны государство защищать. Сдерживающая мера это способность понимать необходимость подчинения законам. Те, кто способен это понять и подчиниться законам, достойны быть свободными гражданами. А те, кто не способен подчиниться законам государства, могут быть лишь рабами.

       В системе разделения труда Платон считал наиболее важным занятием - земледелие, которое должно быть основой жизни государства. Развитие же ремесла в ущерб земледелию может оказаться гибельным.

       Признавая необходимость торговли, Платон все-таки отрицательно к ней относился, считал занятие торговлей делом варваров и подчеркивал нецелесообразность отвлекать для занятия торговлей греческих граждан, способных к другим занятиям.

       Экономической основой государства у Платона  было натуральное хозяйство. Имущество, по мнению Платона, не должно быть слишком большим. Излишки его надо передавать государству. Большое богатство и счастье, считал Платон, не совместимы, т.к. человек не может быть хорошим, если часть его богатства приобретается и используется несправедливо. (В основе справедливости у него лежат известные добродетели). По мнению

       Платона, государство может поддерживатьсправедливость законами: запрещать ссуду под процент, устанавливать пределы колебания цен (тогда не будет ни бедных, ни богатых).

       Анализ  бедности и богатства Платон связывал со стимулами к труду. Как чрезмерное богатство, так и бедность причины упадка ремесла: богатый не будет работать также старательно, как раньше, когда он хотел разбогатеть; бедный же не сможет хорошо работать и не сможет научить своих сыновей, т.к. для ремесла нужен хороший инструмент, купить который бедному не по карману.

       Аристотеля (384-322) по праву считают самой всеобъемлющей головой древности, наиболее приблизившейся к материализму. Широко известным является его произведение Политея”, или Политика”, в котором он продолжил развитие взглядов своих предшественников по экономическим вопросам и по проблемам государства.

       Происхождение государства он объяснял стремлением  людей к общежитию, к общению. На основе этого строится семья, селение, а впоследствии и государство. Счастье каждого человека и государства в целом он видел в собственности средней, но достаточной. Как политическое образование, государство, по мнению Аристотеля, должно сочетать элементы монархии, аристократии и демократии.

Аристотель выделил  следующие классы: 1) земледельцы, 2) скотоводы; 3) торговцы; 4) воины; 5) наемные работники. Раб не гражданин.

       В отличие от Платона, Аристотель считал, что свободный человек не должен заниматься ни ремеслом, ни земледелием. Это удел рабов. Свободные же люди пригодны для политической жизни.

Информация о работе Экономическая мысль античного мира