Экономическая эффективность производства, ее сущность и показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы заключается в определении экономической эффективности производства.
Задачи:
охарактеризовать сущность, критерии и показатели экономической эффективности производства.
раскрыть факторы, влияющие на эффективность производства в рыночных условиях хозяйствования.
охарактеризовать расчет влияния различных факторов на показатели эффективности производства

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

Выявление факторов, влияющих на прибыль  предприятия, предполагает изучение экономических  условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий  хозяйственной деятельности торгового  предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный  уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести  инфляцию; состояние рынка; изменение  законодательства и нормативных  документов в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров  народного потребления, налогообложения  предприятий, оплаты труда работников.

К внутренним факторам можно отнести  объем и качество проданной продукции, товаров; политику ценообразования  на предприятии; уровень себестоимости  и других затрат; качество менеджмента  разных уровней; технический уровень  производственных фондов.

Трудности, возникающие при продаже  продукции ввиду снижения спроса на нее, могут привести к снижению и валового дохода от реализации, и  валовой прибыли. Регулятором соотношения  спроса и предложения на рынке  выступают цены. При низких ценах  на товары объем спроса на них больше, а при высоких – меньше, так  как существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж норма прибыли растет. Затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется  или снижается, что зависит от группы товаров.

Объем реализации продукции может  оказывать положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации соответственно происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции также  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличивается  доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Себестоимость продукции обратно  пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Углубленный анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия, позволяет  выявить резервы роста прибыли, т.е. количественно измеримые возможности  ее увеличения. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов увеличения прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчета, мобилизации и  реализации.

Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и  т.д.

Рентабельность, т.е. способность организации  приносить прибыль, является показателем, демонстрирующим экстенсивность или  интенсивность использования ресурсов. Существуют различные показатели рентабельности, которые на практике рассчитываются для различных целей. На первом месте  стоит показатель, исчисленный как  отношение прибыли от продажи  продукции к полной себестоимости  реализованной продукции, выполненных  работ и оказанных услуг. Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации и  снижение ее себестоимости.

Также рассчитывают показатели рентабельности продаж, рентабельности активов, рентабельности капитала и т.д.

Показатель рентабельности продаж (RN=PN/N=1–S/N) также называют коэффициентом эффективности управления. Этот показатель полностью зависит от себестоимости продукции, а именно в снижении себестоимости продукции, прежде всего, проявляется эффективность управления.

В свою очередь, рентабельность продаж является одним из факторов рентабельности активов организации – самого обобщающего показателя эффективности  хозяйственной деятельности. Вторым фактором рентабельности активов является капиталоотдача, характеризующая оборачиваемость активов.

PN/K = PN/N× N/K,

где PN/N – показатель рентабельности продаж;

N/K – коэффициент капиталоотдачи (деловой активности);

K – средняя за период стоимость  активов.

Финансовое состояние организации  характеризуется размещением и  использованием средств (активов) и  источниками их формирования (собственным  капиталом и обязательствами, т.е. пассивом) и также является показателем  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности.

Основными факторами, определяющими  финансовое состояние, являются: во-первых, выполнение финансового плана и  пополнение по мере возникновения потребности  собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).

Поскольку выполнение финансового  плана в основном зависит от результатов  хозяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое положение является наиболее обобщающим показателем эффективности финансово-хозяйственной  деятельности.

При планировании мероприятий по улучшению  финансового состояния организации  особое внимание следует уделять  проблеме недостатка собственных оборотных  средств.

Величина собственных оборотных  средств (чистого оборотного капитала) отражает долю средств, принадлежащих  организации, в ее текущих активах  и является одной из характеристик  финансовой устойчивости.

На финансовом положении отрицательно сказываются как недостаток, так  и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток этих средств  может привести предприятие к  банкротству вследствие его неспособности  своевременно погасить краткосрочные  обязательства. Он может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадежной дебиторской  задолженности и т.д. Значительное превышение чистого оборотного капитала оптимальной потребности в нем  свидетельствует о неэффективном  использовании ресурсов.

Следует отметить, что не всегда недостаток собственных оборотных средств свидетельствует о неэффективности управления оборотными средствами, например, если организации удается поддерживать высокую оборачиваемость текущих активов.

Оборотные активы, непокрытые собственными средствами и денежными средствами, надо финансировать в долг – кредиторской задолженностью. Не хватает кредиторской задолженности – приходится брать  краткосрочный кредит. Таким образом, формируются текущие финансовые потребности (ТФП).

Текущие финансовые потребности –  это разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью, или не покрытая ни собственными средствами, ни долгосрочными  кредитами, ни кредиторской задолженностью часть оборотных средств.

Текущие финансовые потребности = Запасы сырья и готовой продукции + Дебиторская  задолженность – Кредиторская задолженность

Для снижения потребности в краткосрочном  кредите необходимо:

– увеличить собственные оборотные  средства;

– снизить текущие финансовые потребности.

