Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:40, лекция
Экономической основой государства у Платона было натуральное хозяйство. Имущество, по мнению Платона, не должно быть слишком большим. Излишки его надо передавать государству. Большое богатство и счастье, считал Платон, не совместимы, т.к. человек не может быть хорошим, если часть его богатства приобретается и используется несправедливо. (В основе справедливости у него лежат известные добродетели)
Экономическая мысль античного мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны древнегреческими мыслителями античного периода – Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем ( V-IV вв. до н. э. ).
Заслуги Ксенофонта (444 - 355) в истории экономических учений определяются несколькими моментами. Ксенофонт известен как автор работы “Экономикос” (“Домострой”), где он впервые использовал термин “экономика” (от двух древнегреческих слов: oikos – домашнее хозяйство, nomos – закон ). Таким образом, уже в древности экономику понимали как науку о законах развития хозяйства. Ксенофонт рассматривал ее как науку, с помощью которой можно обогащаться. Примечательно, что источником обогащения он считал земледелие – “Мать и кормилицу всех искусств, условие деятельности людей”. К ремеслу Ксенофонт относился отрицательно, считал, что занятие ремеслом отнимает время от земледелия и от общения с друзьями. Взгляды Ксенофонта по вопросу о разделении труда находились в тесной связи с воззрениями на рабство. Раб для него – это животное, одаренное речью. Он делил общество на рабов, выполняющих физический труд, и рабовладельцев – работников умственного труда, управляющих обществом. Вместе с тем, Ксенофонт впервые выдвинул положение о материальном и моральном стимулировании труда рабов: хорошо работающему рабу можно подарить подарок, а на честолюбивые натуры благоприятно влияет и похвала.
Ксенофонт
впервые в экономической
К деньгам
Ксенофонт относился
Будучи сторонником натурального хозяйства, он все же стремился использовать наличные товарно-денежные отношения в интересах рабовладельческой аристократии.
Экономические взгляды Платона (427-347) можно проследить в связи с его взглядами на государство. Из его сочинений наиболее известное – “Политея”, или “Государство”. В экономической литературе оценивается как гениальное положение Платона о том, что в основе всякого государства лежит разделение труда. Однако Платон ошибочно отождествлял государство с обществом, а разделение труда в хозяйстве с общественным разделением труда.
Процесс разделения труда и образования государства Платон связывал с потребностями и врожденными способностями людей: человек не может удовлетворить все свои потребности, поэтому он берет себе различных помощников. Когда все они собраны вместе, то эту группу “обитателей”, по его мнению, можно назвать государством.
В системе Платона государство – классовое общество. Он выделил три класса: 1) философов; 2) воинов; 3) земледельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы у него вне сословий, это говорящие орудия труда. Критериями деления общества на классы у Платона являются три добродетели: мудрость, мужество и сдерживающая мера.
Мудрый тот, кто не только способен дать правильный совет в частном деле, но и для государства в целом. Поэтому мудрые должны править государством. Храбрые должны государство защищать. Сдерживающая мера – это способность понимать необходимость подчинения законам. Те, кто способен это понять и подчиниться законам, достойны быть свободными гражданами. А те, кто не способен подчиниться законам государства, могут быть лишь рабами.
В системе разделения труда Платон считал наиболее важным занятием - земледелие, которое должно быть основой жизни государства. Развитие же ремесла в ущерб земледелию может оказаться гибельным.
Признавая необходимость торговли, Платон все-таки отрицательно к ней относился, считал занятие торговлей делом варваров и подчеркивал нецелесообразность отвлекать для занятия торговлей греческих граждан, способных к другим занятиям.
Экономической основой государства у Платона было натуральное хозяйство. Имущество, по мнению Платона, не должно быть слишком большим. Излишки его надо передавать государству. Большое богатство и счастье, считал Платон, не совместимы, т.к. человек не может быть хорошим, если часть его богатства приобретается и используется несправедливо. (В основе справедливости у него лежат известные добродетели). По мнению
Платона, государство может “поддерживать” справедливость законами: запрещать ссуду под процент, устанавливать пределы колебания цен (тогда не будет ни бедных, ни богатых).
Анализ бедности и богатства Платон связывал со стимулами к труду. Как чрезмерное богатство, так и бедность – причины упадка ремесла: богатый не будет работать также старательно, как раньше, когда он хотел разбогатеть; бедный же не сможет хорошо работать и не сможет научить своих сыновей, т.к. для ремесла нужен хороший инструмент, купить который бедному не по карману.
Аристотеля (384-322) по праву считают самой всеобъемлющей головой древности, наиболее приблизившейся к материализму. Широко известным является его произведение “Политея”, или “Политика”, в котором он продолжил развитие взглядов своих предшественников по экономическим вопросам и по проблемам государства.
Происхождение государства он объяснял стремлением людей к общежитию, к общению. На основе этого строится семья, селение, а впоследствии и государство. Счастье каждого человека и государства в целом он видел в собственности средней, но достаточной. Как политическое образование, государство, по мнению Аристотеля, должно сочетать элементы монархии, аристократии и демократии.
Аристотель выделил следующие классы: 1) земледельцы, 2) скотоводы; 3) торговцы; 4) воины; 5) наемные работники. Раб – не гражданин.
В отличие от Платона, Аристотель считал, что свободный человек не должен заниматься ни ремеслом, ни земледелием. Это удел рабов. Свободные же люди пригодны для политической жизни.