В свою очередь для увеличения собственных  оборотных средств необходимо:

– нарастить собственный капитал (увеличив уставный капитал, нераспределенную прибыли и резервов, повысив рентабельность с помощью контроля затрат и агрессивной  коммерческой политики).

– увеличить долгосрочные заимствования. Если долгосрочных кредитов в структуре  пассивов относительно немного, то можно  попробовать получить дополнительный долгосрочный кредит. В развитой рыночной экономике долгосрочный кредит имеет  для предприятия свои преимущества: проценты ниже, чем по краткосрочному кредиту, возмещение растянуто во времени.

– уменьшить иммобилизацию средствво внеоборотных активах, но только не в ущерб производству. Сохраняя активную часть основных средств, можно, например, попытаться избавиться от части или всех долгосрочных финансовых вложений, если они не играют особой роли для организации.

– увеличить объем реализации и  прибыли при рациональном управлении последней.

Для уменьшения текущих финансовых потребностей необходимо:

– Уменьшить оборотные активы. Многие предприятия плохо управляют  запасами, а то и вовсе не контролируют их. Такое легкомыслие способно привести к неплатежеспособности. Для определения  оптимального уровня запасов существуют надежные экономико-математические инструменты.

– Снизить дебиторскую задолженность. Сокращать длительность отсрочек платежей надо, однако, стараясь не подвергать себя риску потерять клиентов. Здесь могут  быть полезны: учет векселей, факторинг, и т.п. Необходимо также хорошо изучить рынок с целью понять, какие средние отсрочки предоставляют конкуренты. Необходимо также снизить удельный вес сомнительных клиентов, задерживающих платежи или вовсе не оплачивающих товар.

– Увеличить кредиторскую задолженность,удлиняя сроки расчета с поставщиками крупных партий сырья, материалов, товаров, которые заинтересованы в сбыте больших, важных для продавца партий.

Финансовое положение организации, ее ликвидность и платежеспособность непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные  в активы, превращаются в реальные деньги. Такая зависимость объясняется  тем, что скорость оборота средств  влияет на:

– минимально необходимую величину авансированного капитала;

– потребность в дополнительных источниках финансирования;

– сумму затрат, связанных с  владением товарно-материальными  ценностями и их хранением;

– величину уплачиваемых налогов  и др.

Различные виды активов организации  имеют неодинаковую оборачиваемость. Для оценки эффективности использования  оборотных средств применяются показатели их оборачиваемости.

На величину и скорость оборота  оборотных средств оказывают  влияние различные внешние и  внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

– отраслевая принадлежность (торговля, промышленность, строительство);

– сфера деятельности организации;

– масштаб деятельности организации (малый бизнес, средний, крупный);

– влияние инфляционных процессов;

– характер хозяйственных связей с партнерами.

К внутренним факторам относятся:

– длительность производственного  цикла;

– количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;

– система расчетов за товары, работы, услуги;

– темпы роста производства и  реализации продукции.

– эффективность стратегии управления активами;

– ценовая политика организации;

– методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

 

1.4 Пути повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности  предприятия

В зависимости от места  и сферы реализации пути повышения  эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым предприятие может только подстроиться. Вторая группа факторов - это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и так далее.

Внешние факторы зависят  от проводимой государством экономической  политики в отношении сельского  хозяйства. К ним относятся вопросы  налогообложения, компенсаций и  дотаций, выявление приоритетов  развития отрасли, аграрное законодательство и др. Аграрный сектор, в силу своей специфики, к которой можно отнести зависимость от природных условий, наличие постоянных рисков, высокую фондоемкость, требует постоянного вмешательства государства. Поэтому, основным направлением повышения эффективности аграрного производства является усиление государственного регулирования, которое выражается в следующем:

    • государственная поддержка аграрного сектора, основанная на формировании единой аграрной политики по отношению ко всем производителям сельхозпродукции и поддержке отечественного товаропроизводителя;
    • устранение диспаритета цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;
    • реализация социальных программ по поддержке платежеспособного спроса населения в условиях освобождения рыночных цен;
    • решение проблемы финансирования сельской социальной инфраструктуры;
    • совершенствование аграрного законодательства в области регулирования кредитования и налогообложения оборота земель, аграрных предприятий;
    • сохранение и развитие научно-аграрного потенциала, стимулирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве;
    • обеспечение условий для развития конкуренции, борьба с монопольным положением промышленных и перерабатывающих предприятии;
    • повышение квалификации работников всех сфер АПК;
    • стимулирование роста конкурентоспособных производств аграрного сектора;
    • проведение внешнеэкономической политики, основанной на защите внутреннего рынка от недоброкачественной конкуренции со стороны иностранных компаний.

Информация о работе Экономическая эффективность производства, ее сущность и показатели